Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, является рассмотрение трудовой дисциплины персонала, как условие развития организации. То есть, как организовать работу, чтобы соблюдались правила внутреннего распорядка и труд был наиболее эффективным. Но следует помнить, что дисциплина труда настолько специфична, что правильно организовать ее довольно проблематично.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
изучить теоретические аспекты вопроса;
проанализировать дисциплину труда на предприятии ОАО «ХИТОН»;
разработать предложения или методы об эффективном управлении трудовой дисциплиной персонала на предприятии ОАО «ХИТОН».
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Дисциплина труда как элемент её организации . . . . . . . . . . . . . . . 6
Понятие дисциплины труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Понятие и признаки дисциплинарного поступка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Виды дисциплинарной ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Методы управления дисциплинарными отношениями . . . . . . . . . . . . . . .15
Глава 2 Анализ и оценка состояния дисциплины труда в ОАО «ХИТОН». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.1 Характеристика ОАО «ХИТОН» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.2 Анализ потерь рабочего времени за счёт прогулов и , простоев и других неуважительных и уважительных причин работников на ОАО «ХИТОН» . .26
2.3 Анализ текучести кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Глава 3 Пути и методы укрепления дисциплины труда для эффективного управления предприятием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.1 Метод дисциплинарной беседы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
3.2 Виды мотиваций персонала для успешной работы и трудовой дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Внутреннее вознаграждение
дает сама работа. Это такие ценности,
как самоуважение, значимость выполняемой
работы, ее содержательность, осознание
полученного результата и др. Для
того чтобы обеспечить получение
работником внутреннего вознаграждения,
необходимо создать ему нормальные
условия работы, обеспечив всем необходимым,
определить его права и обязанности,
ответственность и четко
Существуют определенные
правила эффективности
Возможность получить поощрение в близкие сроки, например через неделю. Если работник знает о том, что он получит поощрение, но только через год или несколько лет, эффективность этого вида поощрения резко снижается.
Гласность поощрения. Любое поощрение поднимает престиж, уважение к работнику и ценится людьми нередко значительно выше, чем материальные блага.
Доступность поощрения. Поощрение должно быть установлено не только для сильных работников, но также и для слабых.
Применение мер поощрения – право, а не обязанность руководства. У работника права на эти виды поощрения нет. Однако такое право может появиться при условии, если в организации принято положение о премировании, устанавливающее показатели, достижение которых дает работнику право на определенные поощрения. В этом случае администрация обязана применить меры поощрения, указанные в положении о премировании.
Показатели работы, дающие право на поощрение, могут быть установлены и в трудовом договоре. Кроме того, в нем может быть установлен также размер премии, которую работник получит, достигнув этих показателей.
Статья 131 КЗоТ РФ называет только пять видов достижения в труде, за которые работника необходимо поощрять:
Кроме указанных случаев поощрения, в правилах внутреннего трудового распорядка или положении о премировании можно предусмотреть и другие. В правилах внутреннего трудового распорядка организаций нередко насчитывается до 30 дополнительных мер поощрения, например медицинское страхование, страхование жизни, материальная помощь, дополнительный отпуск, бесплатное питание, пользование автомобилем компании, отдых в санаториях, дополнительная оплата, необычные звания, повышение по службе, придание особого статуса. Все вышеперечисленные виды поощрения доказали свою эффективность на практике.
Поощрение и награждения за успехи в труде объявляются в приказе (распоряжении) руководителя организации, доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку.
Система поощрения должна убедить работника в том, что в организации существует четкая связь между его активностью, результатами деятельности и поощрениями, которые он получает.
Практика применения мер поощрения доказала целесообразность сочетания разных мер (например моральных и материальных — вынесение благодарности с выплатой премии). В этом случае их эффективность повышается.
Метод принуждения. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. За совершение такого проступка работодатель применяет к работнику принуждение. Под принуждением понимается внешнее воздействие на поведение работника в рамках, установленных трудовым законодательством.
К нарушениям трудовой дисциплины, в частности, относятся:
Для того чтобы определить, был ли совершен работником дисциплинарный проступок, целесообразно проанализировать его состав. Он включает в себя четыре элемента: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
Субъектом дисциплинарного
проступка является работник, состоящий
в трудовых отношениях с организацией.
Не считается субъектом
Субъективная сторона – это отношение работника к своему проступку в виде вины. Ответственность наступает, если его вина выражена в виде умысла – работник сознавал, что совершает нарушение, и желал его совершения – или по неосторожности работник предвидел возможность нарушения, но самонадеянно, без достаточных оснований, рассчитывал его не совершить – по небрежности – работник не предвидел, что он совершит нарушение, хотя мог бы предвидеть последствия своих действий (бездействий).
