Шпаргалка по «Теории управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 05:08, шпаргалка

Краткое описание

1. Управленческий труд и его специфика
2. Сущность системного и процессного подходов к управлению
3. Модель внутренних и внешних переменных организации
4. Конфликт в организации. Виды конфликтов и способы их разрешения
...
13. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на вопросы госэкзамена.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Сфера совместного ведения: обеспечения  соответствия нормативных актов  субъектов РФ КРФ и ее законам; обеспечение законности и правопорядка; установление общих принципов организации местного самоуправления; природопользование; здравоохранение; местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ; подбор кадров судебных и правоохранительных органов; адвокатуры; нотариата; административное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство и др.; установление общих принципов организации системы органов гос власти и местного самоуправления (ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос власти субъектов РФ»); координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Рф»). Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты обладают всей полнотой гос власти. Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий, они не должны противоречить КРФ и ФЗ, Федеральным договорам.

14. Концептуально-правовые принципы экономической деятельности, их реализация в современных Российских условиях.

Система экономических общественных отношений –это есть отношения собственности, права распределения, потребления  и обмена материальных и духовных благ, причем общественные отношения, связаны с распределением и потреблением благ преимущественно принадлежащих и к системе социальных отношений.

В Конституции обычно содержится перечень принципов характеризующих экономические  отношения:

- принцип национального суверенитета;

- принцип частной собственности;

- принцип защиты прав потребителей;

- принцип регионального и социального  равенства;

- принцип полной занятости.

Конституционно-правовые принципы экономической  деятельности:

Основополагающим является установление в КРФ установление в Конституции целей использования национальных богатств в общих интересах независимо от того, кто является их собственником;

Возможность гос планирования экономической  жизни;

Обеспечение частной конкуренции  и недопущение частных монополий;

Устранение препятствий исторического, географического и иного объективного характера.

В ряде Конституций содержится нормы, обеспечивающие сохранение национального  капитала. Одним из наиболее важных компонентов экономической системы  является экономический механизм, через который гос решает свои экономические и социальные проблемы. В экономическом механизме важная роль принадлежит финансовой подсистеме.

В КРФ особенностями экономических, социальных и культурных прав являются:

1. единство материального, экономического и социально-культурного содержания;

2. они нередко выступают как  права гарантии, так как обеспечивают  реализацию других прав и свобод;

3. их реализация связана с  обеспечением достойного уровня  жизни м свободного развития  каждого человека;

4. требуют в отношении себя  более детальной конкретизации  в текущем законодательстве;

5. часть прав претерпела существенные  изменения (право на труд, образование), другие права оказались принципиально  новыми для российской правовой  системы (право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).

К экономическим правам относятся:

- право частной собственности,  которое согласно ст.35 КРФ охраняется  законом. Каждый вправе иметь  имущество в собственности, владеть,  пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими. Никто не может быть лишен своего имущества для гос нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования частной собственности гарантируется;

- право свободного владения, пользования  и распоряжения землей и другими  природными ресурсами, ст. 36;

право на свободу предпринимательской  и иной не запрещенной законодательством  экономической деятельности, ст. 34;

право свободного распоряжения своими способностями к труду и избирать род деятельности и профессию, ст37.

Раздел 5 «Региональная экономика  и управление» и «социально-экономическая  политика в регионе»

1. Сущность и содержание понятия «социальные ресурсы»

  Понятие «ресурсы» имеет два значения:

  1. Ресурсы – это запасы, средства, используемые при необходимости.
  2. Ресурсы – предельное значение какого-то средства.

Социальные ресурсы  - запасы творческой энергии личности (познавательные, деятельностные), а также запасы социальной организации и общества в целом.

  Классификация социальных ресурсов:

  1. Мотивационные ресурсы – творческий потенциал работника и его способности к саморазвитию.
  2. Интеллектуальные ресурсы.
  3. Информационные ресурсы.
  4. Социально-психологические ресурсы.
  5. Демографические ресурсы.
  6. Инновационные ресурсы.
  7. Кадровые ресурсы.

  Особенности социальных ресурсов:

  1. Социальные ресурсы практически неисчерпаемы.
  2. Социальные ресурсы не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе использования они не только не уничтожаются, но и увеличиваются.
  3. Если природные ресурсы хранятся продолжительное время, то социальные ресурсы деградируют, обесцениваются в процессе своей невостребованности.
  4. В отношении социальных ресурсов критерий достаточности и недостаточности является более сложным и пока еще не разработан.
  5. Социальные ресурсы обладают большим разнообразием и взаимозаменяемостью.

   При оценке эффективности  социального управления используется  такое понятие как входы в  систему, или ресурсы, получаемые  извне.

С точки зрения затратного критерия эффективность социального управления в условиях ограниченности ресурсов можно повысить более рационально используя имеющиеся ресурсы; либо увеличения долю затрат на социальную сферу; либо снижая затраты, не снижая при этом конечного результата.

  Исходные ресурсы социальной подсистемы – это есть социальный потенциал территории. Потенциал – это есть источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения поставленных целей.

 Социальный потенциал региона включает в себя человеческие или интеллектуальные ресурсы, социальную инфраструктуру и финансовые ресурсы.

 Качественные и количественные  характеристики ресурсов обуславливают  социальную активность населения.

