Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:34, курсовая работа
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ 5
§1. ДО XIX ВЕКА 5
§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8
§3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 15
§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20
§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 22
ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25
§1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 25
§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 28
§3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 33
§4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 38
§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 42
§6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 ГГ.) 59
Кроме указанных органов Положением 1785 г. устанавливается также еще так называемое "собрание градского общества", на котором могли присутствовать все члены градского общества, но право голоса, как и пассивное избирательное право, имели только горожане, достигшие 25-летнего возраста и обладавшие капиталом, проценты с которого приносили не менее 50 рублей, т.е. в сущности лишь купцы первой и второй гильдии. В компетенцию этого собрания входило: выборы городского головы, бургомистров и ратманов, заседателей губернского магистрата и "совестного" суда (посословные суды, существовавшие до 1828г.), старост и депутатов; представление губернатору своих соображений "о пользах и нуждах общественных"; издание постановлений; подача ответов на предложения губернатора; исключение из городского общества гражданина, опороченного по суду или запятнавшего себя "всем известными пороками" и некоторые другие вопросы.
В начале 1786 г. новые учреждения
были введены в Москве и Петербурге,
а затем - и в остальных городах
Империи. Однако в большинстве уездных
городов вскоре было введено упрощенное
самоуправление: непосредственное собрание
всех членов градского общества и
при нем небольшой выборный совет
из представителей разных групп городского
населения для отправления
При первом знакомстве с Жалованной Грамотой городам - она производит впечатление широко задуманной реформы, однако в действительности результаты ее, как и реформы, заложенной в Учреждении о губерниях, оказались довольно жалкими. Местное самоуправление времен Екатерины постигла та же участь, какой подверглись петровские ландраты и земские комиссары. Вместо того, чтобы подчинить администрацию контролю местных выборных органов, Учреждение о губерниях, наоборот, предоставляет привыкшей к власти и произволу бюрократии право контроля и руководства над молодыми, вновь созданными учреждениями, в связи с чем роль новых органов самоуправления оставалась крайне незначительной вплоть до реформы 1864 года, когда были введены земские и новые городские учреждения.
Но, несмотря на это, значение реформ Екатерины трудно переоценить: если реформы Петра, при отдельных попытках вызвать общество к проявлению самодеятельности, в общем сводились к централизации и насаждению бюрократизма, то законодательные акты Екатерины были направлены на децентрализацию власти и создание местного общественного управления, с которым приходилось разделять свою власть коронным чиновникам: "Учреждение о губерниях Екатерины II нельзя не назвать основным законодательством по нашему местному управлению", - отмечал А.Д. Градовский.5[5]
Именно законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования российского муниципального права.
§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА
С
разу же после отмены крепостного
права, крестьянское общественное устройство
в сельской местности (по Положению
1861 г.) представляло из себя сословные
волости. Волостное управление составляли
волостной сход, волостной старшина
с волостным правлением и волостной
крестьянский суд. Должности крестьянского
общественного управления замещались
по выбору на три года. Сельский сход
и сельский староста составляли сельское
общественное управление. Сход выбирал
сельских должностных лиц, решал
дела о пользовании общинной землей,
вопросы общественных нужд, благоустройства,
призрения, обучения грамоте членов
сельского общества, осуществлял
раскладку казенных податей, земских
и мирских денежных сборов и т.п.
Сельский староста наделялся обширными
полномочиями как по делам общественным,
в пределах компетенции сельского
общественного управления, так и
административно-полицейским (охрана
общественного порядка, безопасность
лиц и имуществ, паспортный контроль).
В отсутствие сельского старосты
решения сельского схода
"Положением о губернских
и уездных по крестьянским
делам учреждениях" для
Волостное и сельское самоуправление
при таких условиях развития не получило.
Основным недостатком крестьянского
самоуправления было сохранение сословного
принципа в его формировании. Органы
крестьянского общественного
Введение в действие Положения о земских учреждениях было возложено на временные уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства, исправника, городского головы и чиновников от палаты государственных имуществ и от конторы удельных крестьян. Комиссии эти составляли избирательные списки и предположительно назначали сроки созыва избирательных съездов. И то, и другое окончательно утверждалось губернской временной комиссией, под предводительством губернатора. На первом земском собрании выбиралась управа, которая должна была к первому очередному собранию представить свои соображения по различным сторонам хозяйства и вступить в заведование капиталами, принадлежавшими дореформенным учреждениям.
Положение 1864 г. делило избирателей на 3 курии:
1. землевладельцев всех сословий,
2. горожан - собственников
недвижимого имущества в
3. сельских обществ.
