Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа
Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.
Введение стр. 3
Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения
государственной культурной политики
1.1. Теория и понятие культурной политики стр. 5
1.2. Нормативно-правовые основы реализации
государственной культурной политики стр. 13
Глава 2: Культурная деятельность на уровне государства и
субъекта РФ
2.1. Культурная деятельность на уровне Российской Федерации стр. 18
2.2. Характерные особенности разработки региональной
политики в области культуры стр. 21
2.3. Особенности функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области стр. 23
Глава 3: Основные пути оптимизации работы органов
государственной власти в отрасти культуры
3.1. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
в отрасли культуры стр. 30
3.2. Концепция развития культуры на период до 2020 года
в отдельных субъектах РФ стр. 39
2.3. Проблемы функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области
и пути их решениястр. 41
Заключение стр. 54
Список литературы стр. 56
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный университет»
Институт экономики и бизнеса
Кафедра экономического анализа и государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Основы государственного и муниципального управления
на тему: «Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации»
«Государственное и муниципальное управление»
Научный руководитель: доцент кафедры
Слепова Владислава Викторовна
__________________________ В. В. Слепова
«_____»_______________________
Содержание
Введение
Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения
государственной культурной политики
государственной культурной
политики
Глава 2: Культурная деятельность на уровне государства и
субъекта РФ
2.1. Культурная деятельность на уровне Российской Федерации стр. 18
2.2. Характерные особенности разработки региональной
политики в области культуры
2.3. Особенности функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области стр. 23
Глава 3: Основные пути оптимизации работы органов
государственной власти в отрасти культуры
3.1. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
в отрасли культуры
3.2. Концепция развития культуры на период до 2020 года
в отдельных субъектах
РФ
2.3. Проблемы функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области
и пути их решения
Заключение
Список литературы
Введение
Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.
Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антипода понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
Сфера культуры и досуга — это лицо как государства в целом, так и отдельного региона, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния граждан.
Поэтому управление сферой культуры является важным явлением в социальной политике, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.
Объектом исследования является культурная политика современной России.
Цель – анализ реализации культурной политики региона, выявление путей оптимизации деятельности органов государственной власти в сфере культуры на региональном уровне
Задачи курсовой работы является:
1. дать понятие управления сферой культуры и рассмотреть ее структуру;
2. изучить характерные особенности разработки региональной политики в области культуры;
3. рассмотреть особенности политики Ульяновской области в области культуры;
4. определить проблемы в сфере культуры и пути их решения
Источниковой базой исследования явились положения и выводы, содержащиеся в учебниках, учебных пособиях, монографиях, публикациях в периодических изданиях по проблеме исследования, следующих авторов: Балакшин А.С., Востряков Л.Е., Мухаев Р.Т., Астафьева О.Н., Малик Е.Н., Галуцкий, Г.М., Жидков В.С.
Проблемы реализации культурной политики были широко освещены в трудах: Балакшина А.С. «Культурная политика: теория и методология исследования», Вострякова Л.Е. «Государственная культурная политика: понятие и модели», Астафьевой О. «Культурная политика современной России: процесс поиска», Жидков В.С., Соколов К.Б. «Культурная политика России: теория и история», Дымникова А.И. «Проблемы финансирования культуры».
Но многие вопросы реализации культурной политики остаются явно недостаточно разработанными, как в нормативных актах, так и в теоретической литературе.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», региональное законодательство
Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные методы познания объекта исследования, такие как: метод анализа и синтеза, метод классификации, исторический, логический, сравнительный, правовой и иные методы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики
Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
Культурное наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.
Культурные блага – услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Право человека и гражданина на пользование достижениями культуры, провозглашенное в ст. 27 «Всеобщей декларации прав человека» закреплено в Конституциях многих стран.
Способность удовлетворять социально-значимые потребности тесно связана не только с уровнем спроса на тот или иной продукт культурной деятельности, но и с ресурсными возможностями (материальными, трудовыми, финансовыми) организаций культуры и искусства.
Политические и социально – экономические перемены, происшедшие в России в последнее десятилетие, выдвигают экономический аспект деятельности организаций культуры на передний план. Важной особенностью современного этапа развития сферы культуры является ее
В настоящее время в сфере культуры функционируют организации, для которых экономический приоритет является естественным. При этом их деятельность также базируется на культурных потребностях населения, как правило, в области организации отдыха и развлечений. Социально – экономическая характеристика функциональной роли организаций культуры определяется, приоритетом экономического аспекта их деятельности. Только государство своей политикой способно регулировать этот процесс" активно поддерживая те организации, в которых приоритетом выступает «содержательная» сторона.
Канадские ученые Г, Шартран и К. Маккафи еще в 1985 году, анализируя опыт государственной культурной политики в разных странах, пришли к выводу о существовании как минимум четырех концептуальных установок государства по отношению к культуре: «архитектора», «вдохновителя», «инженера» и «патрона».
Государство в роли «архитектора» поддерживает и финансирует любые проявления культуры. Культурная политика при этом выступает частью всей социальной политики, а ее целью становится общее улучшение благосостояния народа.
Выступая в роли «вдохновителя» государство стимулирует частные или коллективные вложения в культуру, а его финансовая поддержка осуществляется в форме встречных субсидий.
Роль «инженера» становится возможной для государства лишь в том случае, если он является единственным собственником материальной базы культуры, в этом случае культурная политика связывается и направляется на цели воспитания и образования.
Роль «патрона» предполагает максимальную отстраненность государственных чиновников от вмешательства в творческие процессы, от распределения государственных субсидий некоммерческим организациям культуры.
На сегодняшний день в России наиболее ярко проявляется роль «инженера», в меньшей степени роли «вдохновителя». Роли «архитектора» и «патрона» наименее ярко выражены в государственной политике.
Культурная политика государства – это выработка обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием отечественной культуры, а также разработка системы административно-правового и экономического регулирования, стимулирующей организации культуры в направлениях социально-культурной деятельности, наиболее значимых для духовного развития общества.