Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Основу доходной части бюджета современного государства составляют налоги, именно они дают ему возможность осуществлять его функции в полном объеме: содержать армию, строить дороги, выплачивать пенсии и иные пособия. Налоги - необходимый атрибут государства, история свидетельствует, что в качестве экономической и правовой категории они появились практически с момента его возникновения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………….. ……… .5
Понятие налоговых правонарушений…………………………….5
Понятие и сущность налоговой ответственности……………… .8
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………………………………………13
2.1. Налоговые правонарушения ответственность, за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ……………………………….13
2.2. Ответственность за «неналоговые» правонарушения в сфере налогообложения …………………………………………………………22
3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………26
3.1. Общие и специальные правонарушения………………………… 26
3.2. Административные правонарушения в сфере налогообложения32
3.3. Уголовные преступления в сфере налогообложения…………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………………………………….42
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

БГУЭП курсовая 3 курс Налоговые правонарушения.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

Под административным правонарушением  в сфере налогообложения следует  понимать налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2002 г. (КоАП) представляет собой законодательный акт, обеспечивающий защиту законных экономических интересов государства, в том числе и основ налоговой системы Российской Федерации, от административных правонарушений. КоАП устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и порядок их применения, а также меры по предупреждению административных правонарушений, в том числе в сфере налогообложения.

 Элементами административного  правонарушения в сфере налогообложения являются: объект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона и субъект правонарушения. Во многом содержание элементов данного вида административного правонарушения совпадает с налоговыми правонарушениями, однако необходимо отметить и существенные отличия. Так, субъектами административной ответственности за совершение нарушений норм законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций (как правило, руководитель и главный бухгалтер).

 Должностное лицо  организации подлежит привлечению  к административной ответственности, в случае совершения им административного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организацией налогового законодательства. В данном случае под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях. Именно должностные лица своими распоряжениями или указаниями могут способствовать нарушению законодательства о налогах и сборах.

 В отдельных случаях  Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  выделяет в качестве субъектов  административной ответственности  физических лиц (индивидуальных  предпринимателей) и организации  (банки).

 К административной ответственности может привлекаться лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, специальными органами указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему иных мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством.

 Организации (банки) признаются виновными в совершении административного правонарушения только в том случае, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. При этом должно быть также установлено, что данное юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Говоря о субъектах административной ответственности, следует помнить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за правонарушение виновное физическое лицо (руководителя организации или главного бухгалтера), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 Субъективная сторона  административного правонарушения  в сфере налогов и сборов  характеризуется формой вины. Как  и в налоговом правонарушении, она выступает как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

 В соответствии  с положениями главы 15 «Административные  правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных  бумаг» (статьи 15.3—15.10) Кодекса Российской  Федерации об административных  правонарушениях предусмотрено восемь составов подлежащих наказанию административных правонарушений в сфере налогообложения:

1) нарушение срока  постановки на учет в налоговом  органе;

2) нарушение срока  представления сведений об открытии  или закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

3) нарушение сроков  представления налоговой декларации;

4) непредставление сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля;

5) нарушение порядка  открытия счета налогоплательщику;

6) нарушение срока  исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

7) неисполнение банком  решения о приостановлении операций  по счетам налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента;

8) неисполнение банком  поручения государственного внебюджетного  фонда.

 К административным  правонарушениям относится грубое  нарушение правил ведения бухгалтерского  учета и представления бухгалтерской  отчетности. Под грубым нарушением  правил ведения бухгалтерского  учета и представления бухгалтерской  отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов.

 За совершение административных  правонарушений в сфере налогов  и сборов применяется только  один вид административного наказания   административный штраф, является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей.

 При назначении  административного наказания учитываются  характер совершенного правонарушения, имущественное или финансовое положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено данное наказание. В случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое правонарушение. Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о налогах и сборах должно быть вынесено в течение одного года со дня его совершения.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что административное правонарушение – это налоговые  нарушения ответственность за которые  установлена Кодексом Российской Федерации. Он представляет собой законный акт, обеспечивающий защиту законных экономических интересов государства. Субъектами административной ответственности за совершения нарушения норм законодательства о налогах и сборах являются должностные лица, организации (руководители, глав.бух). Субъективная сторона выступает как в форме умысла, так и в форме неосторожности. За совершение административных правонарушений  в сфере налогов и сборов применяется один вид административного наказания – административный штраф.

 

 

 

            3.3. Уголовные преступления в сфере налогообложения.

 

Преступлением признается виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное Уголовным  кодексом Российской Федерации под  угрозой наказания. В то же время  не является преступлением действие, формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

 Под налоговым преступлением  понимается - виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание. Налоговое преступление характеризуется следующими признаками:

1) общественной опасностью, т.е. посягательством или угрозой жизненно важным отношениям для государства;

2) противоправностью,  т. е. запрещенным уголовным  законом деянием;

3) виновностью, т.е.  отношением лица к действию (бездействию)  и преступным последствиям в  форме умысла или неосторожности;

4) наказуемостью, т.  е. преступлением признается только  запрещенное законом под угрозой  наказания деяние.

 Все эти признаки  в совокупности должны быть  присущи совершенному деянию, признаваемому  налоговым преступлением.

 Ответственность за  преступления в сфере налогообложения в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена статьями 198—1992, помещенными в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

 Статья 198. Уклонение  от уплаты налогов и {или)  сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с  физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере,  наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное  в особо крупном размере, наказывается  штрафом в размере от двухсот  тысяч до пятисот тысяч рублей  или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

 Примечание: Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером  сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

 Статья 199. Уклонение  от уплаты налогов и (или)  сборов с организации

1. Уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с  организации путем непредставления  налоговой декларации или иных  документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

 а) группой лиц  по предварительному сговору;

 б) в особо крупном  размере, наказывается штрафом  в размере от двухсот тысяч  до пятисот тысяч рублей или  в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 Примечание: Крупным размером в статье 199 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

 Статья 199.1 Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных  интересах обязанностей налогового агентапо исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Тоже деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисоттысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

 Сокрытие денежных  средств либо имущества организации  или индивидуального предпринимателя,  за счет которых в порядке,  предусмотренном законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, должно быть произведено  взыскание недоимки по налогам  и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере,— наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация о работе Налоговые правонарушения