Выборы производились раздельно: от первых двух курий проводились на съездах их представителей. На съезде представителей первой курии могли присутствовать крупные и средние помещики. Мелкие землевладельцы выбирали из своей среды уполномоченных. На съезде представителей второй курии присутствовали домовладельцы, фабриканты, заводчики, купцы и другие состоятельные горожане. В выборах не могли принимать участия: а) лица моложе 25 лет; б) судившиеся и не оправданные судом; в) отрешенные от должности; г) состоящие под судом и следствием; д) признанные несостоятельными; е) исключенные из духовного ведомства.
Выборы гласных от крестьян были многоступенчатыми: сначала сельские общества посылали своих представителей на волостной сход, на волостных сходах избирали выборщиков, а затем из их среды выбирали установленное количество гласных уездного земского собрания.
Из статистических таблиц, приведенных в книге М.И. Свешникова "Основы и пределы самоуправления", видно, что число гласных в разных уездах было не одинаково. Даже в пределах одной губернии разница могла составлять 4-5 раз. Так, в Воронежской губернии земское собрание Бирючинского уезда состояло из 61 гласного, а Коротоякского уезда - из 12 гласных6[6].
Если на съезде количество избирателей не превышало число лиц, которых надо было избирать, то все съехавшиеся на съезд признавались гласными земского собрания без проведения выборов. Избирались гласные на 3 года.
После избрания гласных, чаще всего осенью, собирались уездные земские собрания, на которых обычно председательствовали уездные предводители дворянства. На первом заседании уездные гласные избирали из своей среды губернских гласных: от 6 уездов - 1 губернский гласный. В состав губернских земских собраний входили предводители дворянства, председатели управ всех уездов, 2-3 чиновника от казенных и удельных имений. Т.о., более высокое звено земского самоуправления формировалось на основе непрямых выборов и представительства чинов.
Губернские собрания проводились 1 раз в год, но могли созываться и чрезвычайные собрания. На заседаниях председательствовал губернский предводитель дворянства. Для текущей работы и уездные, и губернские собрания избирали Управы в составе 3-х человек: председателя и двух членов (число членов земских управ могло быть увеличено до 4-х - в уездах, до 6-8 - в губерниях).
В основу Положения 1864 г. был положен принцип имущественного ценза, причем на первый план выдвигались интересы дворян-землевладельцев, с интересами же промышленников и крестьян считались мало. Преобладающее влияние на местные дела было предоставлено дворянству.
Когда в Государственном
Совете был выдвинут вопрос о земстве,
министр внутренних дел и одновременно
председатель земской комиссии П.А
.Валуев, как бы извиняясь за половинчатость
реформы, заявил, что "первый шаг
не должен считаться последним, что
учреждение земства - есть лишь создание
формы, которая, засим, по указанию опыта,
будет наполняться
Результатом работы комиссии
стало законодательное
Положением о земских
учреждениях устанавливалось, что
ведению земских учреждений подлежит
распоряжение местными сборами губернии
и уезда. При этом по Земскому Положению
все местные повинности и некоторые
государственные должны были относиться
к ведению земства. Но и без
того небольшие финансовые средства
земства были еще более урезаны
при составлении Временных
Земство располагало очень
скудными средствами. Главным источником
новых доходов являлось право
облагать земских налогоплательщиков
новыми налогами. При всяком улучшении,
которое предпринималось
Участие земских учреждений
в народном образовании, в создании
условий народного
Но даже в таких узких
пределах земства не пользовались свободой
и самостоятельностью: многие постановления
земств, заключения займов, проекты
смет требовали утверждения
В начале 60-х годов правительство
относилось еще довольно благосклонно
к деятельности земских собраний,
не смотря на столкновения и шероховатости,
которые установились между отдельными
земствами, с одной стороны, и
местной администрацией - с другой.
Но уже в начале 1866 г. появились
угрожающие симптомы. В январе 1866 г.
министр внутренних дел издал
циркуляр, ограничивающий право обложения
земствами сплавных лесов. Подготавливалось
также ограничение в обложении
казенных земель. Все это проводилось
правительством достаточно поспешно,
причем совершенно игнорировалось мнение
земств. Циркуляром от 17 мая 1866г. разъяснялось,
что земства не имеют права "облагать
сборами самые изделия и
13 июня 1867 г. был издан
закон, еще более стеснивший
земскую деятельность, т.к. земские
доклады, журналы и т.д.
Информация о работе История и современное правовое регулирование