2. Социальное управление: сущность и содержание

  Социальное управление – это есть необходимые функции жизнедеятельности общественных систем, обеспечение и сохранение их структуры, поддержание определенного состояния и переводы в другое состояние данной системы в соответствии с поставленными целями.

  В зависимости от того, на  какую сферу направлено управленческое  воздействие, можно различать  следующие виды управления:

    • социальное управление;
    • экономическое;
    • управление в политической сфере;
    • управление в культурной деятельности.

  Содержание социального управления предусмотрено следующими направлениями деятельности (их можно сгруппировать в 3 раздела):

  1. Воздействие на процессы изменения непосредственных условий жизнедеятельности людей (улучшение условий труда, улучшение условий быта, охрана окружающей среды, улучшение условий безопасности, охрана прав, удовлетворение духовных потребностей);
  2. Воздействие на процессы формирования и развития социальных качеств людей – повышение нравственных, образовательных, культурных ценностей;
  3. Воздействие на процессы формирования и развития социальных систем как целостных образований.

  Социальное программирование  один и методов социального  управления. Оно представляет собой  форму системного перераспределения  ресурсов на основе заранее  определенных целей, критериев  и возможных форм использования данных ресурсов для решения конкретных социальных задач.

В рамках социального программирования отводится социальным программам (это  единый адресный документ, содержащий взаимоувязанный по срокам исполнения комплекс мероприятий, направленный на достижение определенной социальной цели).

  Социальная программа позволяет  структурировать основную цель, четко описать все уровни решения  проблемы, необходимые для этого  ресурсы, проконтролировать расходование  средств и степень достижения  поставленной цели.

  Определение объектов социального  программирования:

  1. Крупные межотраслевые проблемы (логика старых схем народного хозяйства, изыскание  новых методов и т.д.).
  2. Крупные межотраслевые проблемы.
  3. Социальные проблемы, связанные с изменениями отношений собственности (или со сменой экономического строя).
    • социальные проблемы, напрямую обусловленные политическими действиями правящей элиты (проблемы переселенцев, военнослужащих и т.д.);
    • социальные проблемы, нерешенность которых в настоящее время породит значительные трудности и последствия в ближайший или более отдаленной перспективе (проблемы мультипликативного характера, проблемы демографии);
    • процессы, носящие экстремальный чрезвычайный характер. Они требуют немедленного решения, ресурсов, мобилизации усилий;
    • социальные проблемы, влияющие на производительность труда и в целом на эффективность производства (адаптация молодых специалистов, механизация и автоматизация производства) или на сокращение кадров;
    • проблемы, обусловленные физиологическими особенностями отдельных групп или категориями населения (инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи, одиночки и т.д.);
    • проблемы, связанные с нехваткой ресурсов для нормального функционирования и развития отраслей социальной сферы.

 Отбор проблем, решаемых на основе программных методов, осуществляется на основе групповых признаков:

1.  Признаки, отражающие содержание  проблемы:

  • наличие множества потребностей, неудовлетворенность которых порождает проблему;
  • острота, напряженность социальной ситуации.
  • Комплексность – наличие проблем различного характера.
  • Количественное определение результатов решения проблемы.

2. Признаки, отражающие проблемы  с точки зрения ее решения:

  • отсутствие методов и средств эффективного решения проблемы;
  • отсутствие органа, отвечающего за решение проблемы в целом;
  • межведомственный характер проблемы;
  • многопрофильный тип проблемы;
  • невозможность решения проблемы в заданные сроки при сложившихся тенденциях, темпах роста социально-экономической системы.

3. Признаки, характеризующие особенности  мероприятий, направленных на решение проблем:

  • необходимость принятия специальных мер (новизна организационных, технических, экономических и других решений);
  • избирательность, узость решаемых задач;
  • многоцелевая направленность мероприятий;
  • долговременный характер мероприятий.

При выборе целей используется несколько  подходов к социальному программированию:

  1. Генетический подход – основан на логике развития от наблюдаемого настоящего к будущему через устойчивые закономерности прошлого.
  2. Нормативный подход. В основу этого подхода положено количественное определение желаемого состояния отдельных элементов социальной системы (наличие эталонов социального развития).
  3. Аналоговый подход, который предполагает перенос отдельных эталонов социально-экономического развития зарубежных стран в конкретных исторических условиях в качестве желаемых и возможных перспектив развития других стран или регионов.
  4. Сценарный метод решения социальных проблем.

3. Использование элементов программно-целевого и сценарного методов при разработке основ социально-экономической политики региона.

   В течение длительного периода времени программно-целевое планирование и управление в России было сосредоточено на построении и осуществлении целевых программ федерального уровня. Политические и социально-экономические реформы 1990-х годов привели  смещению программных разработок на уровень субъектов РФ. Одновременно разработка и реализация программ на уровне субъектов РФ была призвана в определенной мере компенсировать ослабление и потерю инструментов планового управления региональной экономикой в связи с отходом от централизованного планирования.

Управление развитием предполагает решение комплекса долгосрочных и текущих задач, взаимоувязанных  по целям, ресурсам, времени и мероприятиям. В качестве основного метода управления социально-экономическим развитием в деятельности органов местного самоуправления целесообразно использовать программно-целевой метод. Этот метод предусматривает разработку, принятие и реализацию программ, направленных на решение приоритетных проблем развития.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории управления»