Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является освещение особенностей становления налоговой системы Российской Федерации в период перехода экономики на новые принципы хозяйствования, анализ возникших проблем и недостатков в ходе ее развития. Также в работе рассмотрены перспективы развития налоговой системы и даны некоторые предложения по совершенствованию налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

Непосредственный анализ показателя налоговой нагрузки в России свидетельствует, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд:

  • Во-первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в России складывается в условиях серьёзных проблем с налоговой дисциплиной. В стране существовала и, к сожалению, продолжает существовать система создания различных схем ухода от налогообложения, например, зоны  льготного налогообложения.
  • Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет еще и показатель так называемой собираемости налогов [25, с. 23-29]. Дело в том, что через налоги ВВП рассчитывается исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем налоговые обязательства и их  фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и тоже, поскольку многие налогоплательщики уплачивают налоги в бюджет, исходя не из своих реальных, а созданных искусственно низких финансовых возможностей.
  • В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным ещё и потому, что имеются существенные погрешности измерения ВВП.  
  • В-четвёртых, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам.
  • В-пятых, показатель доли ВВП, перераспределяемого через налоговую систему в России и в странах Запада, несопоставим для анализа степени налоговой нагрузки на бизнес. Дело в том, что при определении данного показателя вся сумма собранных в стране за год налогов соотносится с размером ВВП. Между тем эти налоги поступают как от компаний, так и от частных лиц. Следовательно, при анализе налоговой нагрузки в целом по всей экономике по доле налогов в ВВП надо обязательно учитывать ещё и структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам [24, c. 7].

Таким образом, российская налоговая система построена таким образом, что реальная  налоговая нагрузка на экономику несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики, в число которых входит ряд выявленных факторов – эти особенности обязывают сопоставлять не уровень налоговой нагрузки среднестатистического налогоплательщика и величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов  между категориями плательщиков и специфику формирования налоговой базы.

    1. Анализ налоговых поступлений и задолженности в

федеральный бюджет РФ

Налоги – один из главных  инструментов государства в осуществлении  экономической и социальной политики. Решение таких задач прямо  зависит от объемов поступлений  налогов.  

Для систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном уровне необходимо бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий. Это можно достичь в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, введенному в 1999 году, на органы казначейства, которым открываются счета по учету доходов бюджета в учреждениях Центрального банка РФ или других кредитных организациях,  возложены функции по исполнению бюджетов. А на налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей [19, 261-272].

В 2004 году был разработан план по модернизации налоговой системы РФ ПМНС 1 (см. приложение 1), в котором рассматривали анализ поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ и государственные внебюджетные фонды. Согласно этому плану необходимо:

  • ежеквартально  проводить периодическую подготовку развернутой информации по результатам анализа, и ежемесячно – периодичную подготовку по итогам выполнения задания, проблемным и актуальным вопросам поступления налогов и сборов и иной оперативной информации;
  • при проведении анализа рассматривать показатели, характеризующие итоги поступления налогов и сборов и экономические процессы и явления, влияющие на ход их поступления;
  • наибольшее внимание уделять доходообразующим отраслям и предприятиям территорий;
  • оценивать влияние социально-экономической ситуации на объемы налоговых поступлений и ущерб, наносимый нарушителями налоговой дисциплины с использованием материалов контрольной работы;
  • в письменной форме представлять  начальнику отдела обобщенные предложения по обеспечению своевременности и полноты поступления и результаты анализа налоговых поступлений;
  • по результатам анализа с использованием полученных от функциональных отделов материалов составлять аналитическую записку о поступлении налогов и сборов в бюджетную систему РФ и о деятельности инспекции по обеспечению своевременности и полноты их поступления.

Также в этом плане  представлено: технологическая схема, описание процесса и описание выходных данных анализа поступлений.

Для того чтобы понять насколько эффективно работает налоговая  система необходимо проанализировать поступление налогов. Предметом  данного анализа являются налогооблагаемая база и составляющие ее элементы [3].

В данной работе хотелось бы уделить особое внимание анализу налогооблагаемой  базы следующих налогов: налога на прибыль организаций, НДС, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизов, социальных сборов (бывшему ЕСН), налога на доходы физических лиц (НДФЛ) потому что в 2007–2010 годах именно они составили большую часть суммы поступлений всех налогов в бюджеты.

Итак, рассмотрим поступление  доходов в бюджетную систему  РФ за январь-сентябрь 2007 и 2008 годы (Приложение Б)

Из данных рисунка 6 можно увидеть, что налоговые поступления в январе-сентябре 2008 года выросли по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 1847,7 млрд. руб. (24%) и составили 7706,8 млрд. руб.

 

Рисунок 6 – Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2007–2008 годы [28]

 

Основная масса налоговых  поступлений в январе-сентябре 2008 года была  обеспечена поступлениями  НДПИ (17,9%), НДФЛ (15,4%) и налога на прибыль (26,2%).

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2008 года составили 2016,2 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2007 года они выросли на 647,4 млрд. рублей, или более чем на 47%.

Поступления ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2008 года составили 369,8 млрд. рублей и увеличились на 29,7% по сравнению с январем-сентябрем 2007 года. Наглядно упомянутые выше данные иллюстрирует рисунок 7.

 

Рисунок 7 – Структура поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-июне 2008 года (в %) [31]

Что касается 2009 года, то в январе-сентябре в федеральный бюджет поступило 2 194,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Рисунок 8 – Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе–сентябре 2008–2009 годов [29]

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).

Рисунок 9 – Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе – сентябре 2009 года ( в %) [29]

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года составили 142,9 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза. 
Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2009 года составили 375,7 млрд. рублей и  по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 5,9 млрд. рублей, или на 1,6%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре  2009 года составили 889,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-сентябре 2009 года 59,9 млрд. рублей и снизились относительно января-сентября 2008 года на 35%. 
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты.  
        С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-сентябре 2009 года поступило в федеральный бюджет 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 613,2 млрд. рублей, газа горючего природного – 54,1 млрд. рублей, газового конденсата – 4,5 млрд. рублей. 
По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления НДПИ снизились на 48%, что обусловлено снижением цены на нефть (с 106,8$ в декабре 2007 года – августе 2008 года до 53,2$ в декабре 2008 года – августе 2009 года, или в 2 раза).

Далее изучим поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2010 года на рисунке 10.

Всего в январе-сентябре 2010 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 2 351,1 млрд. рублей, что на 29% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Рисунок 10 – Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе–сентябре 2009–2010 годов [29]

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (42%) и налога на прибыль (8%).

Рисунок 11 – Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе–сентябре 2010 года [29]

Поступления налога на прибыль организаций в январе-сентябре 2010 года составили 182,9 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в январе-сентябре 2010 года поступило 980,1 млрд. рублей, что на 10% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-сентябре 2010 года поступило 35,0 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2010 года составили 83,6 млрд. рублей и выросли относительно января-сентября 2009 года на 40%.

Налога на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре 2010 года поступило 1 004,2 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 922,4 млрд. рублей, газа горючего природного – 63,3 млрд. рублей, газового конденсата – 7,4 млрд. рублей.

По сравнению с январем-сентябрем 2009 года поступления НДПИ выросли  в полтора раза, что обусловлено  повышением цены на нефть (с 53,2$ в декабре 2008 года - августе 2009 года до 75,3$ в декабре 2009 года – августе 2010 года, или в 1,4 раза).

Рассмотрим поступления  налогов в социальные фонды за рассматриваемые периоды 2009 –2010 годов и плановые прогнозируемые периоды.

Пенсионный Фонд Российской Федерации – крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 130 тысяч социальных работников.

Столбиковая гистограмма, изображённая на рисунке 12 показывает, что доходы незначительно, но превышают расходы как в рассматриваемых 2009-2010 годах, так и в плановых 2011 и 2012 годах.

 

Рисунок 12 – Поступление и расходование средств Пенсионного фонда РФ на 2009, 2010 и на плановый 2011 и 2012 года [7]

 

Рассмотрим данный вопрос более детально, изучив входящие в  доходы и расходы составные элементы по следующей таблице 5.

Таблица 5 – Поступление и расходование средств Пенсионного фонда РФ на 2009, 2010 и на плановый 2011 и 2012 года [4]

 

2009

2010

2011

2012

общий объем доходов  бюджета фонда

3 217 490 760,8 тыс. рублей

4 680 038 904,1 тыс. рублей

5 264 012 750,4 тыс. рублей

5 779 164 893,4 тыс. рублей

из них:

       

В части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий

2 858 117 968,4 тыс. рублей

4 263 340 252,3 тыс. рублей

4 778 816 648,8 тыс. рублей

5 215 468 969,2 тыс. рублей

в том числе:

       

за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета

1 679 083 877,4 тыс. рублей

2 530 047 432,4 тыс. рублей

2 145 896 214,1 тыс. рублей

2 355 113 910,2 тыс. рублей

бюджетов субъектов  Российской Федерации

2 753 027,0 тыс. рублей

4 451 818,4 тыс. рублей

5 005 961,2 тыс. рублей

5 483 145,4 тыс. 

Рублей

общий объем расходов бюджета фонда

2 911 102 164,7 тыс. рублей

4 398 037 334,4 тыс. рублей

4 894 370 349,6 тыс. рублей

5 360 297 548,0 тыс. рублей

из них:

       

в части, не связанной  с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий

2 870 071 602,6 тыс. рублей

4 263 340 252,3 тыс. рублей

4 778 816 648,8 тыс. рублей

5 215 468 969,2 тыс. рублей

в том числе:

       

межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации

73 929,2 тыс. рублей

79 000,0 тыс. рублей

85 000,0 тыс. рублей

81 000

тыс.

рублей

Информация о работе Налоговая система РФ