Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 18:32, реферат
Цель дипломной работы: исследование особенностей налогового администрирования на материалах Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогового администрирования;
- изучить порядок применения специальных налоговых режимов на примере ИФНС №4 по Алтайскому краю;
- выявить проблемы применения специальных налоговых режимов;
В Косихинском районе количество налогоплателдьщиков (юр.лиц и ИП) увеличилось в 2009 году в сравнении с 2008 годов почти в 2 раза. В связи с тем, что в 2009 году активно развивалась программа по поддержке малого бизнеса, а жители Косихинского района интенсивно пользовались ею.
Рис. 2.1. Динамика количества налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)
Структура Межрайонной ИФНС №4 России по Алтайскому краю утверждена приказом Управления ФНС России по Алтайскому краю от 10.04.2007 г. № 01-07/112; включает 15 наименований структурных подразделений, должностей с общей численностью персонала 168 человек.
Таблица 2.2
Администрируемые налоги Межрайонной ИФНС №4 России по Алтайскому краю, тыс.руб.
Налог |
2007 |
2008 |
2009 |
А |
1 |
2 |
3 |
НДФЛ |
938452 |
952310 |
941368 |
Налог на имущество физических лиц |
9541 |
10230 |
9870 |
Земельный налог |
65412 |
69741 |
67931 |
Продолжение таблицы 2.2
А |
1 |
2 |
3 |
УСНО |
42510 |
48090 |
44988 |
ЕНВД |
38500 |
40329 |
37765 |
ЕСХН |
1501 |
1666 |
1211 |
ИТОГО |
1095916 |
1122366 |
1103133 |
Как видно из таблицы 2.1, в 2009 году количество собранных налогов Межрайонной ИФНС №4 сократилось на 2%. Кризисное состояние экономики в стране сказалось и на собираемости налогов.
Рис. 2.2. Динамика администрируемых налогов Межрайонной ИФНС №4 России по Алтайскому краю
Отметим, что в 2009 году налогов было собрано на 0,6% больше, чем в 2007 году и на 2% меньше, чем в 2008 году.
Рассмотрим более подробно характеристики отделов, деятельность которых в большей степени связана с налоговым администрированием: отдел камеральных и отдел выездных налоговых проверок.
Типовое положение об отделе камеральных проверок и типовое положение об отделе выездных проверок утверждено приказом ФНС России от 11 марта 2003 г. № бг-3-25/113.
К основным задачам рассматриваемых отделов относятся: контроль за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами, состоящими на учёте в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей; проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков; осуществление взаимодействия с правоохранительными и другими контролирующими органами по предмету деятельности Отдела; отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.
В соответствии с поставленными задачами в перечень основных функций Отдела камеральных проверок входит мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, основных налогоплательщиков с учетом сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников; проведение камеральных налоговых проверок деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, в т.ч. сдающих имущество в аренду.
Отдел камеральных налоговых проверок осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции. Так, Отдел передаёт в юридический отдел материалы камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах; информирует отдел регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации юридических лиц; передаёт в отдел ввода и обработки данных копий решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок.
К основным функциям отдела выездных налоговых проверок налогоплательщиков согласно указанному положению относятся: проведение предпроверочной подготовки выездных налоговых проверок на основе изучения и анализа всей имеющейся в налоговом органе информации из внешних источников о налогоплательщиках, запланированных к проверке; проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, и осуществление оформления их результатов.
В юридический отдел передаются материалы выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, о нарушениях законодательства о налогах и сборах. С участием юридического отдела Отдел рассматривает представленные налогоплательщиком возражения (объяснения) по актам выездных проверок. В отдел ввода и обработки данных передаются данные копии решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездных налоговых проверок.
Средняя продолжительность выездной налоговой проверки организации составляет 71 день. Средняя продолжительность выездной налоговой проверки индивидуальных предпринимателей и физических лиц составляет 74 дня.
Основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов налогоплательщиком.
