Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:42, дипломная работа
Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия. Действия компании по определению оптимальных объемов называют налоговым планированием. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, если предприятие выделяется из общей массы весьма маленькой налоговой нагрузкой, то рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.
Вероятно, нет ни одного налогоплательщика, который не хотел бы минимизировать налоговые платежи. Но многие налогоплательщики плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования и почему государство вообще дает налогоплательщику возможность минимизировать налоговые платежи.
Набор сведений, собираемых о контрагенте. Необходимо максимально подробно изложить, какие документы следует собирать по каждой группе сделок или контрагентов. Нужно также конкретизировать, какая информация о контрагенте должна быть собрана до заключения с ним договора и какие данные будут контролироваться во время исполнения договора.
Регламент проверки контрагентов обычно утверждается генеральным директором организации. Содержание регламента необходимо под роспись довести до сведения всех работников, которые занимаются поиском клиентов и покупателей, поддерживают контакты с партнерами и сопровождают сделки. Кроме того, с регламентом следует ознакомить руководителей основных подразделений компании, а также сотрудников, непосредственно проводящих проверку контрагентов или участвующих в этом процессе.
Ответственные лица. В регламенте следует также определить, кто конкретно занимается проверкой контрагентов. Можно указать ФИО или должность ответственного лица, например, менеджер по поиску клиентов, либо закрепить эту обязанность за соответствующим подразделением - службой безопасности, юридическим отделом или бухгалтерией.
Полномочия и круг обязанностей каждого из участников проверочных мероприятий необходимо отразить в регламенте.
Сроки проверки контрагента. В регламенте проверки целесообразно установить сроки проведения проверки. При этом необходимо исходить из того, что длительность поверочных процедур напрямую зависит от степени риска планируемой сделки. Чем выше риск доначислений налогов по сделке, тем больше времени потребуется на проверку.
Оформление результатов проверки. По завершении проверочных мероприятий сотрудник компании принимает решение о том, можно или нет заключить договор с контрагентом. Порядок оформления этого решения следует закрепить в регламенте проверки.
Проще всего основные этапы проверки контрагента фиксировать в специальном отчете или юридическом заключении, где можно отразить возможные риски и рекомендации по их минимизации, а также привести итоговое заключение о благонадежности партнера и возможности заключения с ним договора.
Хранение собранных данных. Сведения, собранные о контрагенте, необходимо хранить не менее трех лет по истечении срока действия договора, то есть в течение общего срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).
Вместе с тем рекомендуется хранить указанные сведения не три, а как минимум четыре года. Проверка контрагента необходима прежде всего для минимизации налоговых рисков, то есть в целях налогообложения. А документы налогового учета и другие документы, связанные с исчислением, удержанием и уплатой налогов, налогоплательщики обязаны хранить в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Причем четырехлетний срок считается с момента окончания налогового периода, в котором документ использовался в последний раз (письмо Минфина России от 18.10.05 03-03-04/2/83).
Ответственность сотрудников. В регламенте проверки целесообразно установить ответственность сотрудников за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований этого документа. Прежде всего речь идет о применении к ним мер дисциплинарной и материальной ответственности. За недобросовестное исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, то есть сделать ему замечание, вынести выговор или даже уволить (ст. 192 ТК РФ).
Если из-за нарушения требований регламента работодателю был причинен ущерб, то работник привлекается к материальной ответственности (ст. 238 ТК РФ). С сотрудника можно взыскать лишь часть ущерба, которая не превышает его среднего заработка за месяц (ст. 241 ТК РФ). Получить с работника всю сумму ущерба можно, лишь если он был причинен (ст. 243 ТК РФ):
Чтобы снизить налоговые риски, руководству ООО «М-Трэйд» необходимо в учетной политике организации для целей налогообложения предусмотреть следующее:
«ООО «М-Трэйд» предполагает формирование резерва по сомнительным долгам в соответствии со статьей 266 Налогового Кодекса РФ. Для целей создания такого резерва сомнительным долгом будет признаваться любая задолженность перед ООО «М-Трэйд», возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
В случае если сроки оплаты установлены в договоре днями без указания на то, какие дни считать (календарные или рабочие), то для целей создания резерва по сомнительным долгам ООО «М-Трэйд» будет считать календарные дни. В случае если истечение срока оплаты счета приходится на нерабочий день, днем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В тех случаях, когда задолженность возникла по договору, в котором не установлены сроки оплаты счетов ООО «М-Трэйд», такая задолженность будет признаваться сомнительной для целей исчисления резерва, если эта задолженность не погашена в течение 1 (одного) календарного месяца со дня выставления счета клиенту при условии, что такая задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией, и ООО «М-Трэйд» на дату формирования резерва (а именно, на конец отчетного (налогового) периода) не известно о намерении клиента погасить данную задолженность. В случае если истечение одного календарного месяца со дня выставления счета приходится на нерабочий день, днем окончания срока оплаты считается ближайший следующий за ним рабочий день.»
При отсутствии в учетной политике для целей налогообложения положения о возможности создания резерва по сомнительным долгам, налоговые органы могут оспорить включение суммы соответствующего резерва в состав внереализационных расходов организации.
Таким образом, в результате проверки налоговой инспекцией из состава расходов по налогу на прибыль будут исключены суммы, отнесенные в резерв по сомнительным долгам, а также в соответствии со ст. 122 НК РФ будет начислен штраф 20% от неуплаченной суммы налога и начислены пени на сумму недоимки.
В соответствии с п.1 ст. 113 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года. На основе этого, можно сделать вывод, что максимальное количество дней, за которые могут быть начислены пени 1095.
Таблица 21 Расчет налогового риска
Наименование показателей |
Значение показателей, тыс. руб. |
Доначисленая сумма налога |
900 |
Штраф |
180 |
Пени за 1 день |
0,24 |
Пени за 3 года |
87,84 |
Минимальное значение налогового риска |
1 080,24 |
Максимальное значение налогового риска |
1 167,84 |
Таким образом, минимальный налоговый риск составляет 1 080 тыс. руб. (900 тыс. руб. + 180 тыс. руб. + 0,24 тыс. руб.), а максимальный налоговый риск за 3 года недоимки 1 167,84 тыс. руб. (900 тыс. руб. + 180 тыс. руб. + 87,840 тыс. руб.)
В учетной политике организации для целей налогообложения необходимо предусмотреть следующее:
«ООО «М-Трэйд» применяет право единовременного списания расходов на капитальные вложения в размере 10 процентов стоимости (30 процентов - в отношении ОС, относящихся к 3-7-й амортизационным группам) первоначальной стоимости ОС (за исключением средств, полученных безвозмездно), а также 10 процентов (30 процентов - в отношении ОС, относящихся к 3-7-й амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации ОС и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Налогового кодекса РФ.»
В случае принятия организацией решения применения амортизационной премии, руководству ООО «М-Трэйд» целесообразно учесть налоговые риски. При отсутствии в учетной политике для целей налогообложения положения о возможности применения амортизационной премии налоговые органы могут оспорить включение сумм амортизационной премии в состав расходов по налогу на прибыль. Это может повлечь за собой доначисление налога на прибыль, начисление штрафа в соответствии со ст.122 НК РФ и пени.
Таблица 22 Расчет налогового риска
Наименование показателей |
Значение показателей, тыс. руб. |
Доначисленая сумма налога |
254,34 |
Штраф |
50,868 |
Пени за 1 день |
0,068 |
Пени за 3 года |
24,824 |
Минимальное значение налогового риска |
305,276 |
Максимальное значение налогового риска |
330,032 |
Таким образом, минимальный налоговый риск составляет 305,208 тыс. руб. (254,34 тыс. руб. + 50,868 тыс. руб. + 0,068 тыс. руб.), а максимальный налоговый риск за 3 года недоимки 330,032 тыс. руб. (254,34 тыс. руб. + 50,868 тыс. руб. + 24,824 тыс. руб.)
В учетной политике организации для целей налогообложения необходимо предусмотреть следующее:
«В соответствии с
п.1 ст.259 НК РФ ООО «М-Трэйд»
применяет нелинейный метод
На 1-е число налогового периода для каждой амортизационной группы определяется суммарный баланс, который рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе.
В дальнейшем суммарный баланс каждой амортизационной группы определяется на 1-е число месяца, для которого определяется сумма начисленной амортизации. Суммарный баланс каждой амортизационной группы ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе амортизации.
Для амортизационных групп суммарный баланс определяется без учета объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым начисляется линейным методом.
Расчет сумм амортизации осуществляется в соответствии со ст.259.2 НК РФ.»
В случае принятия организацией решения начисления амортизации нелинейным методом, руководству ООО «М-Трэйд» целесообразно учесть налоговые риски. При отсутствии в учетной политике для целей налогообложения положения о применении нелинейного метода начисления амортизации налоговые органы могут оспорить правомерность включения сумм амортизации, начисленной нелинейным методом, в состав расходов по налогу на прибыль. Это может повлечь за собой доначисление налога на прибыль, начисление штрафа в соответствии со ст.122 НК РФ и пени.
Таблица 23 Расчет налогового риска
Наименование показателей |
Значение показателей, тыс. руб. |
Доначисленая сумма налога |
326,8 |
Штраф |
65,36 |
Пени за 1 день |
0,087 |
Пени за 3 года |
31,896 |
Продолжение таблица 23
Наименование показателей |
Значение показателей, тыс. руб. |
Минимальное значение налогового риска |
392,247 |
Максимальное значение налогового риска |
424,056 |
Таким образом, минимальный налоговый риск составляет 392,247 тыс. руб. (326,8 тыс. руб. + 65,36 тыс. руб. + 0,087 тыс. руб.), а максимальный налоговый риск за 3 года недоимки 424,056 тыс. руб. (326,8 тыс. руб. + 65,36 тыс. руб. + 31,896 тыс. руб.)
Таблица 24 Значение налоговых рисков при отсутствии в учетной политике положений о внедряемых проектных предложениях
Налоговый риск |
Минимальное значение налогового риска, тыс. руб. |
Максимальное значение налогового риска, тыс. руб. |
Отсутствие в учетной политике для целей налогообложения положения о возможности создания резерва по сомнительным долгам |
1 080,24 |
1 256,783 |
Отсутствие в учетной политике для целей налогообложения положения о возможности применения амортизационной премии |
305,276 |
330,032 |
Отсутствие в учетной политике для целей налогообложения положения о применении нелинейного метода начисления амортизации |
392,247 |
424,056 |
Отсутствие в учетной политике для целей налогообложения положений о внедряемых проектных предложениях |
1 777,763 |
2 010,871 |