Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:24, реферат
Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства.
Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие*(639).
Статья 127
Высший Арбитражный Суд
РФ осуществляет правосудие как специальный
орган государства и от имени
государства путем разрешения экономических
споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами. Данная деятельность
осуществляется Высшим Арбитражным
Судом РФ в установленной законом
процессуальной форме. Еще одна важная
сторона статуса Высшего
Правовая природа Высшего
Арбитражного Суда РФ состоит, с одной
стороны, в том, что в рамках существующей
судебной системы он возглавляет
относительно обособленную систему
арбитражных судов и
Основные положения, касающиеся организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ, содержатся в правовых актах самого высокого уровня:
Конституции РФ,
Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"*(685);
Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"*(686);
Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"*(687);
Регламенте арбитражных
судов, утвержденном постановлением Пл
Но, рассматривая арбитражные суды в целом, нельзя забывать о другой стороне законодательного регулирования. Огромный пласт судебных действий, организационных институтов, которые входят в сферу судебной деятельности и играют значительную роль в отправлении правосудия, регулируется подзаконными актами правового характера: различными инструкциями, положениями, постановлениями, приказами (например, Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утв. приказом ВАС РФ от 26 марта 1996 г. N 7; письмом ВАС РФ от 20 сентября 1994 г. N СЗ-7/ОП-662 "О проверке налоговыми органами правильности действий арбитражных судов по взиманию государственной пошлины"; распоряжением ВАС РФ от 14 июля 1995 г. N 14 "О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов"; приказом по Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации от 4 июля 1995 г. N 11 "Об организации работы по рассмотрению заявлений о принесении протестов в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации"; приказом по Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации от 4 июля 1995 г. N 12 "О распределении обязанностей между руководителями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"; Приложением N 1 к приказу Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 сентября 1998 г. N 36 "Положение о Координационном Совете по повышению квалификации кадров арбитражных судов")*(688).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:
1) Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
2) Президиума Высшего
3) судебной коллегии по
рассмотрению споров, возникающих
из гражданских и иных
4) судебной коллегии по
рассмотрению споров, возникающих
из административных
В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ*(689). В заседаниях Президиума ВАС РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, а также по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица. В целях обеспечения условий для реализации полномочий судей Высшего Арбитражного Суда РФ по осуществлению правосудия, активизации их участия в осуществлении судебного надзора ВАС РФ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ своим Постановлением от 20 июля 1998 г. N 11*(690) внес в Регламент арбитражных судов изменения и дополнения, расширяющие полномочия Пленума по формированию Президиума ВАС РФ. В статье 18 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" определен порядок формирования и работы судебных коллегий в Высшем Арбитражном Суде РФ.
Судебная коллегия по рассмотрению
споров, возникающих из гражданских
и иных правоотношений, рассматривает
в первой инстанции экономические
споры между Федерацией и ее субъектами,
между самими субъектами; рассматривает
заявления о принесении протестов
на решения арбитражного суда, вступившие
в законную силу, и готовит соответствующие
предложения Председателю ВАС РФ
и его заместителям; пересматривает
по вновь открывшимся
Арбитражный суд - единственный
в России государственный орган,
который в соответствии с законом
имеет право рассматривать и
разрешать экономические споры
между предприятиями, учреждениями,
организациями, являющимися юридическими
лицами, и гражданами, осуществляющими
предпринимательскую
Сегодня Высший Арбитражный
Суд РФ является высшим судебным органом
по разрешению экономических споров
и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами. Арбитражные суды разрешают
экономические споры между
Статья 128
1. Механизм реализации
комментируемой
Согласно ст. 172 этого документа, в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (см. комментарий к ст. 102 Конституции РФ).
2. Судьи иных федеральных
судов назначаются Президентом
РФ в порядке, установленном За
Каждый кандидат в судьи названных судов обсуждается персонально не только на квалификационных коллегиях судей, но и на заседаниях комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ, а при необходимости вызывается на такое заседание (см. Положение о комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов, утв. распоряжением Президента от 25 июля 1994 г.).
Данная комиссия возглавляется
Министром юстиции Российской Федерации.
В ее состав входят председатель Совета
по судебной реформе при Президенте
РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель
Высшего Арбитражного Суда РФ, председатель
Совета судей Российской Федерации,
начальник Главного государственно-правового
управления Президента РФ и ряд иных
государственных деятелей. Основной
задачей комиссии является рассмотрение
внесенных в установленном
С учетом требований ст. 72 Конституции РФ при рассмотрении кандидатур наряду с их профессиональными качествами учитывается мнение руководителей субъектов РФ. При обсуждении комиссией альтернативных кандидатов на должности председателей или заместителей председателей краевых и областных судов, по которым заключение дается Высшей квалификационной коллегией судей (п. 1 ст. 13 Положения "О квалификационных коллегиях судей"), в обязательном порядке выслушивается сообщение председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ о ходе обсуждения указанных кандидатур на коллегии.
3. В части 3 комментируемой статьи содержится указание на форму правового регулирования полномочий, порядок организации и деятельности высших судебных органов России, а именно на федеральный конституционный закон. Это не означает, что все эти вопросы применительно к различным ветвям судебной власти должны решаться единым законом. Законодательная практика пошла по иному пути. Система судов в России в соответствии со ст. 118 Конституции РФ будет определяться федеральным конституционным законом о судебной системе. Образование, структура, основы организации деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ определяются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Систему арбитражных судов, их структуру, организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ устанавливает Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Создание условий для
полного правового обеспечения
полномочий, порядка формирования и
организации деятельности, в том
числе конкретизации
Определение перечня, статуса,
соподчиненности указанных в ст
Статья 129
1. Конституция России является
основополагающим нормативным
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ находится в ведении Российской Федерации. Анализ этого конституционного положения позволяет сформулировать следующий вывод: несмотря на то, что в ряде случаев региональное законодательство регламентирует некоторые вопросы деятельности прокуратуры, считать его элементом обозначенных нормативных источников не вполне обоснованно, поскольку региональные нормативные акты принимаются лишь в развитие норм федерального законодательства и направлены на его уточнение и конкретизацию.
Правовой основой организации деятельности Прокуратуры РФ, помимо Основного закона, являются:
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"*(693);
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.*(694);
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"*(695);
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (вступил в силу 10 марта 2006 г., за исключением ст. 18, 19, 21 и 23, вступивших в силу 1 января 2007 г.)*(696).
Прокуратура является одним
из важнейших органов