Объект дисциплинарного проступка – это то, на что посягает нарушитель. К объектам можно отнести права и обязанности сторон трудового правоотношения, интересы организации, имущество организации, работника, правила внутреннего трудового распорядка.
Объективная сторона – это форма проступка, которая может иметь вид действия или бездействия. В объективной стороне необходимо установить связь между проступком и вредными последствиями. В объективную сторону включается время, место, обстановка, средства совершения проступка.
Именно совокупность всех четырех элементов определяет, был ли совершен дисциплинарный проступок или нет.
В результате, к методам
управления дисциплиной в трудовом
коллективе относятся многочисленные
и разнообразные инструменты. Экономические
инструменты состоят из системы
оплаты труда на предприятии: тарифная,
премиальная, сдельная и другие системы.
К психологическим методам
Глава 2 Анализ и оценка состояния дисциплины труда в ОАО «ХИТОН».
2.1. Характеристика ОАО «Хитон».
ОАО «Хитон» - крупнейший производитель бытовой химии и лакокрасочной продукции. Мы производим освежители воздуха, инсектициды, репелленты, антистатики, чистящие средства, эмали ПФ, эмали ГФ, паркетные лаки, грунтовку, а также сувенирную продукцию и гофроупаковку.
Миссия - компания, производящая качественные товары повседневного спроса, создающие удобство и комфорт, гарантирующие чистоту и защиту от негативных воздействий нашим потребителям.
Цель – эффективное повышение трудовой дисциплины предприятия для достижения технологического лидерства и удовлетворения требований конечного потребителя.
Основные направления развития:
Производство
продукции в аэрозольной
- Производство лакокрасочных материалов
промышленного потребления;
- Доведение системы менеджмента качества
до эффективного уровня;
- Поиск и внедрение новых производств,
развитие и модернизация существующих;
- Создание корпоративной информационной
системы управления предприятием на основе
информационных технологий;
- Разработка и развитие управляемых цепочек
поставок.
Для достижения поставленных
целей и реализации основных направлений
работ в области качества на ОАО «Хитон»
проводится:
- Эффективное управление
трудовой дисциплиной персонала
- Техническое перевооружение и реконструкция
предприятия, применение новейших технологий
изготовления продукции и методов организации
производства;
- Проведение маркетинговых исследований
для оптимизации продуктового портфеля
и продвижения продукции;
- Создание и актуализация электронной
модели бизнес-процессов предпри-ятия,
как основы для автоматизированных систем
управления предприятием;
- Качество сырья, материалов и покупных
комплектующих изделий обеспе-чивается
на основе сочетания требовательности
и активного сотрудничества с постав-щиками
по совершенствованию их систем качества
и производств;
- Непрерывное совершенствование системы
менеджмента качества с учётом требований
стандарта ИСО 9001-2000 и особенностей производства;
- Обучение руководящего персонала современным
методам управления;
ОАО «Хитон» по праву считается в своей отрасли одним из самых технически оснащенных, причем оборудованием ведущих мировых производителей, например, Lanico (Германия), Bonfigliolly (Италия), Soudronic (Швейцария). Все это позволяет предприятию выпускать высококачественную продукцию. Также залогом качества продукции является и четко организованный контроль соблюдения рецептур и введенных на предприятии внутренних стандартов качества, согласно которым характеристика выпускаемой продукции соответствуют требованиям ГОСТов, ТУ и условиям заказов. Система менеджмента качества успешно прошла сертификацию на соответствии МС серии ИСО 9000.
Вся выпускаемая продукция выходит на рынки многих регионов Российской Федерации, а также поставляется на экспорт в страны ближнего зарубежья.
Расширяется сеть представительств ОАО «Хитон». Уже действуют представительства ОАО «Хитон» в Москве и Московской области, Санкт - Петербурге, Краснодарском крае, в г. Хабаровске, Самаре, Перми. Открытие представительств является составной частью стратегического плана по расширению компании. Это позволит лучше ориентироваться в специфике локальных условий рынка, отслеживать изменения спроса в регионах, четко планировать объемы продаж, и как следствие предлагать оптимальные условия взаимодействия.
В арсенале завода дипломы, медали, кубки, завоеванные на отечественных и международных выставках, призванных оценить лучшие товары России. ОАО «Хитон» стремится к достижению максимальной удовлетворенности своего потребителя как качеством, так и ассортиментом продукции, а также к укреплению позиций на рынке.
Недостаточно высокий уровень дисциплины труда приводит к потерям, дополнительным затратам, дезорганизует производство.
Экономические потери из-за низкой дисциплины труда выражаются:
За 2011 год зарегистрировано 59 случаев нарушений трудовой дисциплины. Привлечено к дисциплинарной ответственности за прогулы – 3 человек; за появление на работе в нетрезвом виде - 47 человек; уволено по инициативе нанимателя - 8 человек.