Этапы развития личности и процесс социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:41, реферат

Краткое описание

Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "ещё неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.

Содержание

Введение 3
1. Понятие личности 5
1.1. Понятие социализации 8
1.2. Содержание процесса социализации 9
1.3. Как происходит социализация 12
1.4. Стадии процесса социализации 14
2. Развитие личности и его факторы 18
2.1. Теория Чарльза Хортона Кули и Джорджа Герберта Мида 22
2.2. Теория Фрейда 23
2.3. Теория Пиаже 24
2.4. Теория Колберга 25
2.5. Социализация: непрерывный процесс 27
2.6. Социализация как ответ на кризис 27
2.7. 8 Восемь стадий человеческого развития по Эриксону 28
2.8. Изменение личности 29
3. Этапы развития личности 30
4. Агенты социализации 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 108.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Понятие личности 5

1.1. Понятие социализации 8

1.2. Содержание процесса социализации 9

1.3. Как происходит социализация 12

1.4. Стадии процесса социализации 14

2. Развитие личности и его факторы 18

2.1. Теория Чарльза Хортона Кули и Джорджа Герберта Мида 22

2.2. Теория Фрейда 23

2.3. Теория Пиаже 24

2.4. Теория Колберга 25

2.5. Социализация: непрерывный процесс 27

2.6. Социализация как ответ на кризис 27

2.7. 8 Восемь стадий человеческого развития по Эриксону 28

2.8.  Изменение личности 29

3. Этапы развития личности 30

4. Агенты социализации 36

Заключение 40

Список использованной литературы 41

Введение

 

Как происходит становление  личности, как она развивается, как  из "неличности" или "ещё неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству?  Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть  ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые  необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны  характер деятельности человека, особенности  его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения  в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские  и юношеские годы. Если же возможности  этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной  мере использованы, то в более поздние  годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время  не могут дать эффекта попытки  забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

 Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Социальная структура  даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие  постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

С понятием социальная структура  тесно связаны социальный статус, социальная роль, социальные группы, институты  и общества.

 

    1. Понятие личности

 

Будучи высшим творением  природы, в известной нам части  Вселенной, человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он изменяется, развивается. В процессе развития он становится личностью, в  полной мере ответственной за свои поступки и действия.

 Существенное значение  для педагогики имеет уяснение  самого понятия "личность". В каком соотношении находится  это понятие с понятием "человек"? Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности.

Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил

  1. разумность,
  2. ответственность,
  3. свободу,
  4. личное достоинство,
  5. индивидуальность.

Личность – это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

 «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- так К.Д. Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек - биологический  вид, высокоразвитое животное, способное  к сознанию, речи, труду.

Индивид - это отдельная  особь, человеческий организм с присущими  только ему особенностями. Индивид  соотносится с человеком, как  особенное с типическим и всеобщим. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Индивидуальность так  же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности.

Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении.

Слово «личность» употребляется  только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим  «личность новорожденного», понимая  его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего  ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные  социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Личность относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития человека.

А.Н. Леонтьев подчёркивал  невозможность поставить знак равенства  между понятиями «личность» и  «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое  индивидом благодаря общественным отношениям.

На протяжении  19  века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся. Личностные черты индивида долгое время  приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет  ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в  первой половине ХХ века доказали, что  врожденная гениальность автоматически  не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую  попадает человек после рождения.

Личность невозможна вне  социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

   

    1.  Понятие социализации

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди  различных представителей психологической  науки (Кон, 1988). В системе отечественной  психологии употребляются ещё два  термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова  «социализация»: «развитие личности»  и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается  довольно критическое отношение, связанное  уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

Сомнение вызывает возможность точного разведения понятия социализация с другими, широко используемыми в отечественной психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идея развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитее личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцентная активность личности кажется, значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания – социальная среда и подчеркивается направление её воздействия на личность.

Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в её активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без  опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться её абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса  о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей  литературе в двух значениях –  в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного  воздействия на человека со стороны  субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему  определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь  ставится на целенаправленность, планомерность  процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия, понимается специальный  институт, человек, поставленный для  осуществления названной цели. В  широком смысле слова под «воспитанием»  понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с  целью усвоения им социального опыта  и т.д. Субъектом воспитательного  процесса в этом случае может выступать  и всё общество, и, как часто  говориться в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять  в широком смысле этого слова, то различие исчезает.

Информация о работе Этапы развития личности и процесс социализации