Отделы камеральных и выездных налоговых проверок участвуют в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящих в их компетенцию. Данными отделами постоянно проводится анализ эффективности проведения этих проверок. На основе глубокого анализа материалов производится анализ схем уклонения от налогообложения, в том числе крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.
О ходе мобилизации платежей в бюджет за год составляется Аналитическая записка Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю. Рассмотрим данные о количественном и качественном составе налогоплательщиков специальных налоговых режимов в период с 2008 по 2009 год.
Таблица 2.3
Динамика плательщиков налогов по специальным режимам
Показатель |
УСН |
ЕНВД |
ЕСХН | ||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Количество плательщиков, ед. |
1523 |
1735 |
2041 |
4231 |
4355 |
4694 |
98 |
101 |
107 |
Начислено налога, тыс.руб. |
43250 |
49650 |
15304 |
38671 |
40390 |
38847 |
1752 |
2107 |
1031 |
Уплачено налога, тыс.руб. |
42510 |
48090 |
44988 |
38500 |
40329 |
37765 |
1501 |
1666 |
1208 |
Большая часть плательщиков по специальным режимам приходится на плательщиков ЕНВД. В 2009 году их численность достигла 4694 единиц (рост количества этих налогоплательщиков составил 339 единиц). Самая меньшая численность налогоплательщиков приходится на плательщиков ЕСХН. В 2008 году их численность составляла 101 единицу, а в 2009 году – 107 единиц.
Начислено налогов в 2008 году было значительно больше, чем в 2009 году, что вызвано финансовым кризисом в стране.
В 2008 году УСН было начислено 49650 тыс.руб., а в 2009 году начислено всего 15304 тыс.руб., что в 3 раза меньше. ЕНВД в 2009 году начислено всего 38847 тыс.руб., что на 4% меньше 2008 года, а вот ЕСХН в 2009 году начислено в 2 раза меньше, чем в 2008 году. Данные факты свидетельствуют о снижении собираемости налогов по спецрежимам в бюджеты разных уровней.
Рассмотрим процент собираемости налогов по специальным режимам в 2008-2009 гг. в 2008-2009 гг. в Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Таблица 2.4
Собираемость налогов по специальным режимам в Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю
Показатель |
УСН |
ЕНВД |
ЕСХН | ||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Начислено налога, тыс.руб. |
43250 |
49650 |
15304 |
38671 |
40390 |
38847 |
1752 |
2107 |
1031 |
Уплачено налога, тыс.руб. |
42510 |
48090 |
44988 |
38500 |
40329 |
37765 |
1501 |
1666 |
1208 |
Собираемость налогов, % |
98,29 |
96,86 |
293,96 |
92,57 |
99,85 |
97,21 |
85,67 |
79,07 |
117,1 |
Собираемость налогов в 2009 году по ЕНВД составляет 99,85% ,а по остальным специальным режимам уплачено налогов больше, чем начислено, что свидетельствует об эффективности работы Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Рассмотрим уровень собираемости налогов по специальным режимам по территориям, относящимся к Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Таблица 2.5
Начислено и уплачено УСН в Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю, тыс.руб.
Территория |
2007 |
2008 |
2009 | |||
начислено |
уплачено |
начислено |
уплачено |
начислено |
уплачено | |
Новоалтайск |
19745 |
19745 |
21855 |
20460 |
4981 |
19946 |
Косихинский |
2102 |
2320 |
1891 |
1550 |
539 |
1766 |
Первомайский |
9854 |
9985 |
10207 |
10764 |
4181 |
8254 |
Тальменский |
7584 |
7124 |
9572 |
9757 |
3510 |
9700 |
Троицкий |
3564 |
3125 |
4437 |
3929 |
1441 |
3470 |
ЗАТО Сибирский |
401 |
211 |
1689 |
1631 |
652 |
1852 |
ИТОГО |
43250 |
42510 |
49650 |
48090 |
15304 |
44988 |
Анализируя уплату УСН в 2009 году, видим, что объем уплаты данного налога сократился в 2009 году, хотя при этом количество плательщиков данного налога увеличилось. В этой связи стоит проводить камеральные и выездные проверки более тщательно.
Информация о работе Налоговое администрирование: сущность, методы