Налоговое администрирование: сущность, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 18:32, реферат

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование особенностей налогового администрирования на материалах Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогового администрирования;
- изучить порядок применения специальных налоговых режимов на примере ИФНС №4 по Алтайскому краю;
- выявить проблемы применения специальных налоговых режимов;

Вложенные файлы: 1 файл

ДР АДМИНИСТРИРОВ СНР.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку объективную сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции налогов. Наиболее общепризнанными в научной среде считаются две функции налогов: фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная система налогов, определяющих особенности, индивидуальность и общность специальных налоговых режимов.

Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограниченного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продукции, служащей основанием для перевода на специальный налоговый режим, а также в силу особой значимости, специфики и строго целевой направленности налогов.

К такого рода налоговым платежам следует отнести следующие [25, C. 65]:

  1. налоги, взимаемые субъектами в качестве налоговых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);
  2. акцизы на отдельные виды товаров;
  3. государственная пошлина;
  4. таможенные платежи;
  5. взносы (платежи) на обязательное государственное пенсионное страхование;
  6. лицензионные и регистрационные сборы;
  7. налоги, уплачиваемые физическими лицами с личного или иного имущества, не связанного с производством и реализацией базовой продукции;
  8. экологические налоги;
  9. другие налоги и сборы, поступающие в целевые бюджетные фонды, непосредственно не связанные с основной деятельностью субъекта [12, C.56]. Все не перечисленные выше налоговые платежи, установленные общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации продукции и прибыли или доходов от деятельности, не связанной с основной) должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических налоговых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим.

Такие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с плательщиков единого налога. В противном случае, пропадает экономический смысл введения специального налогового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и регулирующей отдачи.  

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых  требований лежат известные общие принципы налогообложения — справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.

Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности.

Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика.

С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специальный налоговый режим» и соответствующие им главы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), на основании которой все организации и индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, ЕСН (до 1 января 2010 года) и НДС (за исключением п. п. 2, 3 ст. 346.11, ст. 174.1 НК РФ).

Индивидуальными предпринимателями не уплачиваются: НДФЛ, налог на имущество физических лиц, ЕСН (до 1 января 2010 года), НДС (за исключением п. п. 2, 3 ст. 346.11, ст. 174.1 НК РФ).

Выделяют следующие специальные налоговые режимы (рисунок 1.3).

 

Рис. 1.3. Специальные налоговые режимы

                         

Упрощенная система налогообложения

С 01 января 2003 года вступила в силу Глава 26.2 НК РФ. Она устанавливает новые правила применения упрощенной системы налогообложения (УСНО).

Преимущество этого налога заключается в том, что он заменяет одним единым налогом уплату основных налогов: налога на прибыль, для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц, НДС, налога на имущество организаций (или индивидуальных предпринимателей).

С 1 января 2009 г. организации - плательщики налога при УСН обязаны уплачивать налог на прибыль с отдельных видов доходов, к которым относятся:

- дивиденды;

- проценты по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ;

- доходы учредителей доверительного  управления ипотечным покрытием, полученные на основании ипотечных  сертификатов участия.

Такие изменения внесены в п. 2 ст. 346.11 и ст. 346.15 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ (пп. "а" п. 6, пп. "б" п. 8 ст. 1, ст. 4 данного Закона).

Налогоплательщиками при УСНО являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения [2].

Объект налогообложения.

    1. Доходы;
    2. Доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база.

1. В случае, если объектом налогообложения  являются доходы организации  или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное  выражение доходов организации  или индивидуального предпринимателя.

2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Ставки.

1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

2. В случае, если объектом налогообложения  являются доходы, уменьшенные на  величину расходов, налоговая ставка  устанавливается в размере 15 %.

Налоговый период.

Налоговым периодом считается календарный год.

Порядок уплаты.

УСН уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Единый налог на вмененный доход

Система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер.

Исчисление и уплата ЕНВД регламентируется 26 главой Налогового кодекса.

Уплата ЕНВД не освобождает от уплаты:

- земельного налога;

- транспортного налога;

- акцизов;

- государственной пошлины;

- НДС при ввозе товаров на  таможенную территорию РФ и  др.

С 2010 г. применение ЕНВД не освобождает от уплаты страховых взносов на следующие виды обязательного страхования (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Письмо Минфина России от 30.09.2009 N 03-11-09/332):

- пенсионное страхование;

- социальное страхование на  случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством;

- медицинское страхование;

- социальное страхование от  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний.

Налогоплательщики.

Уплачивать единый налог на вмененный доход  должны как организации, так и индивидуальные предприниматели, занимающиеся следующими видами деятельности [2]:

1)оказание бытовых услуг, в том  числе:

- ремонт обуви и изделий из меха;

- ремонт металлоизделий;

- ремонт одежды;

- ремонт часов и ювелирных изделий;

- ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники;

- услуги прачечных, химчисток и фотоателье;

- услуги по чистке обуви;

- парикмахерские услуги.

Законами субъектов РФ на уплату единого налога на вмененных доход могут переводиться и иные виды бытовых услуг, оказываемых населению.

2)оказание ветеринарных услуг

К ним, в частности относятся осмотр и лечение домашних животных в стационарном лечебном заведении и на дому и иные сопутствующие им услуги.

3)оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и  мойки автотранспортных средств.

4)розничная торговля.

На уплату единого налога на вмененных доход переводится розничная торговля как в стационарных, так и в нестационарных  торговых помещениях.

К нестационарным торговым точкам относятся палатки, лотки, машины и другие временные объекты. А магазины, павильоны и киоски - это стационарные места. Если же организация или индивидуальный предприниматель осуществляют розничную торговлю в магазине, то на уплату этого налога их могут перевести только в том случае, если площадь торгового зала не превышает 150 м кв. А розничная торговля в павильонах и палатках переводится на уплату налога на вмененный доход независимо от того, какова их площадь.

5)оказание услуг общественного  питания.

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, переводятся на уплату налога только в том случае, если площадь торгового зала не превышает 150 м кв.

6)оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Налог уплачивают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые для перевозок используют не более 20 транспортных средств.

Объектом налога ЕНВД является вмененный доход налогоплательщика.

Ставка налога 15% от вмененного дохода.

Налоговая база.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Величина вмененного дохода рассчитывается по итогам каждого месяца по формуле:

ВД=БД х П х К1 х К2              (1.1) 

где

ВД - вмененный доход;

БД - базовая доходность на единицу физического показателя;

П - количество единиц физического показателя;

К1,2 - корректирующие коэффициенты.

Для каждого вида предпринимательской деятельности, переводимого на единый налог, действует своя величина базовой доходности. Установлена она в пункте 3 статьи 346.29 НК РФ.  Базовая доходность является постоянной величиной, ее не могут изменять на региональном уровне.

Налоговый период.

Налоговым периодом по налогу на вмененный доход является квартал.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ, платить единый налог нужно в том месте, где организация или индивидуальный предприниматель фактически ведет предпринимательскую деятельность.

В случае, когда налогоплательщик ведет свою деятельность сразу в нескольких местах - на территории разных субъектов РФ, - налог ему следует уплачивать в бюджет из каждого из этих регионов.

Что касается введения единого налога на вмененный доход, то здесь просматривается другая перспектива, связанная с сокращением контингента плательщиков и переводом ряда отраслей на обычную систему. Весьма разумный подход разработчиков данного раздела НК РФ связан с тем, что из прежнего контингента налогоплательщиков исключили тех, кто занимался ремонтно-строительным бизнесом. Кроме того, под действие общих налоговых законов попали аудиторские и консультационные фирмы, гостиницы, организации, занимающиеся сбором металлолома, и некоторые другие организации, которые легко поддаются контролю налоговых органов и без специальных систем налогообложения. Это – потенциальные плательщики налога на прибыль.

В то же время под действие рассматриваемой системы без каких-либо ограничений по численности попадают все предприниматели, ведущие деятельность, предусмотренную НК РФ. Часть из них до 2003 г. платила налоги в общеустановленном порядке.

ЕНВД уплачивается не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Кроме того, налог позволят расширить базу налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также позволяет снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволяет избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволяет подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 процентов всех товаров и услуг в малом бизнесе.

Информация о работе Налоговое администрирование: сущность, методы