Оптимизация налоговых платежей и минимизация налоговых рисков (на примере ООО «М-Трэйд»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия. Действия компании по определению оптимальных объемов называют налоговым планированием. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, если предприятие выделяется из общей массы весьма маленькой налоговой нагрузкой, то рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.
Вероятно, нет ни одного налогоплательщика, который не хотел бы минимизировать налоговые платежи. Но многие налогоплательщики плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования и почему государство вообще дает налогоплательщику возможность минимизировать налоговые платежи.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПОЛНЫЙ.docx

— 286.49 Кб (Скачать файл)

Приказы Федеральной налоговой службы обязательны лишь для ее собственных подразделений - территориальных налоговых инспекций (определение Конституционного суда РФ от 10 июля 2003 г. N 316-О). ФНС России не имеет права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506). Поэтому данный приказ не влечет ограничений прав налогоплательщиков и не создает у них дополнительных обязанностей. То есть для налогоплательщиков этот документ информационного характера. Наиболее актуальной частью приказа являются Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Критерии ввели в обиход предпринимателей новый термин - "налоговый риск".

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка  у данного налогоплательщика  ниже ее среднего уровня по  хозяйствующим субъектам в конкретной  отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской  или налоговой отчетности убытков  на протяжении нескольких налоговых  периодов.

3. Отражение в налоговой  отчетности значительных сумм  налоговых вычетов за определенный  период.

4. Опережающий темп роста  расходов над темпом роста  доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной  заработной платы на одного  работника ниже среднего уровня  по виду экономической деятельности  в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение  к предельному значению установленных  Налоговым кодексом Российской  Федерации величин показателей, предоставляющих право применять  налогоплательщикам специальные  налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным  предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме  его дохода, полученного за календарный  год.

8. Построение финансово-хозяйственной  деятельности на основе заключения  договоров с контрагентами-перекупщиками  или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических  или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком  пояснений на уведомление налогового  органа о выявлении несоответствия  показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие  с учета и постановка на  учет в налоговых органах налогоплательщика  в связи с изменением места  нахождения ("миграция" между налоговыми  органами).

11. Значительное отклонение  уровня рентабельности по данным  бухгалтерского учета от уровня  рентабельности для данной сферы  деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной  деятельности с высоким налоговым  риском.

 При оценке вышеуказанных  показателей налоговый орган  в обязательном порядке анализирует  возможность извлечения либо  наличие необоснованной налоговой  выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 12.10.2006 N53.

Чтобы избежать риска включения в список налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, бухгалтеру компании следует поставить на контроль три годовых показателя: - налоговую нагрузку; - рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг); - рентабельность активов.

Расчетные значения показателей нужно сравнить с контрольными, на которые ориентированы налоговые органы (критерии N 1 и 11). А также необходимо определить среднемесячную заработную плату работников (критерий N 5). Если результаты ниже статистических – необходимо готовиться к выездной проверке.

Наиболее важным критерием оценки рисков является критерий N 12 «ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».

По сути, данный критерий дополняет критерий № 8 («цепочка контрагентов»). В обоих случаях речь идет о необоснованной налоговой выгоде плательщика, но здесь инспекторы расширяют рекомендации ВАС РФ.

 ФНС разъясняет, что  основной источник налоговых рисков - проблемные контрагенты, прежде всего "однодневки". Налоговые выгоды компании по сделке, признанной сомнительной, считаются необоснованными.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

    1. отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
    2. отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
    3. отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
    4. отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
    5. отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
    6. отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

 Наличие подобных признаков  свидетельствует о высокой степени  риска квалификации подобного  контрагента налоговыми органами  как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким  контрагентом, сомнительными.

 Дополнительно повышают  такие риски одновременное присутствие  следующих обстоятельств:

    1. контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
    2. наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
    3. отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
    4. приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
    5. отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
    6. выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
    7. существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

 Соответственно, чем больше  вышеперечисленных признаков одновременно  присутствуют во взаимоотношениях  налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Наличие этих признаков и дополнительных резко повышает вероятность квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а совершенных им сделок — сомнительными. При их самостоятельном обнаружении налогоплательщику предлагается исключить сомнительные операции (вполне логично) и подать уточненные декларации.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленные вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Важно, что согласно приказу после проведения камеральной проверки таких деклараций и пояснительной записки нижестоящим налоговым органам запрещено запрашивать дополнительные документы и пояснения. Полученные сведения и декларации в сочетании с другими критериями учитываются при формировании планов выездных проверок.

 Факт подачи налогоплательщиком  уточненной декларации с целью  снижения (исключения) рисков по  12 критерию налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

Назначение контрольного мероприятия в отношении налогоплательщика, подавшего уточненную декларацию, возможно только после согласования с ФНС России.

То есть 12-й критерий предлагает каждому плательщику не просто оценить риск налоговой проверки, но и, сделав определенные шаги навстречу инспекторам, попытаться избежать таковой.

 

2 Анализ финансово-экономической  деятельности ООО «М-Трэйд»

2.1 Организационно-экономическая характеристика  деятельности ООО «М-Трэйд»

Общество с ограниченной ответственностью «М-Трэйд» является торгово-производственным предприятием. Основным видом деятельности ООО «М-Трэйд» является оптовая торговля продуктами питания, а именно мясопродуктов.

ООО «М-Трэйд» ведет свою деятельность с 1996 года в сфере оптовой торговли продуктов питания.

Миссия компании состоит в предоставлении потребителям натуральных экологически чистых продуктов питания высочайшего качества.

Основной целью организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей мясопродуктов, а также постоянно повышать уровень мяса и мясных продуктов на российском рынке. Организация настроена на расширение деятельности и, следовательно, дальнейшее инвестирование в крупных размерах.

Компания специализируется на прямых поставках замороженной мясной продукции – свинины, говядины, баранины и домашней птицы с последующей ее реализацией как заводам-производителям продуктов мясопереработки и полуфабрикатов, так и конечным потребителям в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.

Всегда в наличии широкий ассортимент продукции: куры, фарш, окорочка куриные, грудки, бедро.

На сегодняшний день ООО «М-Трэйд» продает мясо, замороженное с применением современных технологий, позволяющих сохранить все полезные свойства и вкус свежей говядины, свинины и мяса кур, без добавок и консервантов.

На сегодняшний день сбыт и реализация продукции происходит в основном в Москве и Московской области. Не смотря на сравнительно небольшой опыт ООО «М-Трэйд» уже имеет достаточно широкий круг своих покупателей.

Отраслевая принадлежность ООО «М-Трэйд» по ОКВЭД:

    • Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями
    • Оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы.
    • Организация перевозок грузов.

 

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «М-Трэйд» за 2009-2011 гг.

На основании бухгалтерской отчетности (Приложение 1 и 2), приведен подробный финансовый анализ организации.

Таблица 1 Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса ООО «М-Трэйд» за 2009-2011 гг.

№ п/п

АКТИВ

Значения показателей, тыс. руб.

Прирост

значение показателя, тыс. руб.

Прирост

2009

2010

Абсолютное изменение

Относительное изменение, %

2011

Абсолютное изменение

Относительное изменение, %

1.

Внеоборотные активы

7 652

9 509

1 857

24

11 085

1 576

17

2.

Оборотные активы

19 698

27 214

7 516

38

43 258

16 044

59

 

Запасы и затраты

9 202

9 736

534

6

13 315

3 579

37

 

Краткосрочная дебиторская задолженность

6 424

11 255

4 831

75

20 501

9 246

82

 

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

4 072

6 223

2 151

53

9 442

3 219

52

 

Баланс

27 350

36 723

9 373

34

54 343

17 620

48

 

ПАССИВ

1.

Собственный капитал

21 726

27 362

5 636

26

36 968

9 606

35

2.

Долгосрочные пассивы

0

0

0

0

0

0

0

3.

Краткосрочные пассивы

5 624

9 361

3 737

66

17 375

8 014

86

 

Займы и кредиты

0

0

0

0

0

0

0

 

Кредиторская задолженность

5 624

9 361

3 737

66

17 375

8 014

86

 

Баланс

27 350

36 723

9 373

34

54 343

17 620

48

Информация о работе Оптимизация налоговых платежей и минимизация налоговых рисков (на примере ООО «М-Трэйд»)