Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение сущности формирования налоговой системы государства и основных принципов ее построения.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
изучить экономическую сущность налогов и принципы налогообложения;
изучение налогов, как экономической категории государства;
рассмотреть формирование налоговой системы государства;
определить ключевые проблемы налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….
4
1. Общая характеристика налоговой системы………………………………….
6
1.1 Сущность налоговой системы, функции и принципы ее построения….....
6
1.2 Налоги как форма связи государства с национальной экономикой……....
10
2. Налоговая система Республики Беларусь………………………………..…..
12
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь………………………………………………………...…..

12
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь……………….…………….……………………………..

20
Заключение…………………………………………………………….…...……..
32
Список использованных источников …………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БГЭУ.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Самая высокая степень  развития налогообложения в отдельных  странах не дает основания считать данную систему применимой в других странах, поскольку отличаются основные производственные отношения, отношения собственности. Налогообложение основывается на смене форм собственности. Там, где есть разнообразие форм собственности, и они существуют на паритетных условиях, можно говорить о полнокровном налоговом механизме. Если же государственная собственность преобладает над всеми остальными формами собственности, ограничены экономические свободы граждан и свобода предпринимательства, то налоговый механизм превращается в систему директивного изъятия доходов в ущерб экономическому развитию. Это является причиной частых корректировок положений налоговых законов. Такая налоговая система становится обременительной для плательщика, тормозит инвестиционные процессы.

Нами не наработан  тот вековой опыт, который есть у западных государств, давно исповедующих принципы рыночной экономики, а механическое перенесение чужого опыта на нашу почву может быть еще более губительным, чем длинная эволюция. Каждая страна шла к построению хорошей налоговой системы, ориентируясь на практику. В тоже время ориентация на хорошую и качественную систему, при которой налогов платится мало, берутся они с широкой налогооблагаемой базы, а механизм взимания прост и понятен, при формировании государственной экономической политики сохраняется.

Так, налоговая система зависит от структуры экономики и методов управления ею.

Основу налоговой системы  Беларуси составляют Общая часть  Налогового  кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 01.01.2004 г. и особенная часть Налогового Кодекса, которая вступила в силу с 1.01.2010 г.

Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежа.

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

С принятием общей части Налогового кодекса Республики Беларусь выработаны принципы формирования налоговой политики. Налоговая политика должна учитывать особенности нынешнего переходного периода и его продолжительность, кризисное состояние экономики, присутствие инфляционных процессов, нестабильность рыночных цен. Главной задачей является не пополнение бюджета, а стимулирование производства и привлечение инвестиций, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы.

Система нормативных  правовых актов, регулирующих вопросы  налогообложения:

- Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

- постановления Правительства Республики Беларусь;

- нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления.

Интересы государства  в налоговых отношениях защищают государственные налоговые органы. Они могут действовать как самостоятельные органы государственного управления, либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов.

Установление, введение, изменение и прекращение  действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь, принятием нормативного правового акта (решения) местного Совета депутатов.

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским  налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются  законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым  Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции  проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды налогов,  сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь

 

При разнообразии налогов  правильная классификация, устанавливающая  их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер.

Состав налогов налоговой системы  Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм, методу установления, органу взимания, использованию, характеру налоговых ставок, объекту и субъекту налогообложения и др.

По данным официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь 2011 года налоговая система Республики Беларусь имеет следующее представление:

Подоходный налог  с физических лиц.

Подоходным налогом  облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:

- физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;

- физическими лицами, не признаваемыми налоговыми  резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

Есть несколько видов  дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).

Подоходный налог с  физических лиц взимается по ставке 12 процентов.

Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.

При определении размера  налоговой базы плательщик имеет  право на получение следующих  стандартных налоговых вычетов:

- в размере 292 тыс.  рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1766 тыс. рублей в месяц;

- в размере 81 тыс.  рублей на каждого ребенка  до восемнадцати лет и (или)  каждого иждивенца за каждый  месяц года;

- в размере 410 тыс.  рублей за каждый месяц года  следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

Плательщик имеет право  на получение социального налогового вычета:

- в сумме, уплаченной  им в течение года за свое  обучение или обучение члена  семьи в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднего специального образования;

- в сумме, не превышающей  четырех базовых величин (140 тыс.  рублей) за каждый месяц налогового  периода, уплаченной в качестве  страховых взносов по договорам  добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Налог на прибыль.

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.

Налогооблагаемая прибыль  определяется как общая сумма  прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены  в законодательном порядке для:

- организаций, осуществляющих  производство лазерно-оптической  техники, у которых доля этой  техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);

- организаций, включенных  в перечень высокотехнологичных  организаций, утверждаемый Президентом  Республики Беларусь, в части  прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов);

- организаций, получающих  прибыль от реализации долей  в уставном фонде (паев, акций)  организаций, находящихся на территории  Республики Беларусь, либо их части (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

От налога на прибыль  освобождаются:

- прибыль, направленная  на финансирование капитальных  вложений производственного назначения  и жилищного строительства, а  также полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов Республики Беларусь, оформленных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

- организации, в которых  более 50 процентов от списочной  численности в среднем за период  составляют инвалиды;

- организации, осуществляющие  эксплуатацию объектов придорожного  сервиса в течение пяти лет  с даты ввода в эксплуатацию  таких объектов;

- другие организации,  указанные законодательством.

Налог на доходы иностранных  организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Ставки налога составляют по:

- плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов;

- по доходам от долговых  обязательств любого вида независимо  от способа их оформления - 10 процентов;

- дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 процентов;

- другим доходам - 15 процентов.

Налог на добавленную  стоимость.

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует  зачетный метод исчисления НДС. Сумма  налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом периоде.

Не признаются объектом налогообложения НДС:

- суммы, полученные  уполномоченными органами за  совершаемые юридически значимые  действия при предоставлении  организациям и физическим лицам  определенных прав (государственная пошлина, патентные пошлины, консульский сбор, гербовый сбор), платежи в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды;

- перечисляемые в доход бюджета  суммы арендной платы, полученные  от сдачи в аренду (финансовую  аренду (лизинг)) предприятия в целом как имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности;

- средства, полученные в результате  отчуждения в установленном законодательством  порядке находящегося в государственной  собственности имущества; 

- выбытие имущества в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие);

- отчуждение имущества по решению  суда в порядке взыскания налогов,  сборов (пошлин), пеней, штрафов за  совершение административных правонарушений  и (или) преступлений;

- обороты по реализации долей  в уставных фондах организаций. 

Налог на добавленную стоимость  взимается по следующим ставкам:

0 процентов: товары, помещенные  под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенные в государства-члены  таможенного союза; работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов); работы (услуги) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемые для иностранных организаций или физических лиц.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь