Налоговое администрирование: сущность, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 18:32, реферат

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование особенностей налогового администрирования на материалах Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогового администрирования;
- изучить порядок применения специальных налоговых режимов на примере ИФНС №4 по Алтайскому краю;
- выявить проблемы применения специальных налоговых режимов;

Вложенные файлы: 1 файл

ДР АДМИНИСТРИРОВ СНР.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

 

В Косихинском районе количество налогоплателдьщиков (юр.лиц и ИП) увеличилось в 2009 году в сравнении с 2008 годов почти в 2 раза. В связи с тем, что в 2009 году активно развивалась программа по поддержке малого бизнеса, а жители Косихинского района интенсивно пользовались ею.

 

 

Рис. 2.1. Динамика количества налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

 

Структура Межрайонной ИФНС №4 России по Алтайскому краю утверждена приказом Управления ФНС России по Алтайскому краю от 10.04.2007 г. № 01-07/112; включает 15 наименований структурных подразделений, должностей с общей численностью персонала 168 человек.

Таблица 2.2

Администрируемые налоги Межрайонной ИФНС №4 России по Алтайскому краю, тыс.руб.

Налог

2007

2008

2009

А

1

2

3

НДФЛ

938452

952310

941368

Налог на имущество физических лиц

9541

10230

9870

Земельный налог

65412

69741

67931


 

Продолжение таблицы 2.2

А

1

2

3

УСНО

42510

48090

44988

ЕНВД

38500

40329

37765

ЕСХН

1501

1666

1211

ИТОГО

1095916

1122366

1103133


 

Как видно из таблицы 2.1, в 2009 году количество собранных налогов Межрайонной ИФНС №4 сократилось на 2%. Кризисное состояние экономики в стране сказалось и на собираемости налогов.

 

 

Рис. 2.2. Динамика администрируемых налогов Межрайонной ИФНС №4 России по Алтайскому краю

 

Отметим, что в 2009 году налогов было собрано на 0,6% больше, чем в 2007 году и на 2% меньше, чем в 2008 году.

Рассмотрим более подробно характеристики отделов, деятельность которых в большей степени связана с налоговым администрированием:    отдел камеральных и отдел выездных налоговых проверок.

Типовое положение об отделе камеральных проверок и типовое положение об отделе выездных проверок утверждено приказом  ФНС России от 11 марта 2003 г. № бг-3-25/113.

К основным задачам рассматриваемых отделов относятся: контроль за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами, состоящими на учёте в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей; проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков; осуществление взаимодействия с правоохранительными и другими контролирующими органами по предмету деятельности Отдела; отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

В соответствии с поставленными задачами в перечень основных функций Отдела камеральных проверок входит мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, основных налогоплательщиков с учетом сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников; проведение камеральных налоговых проверок деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, в т.ч. сдающих имущество в аренду.

Отдел камеральных налоговых проверок осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции. Так, Отдел передаёт в юридический отдел материалы камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах; информирует отдел регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации юридических лиц; передаёт в отдел ввода и обработки данных копий решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок.

К основным функциям отдела выездных налоговых проверок налогоплательщиков согласно указанному положению относятся: проведение предпроверочной подготовки выездных налоговых проверок на основе изучения и анализа всей имеющейся в налоговом органе информации из внешних источников о налогоплательщиках, запланированных к проверке; проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, и осуществление оформления их результатов.

В юридический отдел передаются материалы выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, о нарушениях законодательства о налогах и сборах. С участием юридического отдела Отдел рассматривает представленные налогоплательщиком возражения (объяснения) по актам выездных проверок. В отдел ввода и обработки данных передаются данные копии решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездных налоговых проверок.

Средняя продолжительность выездной налоговой проверки организации составляет 71 день. Средняя продолжительность выездной налоговой проверки индивидуальных предпринимателей и физических лиц составляет 74 дня.

Основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов налогоплательщиком.

Отделы камеральных и выездных налоговых проверок участвуют в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящих в их компетенцию. Данными отделами постоянно проводится анализ эффективности проведения этих проверок. На основе глубокого анализа материалов производится анализ схем уклонения от налогообложения, в том числе крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.

 

 

2.2. Анализ динамики  собираемости налогов по специальным  налоговым режимам

 

О ходе мобилизации платежей в бюджет за год составляется Аналитическая записка Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю. Рассмотрим данные о количественном и качественном составе налогоплательщиков специальных налоговых режимов в период с 2008 по 2009 год.

Таблица 2.3

Динамика плательщиков налогов по специальным режимам

Показатель

УСН

ЕНВД

ЕСХН

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

Количество плательщиков, ед.

1523

1735

2041

4231

4355

4694

98

101

107

Начислено налога, тыс.руб.

43250

49650

15304

38671

40390

38847

1752

2107

1031

Уплачено налога, тыс.руб.

42510

48090

44988

38500

40329

37765

1501

1666

1208


 

Большая часть плательщиков по специальным режимам приходится на плательщиков ЕНВД. В 2009 году их численность достигла 4694 единиц (рост количества этих налогоплательщиков составил 339 единиц). Самая меньшая численность налогоплательщиков приходится на плательщиков ЕСХН. В 2008 году их численность составляла 101 единицу, а в 2009 году – 107 единиц.

Начислено налогов в 2008 году было значительно больше, чем в 2009 году, что вызвано финансовым кризисом в стране.

В 2008 году УСН было начислено 49650 тыс.руб., а в 2009 году начислено всего 15304 тыс.руб., что в 3 раза меньше. ЕНВД в 2009 году начислено всего 38847 тыс.руб., что на 4% меньше 2008 года, а вот ЕСХН в 2009 году начислено в 2 раза меньше, чем в 2008 году. Данные факты свидетельствуют о снижении собираемости налогов по спецрежимам в бюджеты разных уровней.

Рассмотрим процент собираемости налогов по специальным режимам в 2008-2009 гг. в 2008-2009 гг. в Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.

Таблица 2.4

Собираемость налогов по специальным режимам в Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю

Показатель

УСН

ЕНВД

ЕСХН

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

Начислено налога, тыс.руб.

43250

49650

15304

38671

40390

38847

1752

2107

1031

Уплачено налога, тыс.руб.

42510

48090

44988

38500

40329

37765

1501

1666

1208

Собираемость налогов, %

98,29

96,86

293,96

92,57

99,85

97,21

85,67

79,07

117,1


 

 

Собираемость налогов в 2009 году по ЕНВД составляет 99,85% ,а по остальным специальным режимам уплачено налогов больше, чем начислено, что свидетельствует об эффективности работы Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.

Рассмотрим уровень собираемости налогов по специальным режимам по территориям, относящимся к Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.

Таблица 2.5

Начислено и уплачено УСН в Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю, тыс.руб.

Территория

2007

2008

2009

начислено

уплачено

начислено

уплачено

начислено

уплачено

Новоалтайск

19745

19745

21855

20460

4981

19946

Косихинский

2102

2320

1891

1550

539

1766

Первомайский

9854

9985

10207

10764

4181

8254

Тальменский

7584

7124

9572

9757

3510

9700

Троицкий

3564

3125

4437

3929

1441

3470

ЗАТО Сибирский

401

211

1689

1631

652

1852

ИТОГО

43250

42510

49650

48090

15304

44988


 

Анализируя уплату УСН в 2009 году, видим, что объем уплаты данного налога сократился в 2009 году, хотя при этом количество плательщиков данного налога увеличилось. В этой связи стоит проводить камеральные и выездные проверки более тщательно.

Информация о работе Налоговое администрирование: сущность, методы