Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является освещение особенностей становления налоговой системы Российской Федерации в период перехода экономики на новые принципы хозяйствования, анализ возникших проблем и недостатков в ходе ее развития. Также в работе рассмотрены перспективы развития налоговой системы и даны некоторые предложения по совершенствованию налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

3.2 Пробелы в Налоговом кодексе РФ и пути совершенствования налогового законодательства

В Налоговом Кодексе  РФ очень много пробелов, которые  необходимо решать незамедлительно.

Таким образом, настоящие  «Основные направления налоговой  политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» составлены с  учетом преемственности базовых  целей и задач, поставленных в  документе, определяющем стратегию  налоговой реформы на 2008 – 2010 годы.

«Основные направления  налоговой политики на 2010 – 2012 годы», одобренные Правительством Российской Федерации, предусматривают внесение изменений в налоговое законодательство по следующим направлениям:

1. Контроль за трансфертным  ценообразованием в целях налогообложения.

2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам.

3. Регулирование налогообложения  контролируемых иностранных компаний.

4. Проблемы определения  налогового резидентства юридических  лиц.

5. Введение института  консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование  налога на добавленную стоимость.

7. Индексация ставок  акцизов.

8. Налогообложение организаций  при совершении операций с  ценными бумагами.

9. Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами.

10. Совершенствование  налога на имущество физических  лиц (введение налога на недвижимость).

11. Совершенствование  системы вычетов, предоставляемых  по налогу на доходы физических лиц.

12. Совершенствование  налога на добычу полезных  ископаемых.

13. Создание особых  экономических зон портового  типа.

14. Внесение изменений  в налоговое законодательство  в связи с созданием целевого  капитала некоммерческих организаций  и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.

15. Совершенствование  налогового законодательства в  части регулирования учетной  политики налогоплательщиков.

16. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

17. Введение в налоговое  законодательство понятия индексируемой  налоговой единицы.

18. Создание налоговых  стимулов для осуществления инновационной  деятельности.

19.  Реформирование  налога на игорный бизнес.

20. Совершенствование  порядка налогообложения при  реализации концессионных соглашений [30].

В целях устранения существующих недостатков предлагаются следующие  меры по совершенствованию части  первой Налогового кодекса Российской Федерации:

1. урегулирование ситуации с суммами налогов, сборов, пени и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в счет уплаты указанных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, но не перечисленных банками, которые на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и списании ликвидированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. возможно внесение изменений в законодательство, направленных на уточнение порядка приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей (вместе с тем, необходимо отметить, что борьбу с нарушениями и злоупотреблениями в этой области необходимо вести, прежде всего, в сфере регулирования правоприменительной практики и привлечения к ответственности за выявленные правонарушения).

3. конкретизация видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение (включая ответственность банков за непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений, а также конкретизация иных видов правонарушений и ответственности)  [27].

 

 

 

Заключение

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  российской экономики к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и  политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы.

По оценке экспертов уровень  налоговой нагрузки в западноевропейских странах составляет 45-50% ВВП. В Российской Федерации этот показатель в 2008 году составил 36,6%. Необходимо отметить, что  такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.

При анализе налоговой  нагрузки в целом по всей экономике  по доле налогов в ВВП надо обязательно  учитывать ещё и структуру  поступления налогов по юридическим и физическим лицам.

Необходимо обратить внимание на положительные тенденции  в сфере реформирования налоговой  системы в последнее время. К  их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.

В целях совершенствования  современной налоговой системы  РФ создаются государственные программы, результаты реализации которых уже дают положительную динамику. Но, конечно, налоговая система Российской Федерации ещё требует существенных доработок, на которые уйдёт не один год тяжёлой работы всех органов государственной власти.

Общая либерализация  налоговой системы способствовала некоторому сокращению теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения, на что и следует делать упор в будущем развитии Российской Федерации. 

Список использованных источников и литературы

 

Правовые  документы

1) Закон Российской  Федерации «О налоговых органов  Российской Федерации» от 21 марта  1991 г. № 943-1 (ред. 27.07.2006)// Консультант  Плюс.

2) Конституция Российской  Федерации: Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. –  Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 48 с.

3) Налоговый кодекс  Российской Федерации (части первая  и вторая): По состоянию на 20 марта  2010 года. – Москва: Проспект Кно  Рус, 2010. – 704 с. 

4) Федеральный закон  от 25.11.08 №214-ФЗ «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

5) Федеральный закон  от 25.11.2008 №215-ФЗ «О бюджете Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования на 2009 год и на  плановый период 2010 и 2011 годов».

6) Федеральный закон  от 28.11.2009 №294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

7) Федеральный закон  от 30.11.2009 №307-ФЗ «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Учебные пособия

8) Грязнова А. Г.  Макроэкономика. Теория и российская  практика: учебник / кол. авт.;                      Финансовая академия при Правительстве РФ. – М.:КНОРУС, 2006.–624с.

9)  Ильин А.В. Российская  налоговая система на рубеже XXI века. // Финансы, 2004 № 4.– 278с.

10)Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

11) Лыкова  Л. Н. Налоги  и налогообложение в России. –  М.: Дело, 2007.– 400 с.

12) Майбурова И. А.  Налоги и налогообложение под  редакцией – ЮНИТИ-ДАНА, 2010.–  559 с.

13) Миляков Н. В. Налоги  и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2007.– 509 с.

14) Миронова О. А., Ханафеев  Ф. Ф. Налоговое администрирование: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». – М.: Изд-во Омега-Л, 2005. – 408 с.

15) Молочников Н. Р.  Современная экономика: российская  модель. – М., 2002. – 256 с. 

16) Сомоев Р.Г. Общая  теория налогов и налогооблажения:  Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 176 с.

17) Толкушин А.В. История  налогов в России. – М: «Юристъ», 2001. – 432 с.

18) Черник Д.Г., Починок  А.П., Морозова В.П. Основы налоговой  системы: Учебник для вузов.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 517 с.

19) Черник Д. Г. Налоги. – М: Финансы и статистика, 2008. – 656 с. 

Периодические издания

20) Бударина Т. Н.  Российский налоговый курьер. –  2003, №8 // интервью с руководителем  Управления по модернизации налоговых  органов МНС России, С. 58 – 60.

21) Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века. // Финансы. – 2007 № 4, С. 31.

22) Кашин В.А., М.Д. Абрамов.  О путях совершенствования налоговой  системы // Налоговая политика  и практика, сентябрь. – 2008, №9 (69) , С. 68–71.

23) О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах // Российская газета, 30 июля 2008, №160 (4717), с 53.

24) Пескачёв А. Б.  Налоговая политика и практика  № 11(95) ноябрь 2010, – С. 7 – 10.].

25) Савченко В.Я. О  методике определения налоговой  нагрузки // Финансы.-2008.– №5, С.23-29.

26) Сажина М.А. Формирование  налоговой системы России в  условиях становления рыночной  экономики.//Финансы и кредит. –  2004 № 8, С. 9.

Информационные  ресурсы

 

27)  www.akdi.ru – «Экономика и жизнь».

28) www.kodeks.net.ru – «Все налоги».

29) www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба.

30) www.rg.ru – «Российская газета».

31) http://hghltd.yandex.net/ – Долгова И. Н., Взаимосвязь налоговой нагрузки и производительности труда в экономике России.

32). http://www.pravсons.ru/ - интернет портал для бухгалтера, юриста)

33)  http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики

Информационные  базы данных

 

34) «Консультант Плюс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Налоговая система РФ