Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:15, курсовая работа
Цель работы – изучить факторы повышающие эффективность деятельности организации стилей управления.
Для реализации поставленной цели решались задачи:
1. Проанализировать представления о психологии управленческой деятельности в современной психологической литературе.
2. Изучить закономерности и механизмы управленческой деятельности.
3. Дать характеристику понятия «стиль управления» и «типы руководства» и их классификацию.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя
Понятие управления в организации
Характеристика стилей управления
Типы руководства и руководителей
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретации результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
6. Ничто так не подрывает
7. Нельзя переносить выполнение текущих дел на часы приема посетителей. Люди, которые ожидают, когда вы освободитесь, тратят столько же сил, как на самую тяжелую умственную работу. Поэтому если у руководителя приемная всегда полна посетителями, то это не признак его бурной деятельности, а лишь пример, как не надо работать.
8. В аппарате управления
9. Ничто так не раздражает
людей, как безделье. Поэтому лучше
давать задания с более
10. Справедливость прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело, ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна соответствовать степени проступка. Бойтесь излишней строгостью вызвать озлобление.
11. Между проступком и наказанием нет и не может быть линейной зависимости. Хороший работник, допустивший промах в первый раз, не может быть наказан со всей строгостью. Первый выговор всегда нужно делать наедине. Следует помнить, что есть люди, психологически легкоуязвимые, К ним применять разные взыскания нужно особенно осторожно, так как несправедливое наказание легко может вызвать у них озлобленность или даже психическое заболевание.
12. Только в крайнем случае
разрешается применять выговор
в присутствии коллег. Излишнее
злоупотребление распеканиями
Стиль управления – это не личное дело руководителя в связи с тем, что он сказывается на деятельности всей системы предприятия или организации. Стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии. Факторы формирования стиля управления – многочисленные и сложные. Их можно объединить в три группы: общие (объективные), особенные (объективно-субъективные), единичные (субъективные). Они взаимосвязаны между собой и формируют стиль управления как систему, в которой соединены индивидуальные особенности руководителя и параметры функционирования организации (территориальные, исторические, организационные).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование стиля руководства – сложный процесс, на который трудно, но возможно повлиять и изменить. Поэтому стиль руководства руководителя важен для развития и функционирования всей организации.
Выводы по второй главе
В ходе эмпирического исследования было установлено:
1. По оценке сотрудников первой группы стиль руководителя демократичный и 67% испытуемых удовлетворены своей работой.
2. Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о эффективности влиянии стиля руководителя на удовлетворенность работой его подчиненных.
Заключение
Стиль управления – устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Выделяют три стиля управления, наиболее часто использующиеся для характеристики управленческой деятельности: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский). Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.
На предприятии, где руководитель с демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический климат, что может говорить о полной благоприятной обстановке на предприятии, о доверии, доброжелательной и деловой критике, свободном выражении собственного мнения, удовлетворенностью в работе, высокой степенью взаимопомощи. Рассмотрев вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод о том, что стиль - это, прежде всего социальное явление, так как в него заложены и убеждения руководителя, и поведение подчиненных, и морально-психологическая атмосфера организации. На практике руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования стиля руководства. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, - в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой. Успешное руководство - это искусство, требующее хорошего знания людей, понимания их самих и причин того или иного поведения.
Наше исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Рассмотрены теоретические аспекты стилей руководства, их понятия, сущность и классификация. Оценены преимущества и недостатки стиля руководства;
2. Проанализирован стиль
3. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, а так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем;
4. Разработаны психологические рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя.
21.Ревенко Н.В. Управление, нацеленное на результаты. – Политическая школа бизнеса. – М., 1994
22.Файоль А. Производственная социология, психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1989
Приложения
Приложени№1
«Сравнительная характеристика стилей управления»
Стиль управления |
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Авторитарный (директивный) |
Деловые краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции в расчет не принимаются. Показ приемов – не система. Позиция руководителя – вне группы. |
Дела в группе планируются руководителем заранее (во всем их объеме). Определяются непосредственные цели, дальние - неизвестны. Голос руководителя решающий. |
Демократический (коллегиальный) стиль |
Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание с советами. Распоряжения с дискуссиями. Позиция руководителя – внутри группы. |
Мероприятия планируются в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Нейтральный (попустительский) стиль |
Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция руководителя – незаметно в стороне от группы. |
Дела в группе идут сами собой. Руководитель не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп. |
Приложение№2
Текст опросника
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
a) Централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
b) Руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
c) Четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
d) Ожидает указаний сверху или даже требует их;
e) Централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в
a) В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
b) Критические ситуации не изменяют его способов руководства;
c) В критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
d) Сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
e) В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
3. Контакты руководителя с
a) Недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
b) Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
c) Умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии:
d) Старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;
e) Общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы
a) В отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
b) Коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
c) Исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
d) Продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
e) В отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношение руководителя к
a) Сам обращается за советом к подчиненным;
b) Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;
c) Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;
d) Руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
e) Если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности
a) Контролирует работу от случая к случаю;
b) Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
c) Контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
d) Контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
Информация о работе Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации