Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты, проанализировать действующую практику организации работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков и разработать рекомендации по повышению её качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
изучение сущности и содержания работы территориальных налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты организации деятельности налоговых органов
по работе с налогоплательщиками 10
Сущность и содержание работы территориальных налоговых
органов с налогоплательщиками 10
Нормативно-правовое обеспечение деятельности налоговых
органов по работе с налогоплательщиками 24
Исследование качества организации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с
налогоплательщиками 30
Анализ организации деятельности налоговых органов в РМ по работе
с налогоплательщиками (на примере МРИ ФНС №1 по РМ) 40
Исследование деятельности инспекции по учету
налогоплательщиков 40
Оценка качества организации информирования
налогоплательщиков по вопросам налогообложения 49
2.3 Исследование факторов, оказывающих влияние на качество
обслуживания налогоплательщиков 63
Повышение качества деятельности налоговых органов в регионе по
работе с налогоплательщиками 71
Повышение результативности работы налоговых органов
с налогоплательщиками 71
Обоснование необходимости автоматизации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками 85
Зарубежный опыт работы налоговых органов по обслуживанию
налогоплательщиков и возможности его применения в
отечественной практике 94
Заключение 118
Список использованных источников 123

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом+(Организация+работы+налоговых+органов+по+повышению+качества+работы+с+налогоплательщиками+ИФНС1)+(1)-1.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Обоснование  необходимости автоматизации деятельности территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками

 

Автоматизированная  информационная технология (АИТ) – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, поиск, обработку, хранение, распространение и отображение информации на базе применения развитого программного обеспечения (ПО), средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности [90, с.63].

В настоящее  время наблюдается тенденция  к объединению различных типов  информационных технологий в единый комплекс, носящий название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникаций, являющихся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания.

В последнее  время появились многоуровневые и распределенные системы организационного управления объектами (банками, налоговой службой и т.д.). Для них используются распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней.

Выделяются  пять основных тенденций развития АИТ.

Первая связана  с превращением информационного  продукта в гибрид между результатом  расчетно-аналитической работы и  специфической услугой, предоставляемой  пользователю продукта.

АИС будет использовать все в большей мере мультимедийные технологии.

Прогнозируется  исчезновение промежуточных звеньев  на пути от источника информации к  ее потребителю (например, непосредственное взаимодействие автора и читателей  через систему телеконференций).

Отмечается тенденция к глобализации ИТ в результате использования INTERNET.

В качестве последней  характерной черты развития АИТ  рассматривается конвергенция, заключающаяся  в стирании различий между материальным и информационным производством, взаимопроникновением различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Внедрение ИТ меняет технологию управления, однако и развитие последней предъявляет все новые  требования к ИТ. Они все более  превращаются из расчетного инструмента  в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки эффективных решений [86, с.152].

АИТ для конечного  пользователя выглядит как автоматизированное рабочее место (АРМ).

АРМ – это совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

АРМ обеспечивает обработку информации, а экономист  выполняет часть ручных операций, а также операций, требующих творческого  подхода. Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание [82, с.125].

Основу новой  информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программное обеспечение  и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информации, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно говорить о двух подходах внедрения новой технологии в МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия. В первом случае информационная технология приспосабливается к существующей организационной структуре и происходит лишь модернизация сложившихся методов работы. При этом коммуникации развиты слабо, и комплекс технологических операций охватывает только локальные рабочие места. Этот подход сводит к минимуму степень риска от внедрения, т.к. затраты минимизированы и организационная структура не меняется. Происходит слияние функций сбора и обработки информации с функцией принятия решений. Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Характерной чертой этого подхода является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, которые до этого были экономически нецелесообразны. Кроме того, появляется возможность расширения системы в соответствии с потребностями организации и имеющимися ресурсами. При этом рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей информации и достигается эффективность работы каждого управленческого уровня. Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя, тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой. Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных учреждениях.

В настоящее  время в Российской Федерации  остро стоит вопрос об эффективной  налоговой системе.

Основной задачей  Управление Федеральной налоговой  службы по Республике Мордовия  является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы  управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия  субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях – документах. В отчетные периоды документооборот в налоговых инспекциях городов может достигать тысячи документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных передовых технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированная  информационная технология (АИТ) в налоговой  системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности [82, с.93].

Информационное  обеспечение включает весь набор  показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе  налоговых органов, используемые в  процессе автоматизации решения  поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Техническое обеспечение  АИС представляет собой совокупность технических средств обработки  информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

На протяжении ряда лет при достижении главной  цели – обеспечения полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет – государство в меньшей степени обращало внимание на все те трудности, с которыми сталкивались плательщики [81, с.74].

На сегодняшний  день ситуация коренным образом изменилась и наряду с выполнением главной задачи перед налоговыми органами стоит ряд качественно новых задач, связанных с упрощением процедур налогового администрирования, созданием максимально комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, реализация которых возможна в том числе посредством развития информационных технологий.

Сегодня, налоговыми органами плательщикам предложены две  услуги, позволяющие сократить определенные издержки при исполнении налоговых  обязательств, а именно электронное  декларирование и уплата налогов через платежные терминалы и банкоматы.

Что же представляет собой электронное налоговое  декларирование? Это система, позволяющая  плательщикам облегчить процесс  составления налоговых деклараций и полностью автоматизировать процесс  представления их в электронном виде в налоговые органы, исключая необходимость посещения для этого инспекций [81, с.93].

Ни для кого не секрет, что система приема налоговых  деклараций на бумажном носителе требует  значительных затрат рабочего времени  и людских ресурсов. Например, плательщик – юридическое лицо ежемесячно представляет в налоговую инспекцию определенное количество налоговых деклараций, затрачивая немало времени на их доставку, передачу, а также прием налоговой декларации в инспекции. В свою очередь на проведение камеральной проверки и внесение показателей налоговых деклараций в информационную систему работник налогового органа тратит около 25-30 минут рабочего времени. А при наличии ошибок и неточностей указанный процесс повторяется. В аналогичной ситуации оказываются и другие категории плательщиков.

Тогда-то и становятся абсолютно очевидными преимущества использования системы электронного декларирования, которые в первую очередь состоят в оперативности  налогового администрирования, т.е. сокращении тех самых издержек, затрачиваемых на представление и прием налоговых деклараций на бумажных носителях. Немаловажными достоинствами данной системы являются возможность оперативного контроля правильности заполнения налоговой декларации и, конечно, хранение в электронном виде больших объемов деклараций за различные периоды времени, а также быстрая организация удобного доступа к ним.

Возможность представлять налоговую отчетность в электронной  форме по телекоммуникационным каналам  связи налогоплательщики получили в 2002 г. Переход на безбумажную технологию сдачи отчетности происходил постепенно.

Несмотря на предусмотренную Налоговым кодексом свободу выбора между электронной  и бумажной формой декларирования, все чаще налогоплательщики предпочитают предоставлять декларации в электронном виде и все чаще можно услышать, что налоговые службы рекомендуют осуществлять подачу документов в электронном виде. Основным преимуществом, на их взгляд, является экономия временных затрат как налоговых органов, так и плательщика за счет оперативной связи с инспектором, возможности быстро получать нужные справки (например, справка об уплате подоходного налога). Собственно, по этим причинам Министерство по налогам и сборам пропагандирует переход на электронное декларирование, конечно, если для этого перехода существуют необходимые возможности у данного предприятия [84, с.12].

По сравнению  с бумажными носителями представление  налоговых деклараций в электронном  виде имеет для организаций ряд  преимуществ:

  • экономия времени. Нет необходимости стоять в очередях в налоговую инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо из офиса организации в любое время суток;
  • отсутствие дублирования документов. При представлении налоговых деклараций в электронном виде организации нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях;
  • избежание ошибок в отчетности. Налоговая отчетность готовится в формате с контролем заполнения полей форм отчетности, при этом также проверяется актуальность версии;
  • получение подтверждения о доставке направленной отчетности в налоговый орган;
  • конфиденциальность информации. Содержащиеся в направленной налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств защиты;
  • возможность получения информационной выписки о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам);
  • автоматическое оперативное обновление версий форматов представления отчетности в электронном виде в случае изменения форм налоговых деклараций;
  • возможность получения общедоступной информации от налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства и др.;
  • оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и др.

Информация о работе Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками