Особенности проведения налоговых проверок по НДС в отношении отдельных операций и видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является совокупность правовых норм и методов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность по проведению проверок по налогу на добавленную стоимость.
Целью курсовой работы является проведение контрольных мероприятий в отношении ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие», и выявление нарушений действующего законодательства:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты организации проведения налоговых проверок по НДС, уплачиваемых организациями торговли………………….………….….5
1.1 Понятие и содержание налогового контроля, формы и методы его проведения………………………………………………………………….…5
1.2 Особенности исчисления и уплаты НДС организациями торговли……..10
1.3 Порядок ведения бухгалтерского учета по НДС и оформления первичных документов…...…………………………………………………………………..12
2 Организация и проведение налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, уплачиваемые организациями торговли………………………………………………………...18
2.1 Методика проведения камеральной налоговой проверки по НДС ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие»…………………………….….18
2.2 Особенности проведения выездной налоговой проверки по НДС ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие»………………………………..24
2.3 Оформление результатов налоговой проверки. Арбитражная практика разрешения налоговых споров по НДС.……………………………34
3 Направления повышения эффективности осуществления налогового контроля по НДС в отношении организаций торговли …………….37
Заключение……………………………………………………………………...44
Список использованных источников………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 101.02 Кб (Скачать файл)

- расширение и ужесточение требований к информации, предоставляемой лицами при регистрации;

- введение процедуры выборочной выездной проверки при регистрации лиц в качестве плательщиков НДС, основанной на системе анализа рисков;

- предоставление статуса плательщика НДС вновь регистрируемым юридическим лицам по истечении определенного срока после государственной регистрации данного лица.

Ожидается, что данная система  позволит сосредоточить усилия налоговых  органов на проверке ограниченного  круга налогоплательщиков, а также  предотвратить возникновение случаев  отказа налогоплательщику в праве  на применение налогового вычета НДС  при приобретении товаров, работ, услуг. Более того, процедура специальной  регистрации плательщиков НДС предусматривает  проведение проверки достоверности  сведений, представляемых налогоплательщиком о своем местонахождении, учредителях, руководстве, что является дополнительной превентивной мерой осуществления  неправомерной ликвидации без выполнения налоговых обязательств.

Следует отметить, что при  установлении величины указанного порога предполагается принимать во внимание как действующие критерии освобождения от обязанностей налогоплательщика  НДС, так и максимальные критерии выручки от реализации, дающие право  на применение упрощенной системы налогообложения. В то же время, действующее в настоящее  время максимальное значение выручки  от реализации, позволяющее применять  упрощенную систему налогообложения, существенно превосходит все  пороговые значения для НДС-регистрации, которые применяются в странах  с развитой налоговой системой. В  этой связи при переходе к новой  модели НДС-регистрации необходимо рассмотреть возможность снижения данного максимального значения до уровня выручки, более соответствующего общепринятому пониманию малых  предприятий, дающих возможность применять  пониженные налоговые ставки.

Следовательно, на мой взгляд, речь должна идти о снижении максимального значения годовой выручки от реализации, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, хотя бы до 12 млн. руб. и одновременном установлении порога регистрации НДС на этом же уровне.

В заключение следует отметить, что переход к более прозрачной системе регистрации лиц в  качестве плательщиков НДС, при эффективной  организации этой системы позволяет  добиться следующих результатов:

- для налоговых органов, улучшить качество налогового администрирования посредством проведения дополнительных проверок при обращениях для осуществления добровольной регистрации и выдачи специальных номеров плательщиков НДС, что позволяет избежать возникновения случаев отказа налогоплательщику в праве на применение налогового вычета НДС при приобретении товаров, работ, услуг, у лиц, не являющихся плательщиками НДС, но необоснованно выставивших счета-фактуры;

- для организаций - повысить привлекательность специальных налоговых режимов в случае осуществления ими торгово-посреднических операций.

Однако одновременно необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что переход к системе регистрации  лиц в качестве плательщиков НДС  может сопровождаться дополнительными  издержками, связанными с необходимостью проведения дополнительных проверок, с введением новых автоматизированных регистрационных систем, специального программного обеспечения и других, объективно оценить размеры которых  в настоящее время крайне проблематично.

Одним из возможных направлений  совершенствования администрирования  НДС является оптимизация существующего  перечня операций, подлежащих освобождению от обложения НДС. В настоящее  время от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются  операции по реализации, передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, указанных в ст.149 НК РФ.

Анализ опыта зарубежных стран в области законодательства по НДС позволяет сделать вывод  о необходимости сохранения в  ст.149 НК РФ лишь тех освобождений, которые  традиционно являются стандартными для стран, взимающих НДС, а также  освобождений, имеющих социальное значение или обусловленных какими-либо особенностями  хозяйственной деятельности.

Традиционно вопрос организации  возмещения из бюджета при превышении сумм налоговых вычетов над суммами  начисленного НДС является ключевым для обеспечения эффективности  функционирования НДС в целом. Без  эффективно функционирующей системы  возмещения НДС, основанного на классической, зачетной, схеме исчисления и уплаты НДС создает значительные искажения  для некоторых групп налогоплательщиков, которые влекут за собой существенные издержки, связанные с исполнением  налогового законодательства. Невозможность  получения налогоплательщиками, полностью  исполняющими требования налогового законодательства, возмещения из бюджета сумм превышения уплаченного НДС над начисленным приводит к значительной потере ресурсов налогоплательщиков, что, в свою очередь, создает стимулы к оптимизации закупок с точки зрения уплачиваемого поставщикам налога, а также подрывает конкурентоспособность экспортного сектора экономики.

При рассмотрении практических аспектов функционирования системы  возмещения НДС необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что  с точки зрения теоретических  соображений устройство системы  возмещения является чрезвычайно простым - по итогам каждого налогового периода  налогоплательщик представляет в налоговые  органы налоговую декларацию.

"Зачетная" схема исчисления  и уплаты НДС является наименее  затратной и наиболее эффективной  схемой налогообложения добавленной  стоимости. В соответствии с этой схемой, на основании которой построен и российский НДС стоимость, по итогам каждого налогового периода налогоплательщик исчисляет сумму налога как долю от всего объема реализованных налогооблагаемых товаров, работ, услуг,, а сумму налоговых обязательств перед бюджетом - как разницу между указанной суммой и суммой налога, уплаченного поставщикам, таможенным органам, в данном налоговом периоде при приобретении или импорте налогооблагаемых товаров, работ или услуг.

Возмещение НДС при  применении нулевой налоговой ставки. Декларацию, на основании которой  он либо уплачивает в бюджет сумму  налоговых обязательств, либо предъявляет  требования к возмещению из бюджета  определенной суммы в случае, если объем налога, уплаченного в налоговом  периоде поставщикам, оказывается  выше, чем объем начисленного налога.[16]

При этом финансовые органы теоретически в срок, соответствующий  сроку уплаты налога в бюджет, должны перечислить надлежащую сумму на счета налогоплательщика.

Проблемы уклонения от налогообложения.

НДС в целом создает  стимулы для уклонения от налогообложения, так как фактически при прочих равных условиях счет-фактура на оплату налогооблагаемых товаров, выставленная поставщиком (или документ, подтверждающий факт экспорта), является основанием для уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика, а значит, представляет собой требование к бюджету. Уже сам этот факт создает сильнейший стимул для недобросовестных налогоплательщиков к минимизации своих налоговых обязательств. Скрывая от налоговых органов выручку от реализации налогооблагаемых товаров, работ, услуг, на внутреннем рынке, налогоплательщик не только уклоняется от обязанности взимания налога с объема своей реализации, но и может получить право на возмещение уплаченного налога из бюджета.[19]

Возмещение НДС налогоплательщикам является периодическим перечислением  бюджетных средств частным компаниям, которое обусловлено лишь представленными  расчетами налогоплательщика, обоснованными рядом документов. В этой связи система возмещения НДС должна содержать целый ряд инструментов, противодействующих коррумпированному поведению государственных служащих.

Основные проблемы возмещения НДС, построенной симметрично системе  выполнения налогоплательщиком налоговых  обязательств перед бюджетом, создают  необходимость возмещения налога.

  

Заключение

 

 

Так как налог на добавленную  стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета  налогов в процессе налоговой  проверки расчетов с бюджетом по НДС  необходимо осуществить анализ налоговых  деклараций и регистров налогового учета за отчетные периоды; сравнить данные по счетам бухгалтерского учета, в части расчета НДС, с данными  регистров налогового учета и  налоговыми декларациями за проверяемый  период; проанализировать значительные или необычные отклонения; проанализировать уплату в бюджет НДС за проверяемый период.

В ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» была проведена налоговая проверка за 2011 год, были исследованы проблемы, связанные с отражением в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость на всех этапах хозяйственной деятельности, начиная от момента заключения договоров до расчета налоговых деклараций, исследованы проблемы, возникающие при начислении, уплате и возмещении (зачете) НДС:

В ходе проведения данной проверки сотрудниками налоговых органов были выявлены следующие налоговые правонарушения:

1) умышленное занижения сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет;

2)завышение налогового вычета  по итогам 3-его квартала;

3)занижение налоговой базы по  НДС

Таким образом, в процессе анализа  учета НДС на предприятии были рассмотрены отдельные аспекты  учета выручки и начисления НДС, приняты меры к устранению ошибок и исправлению отчетности. Даны предложения  по организации хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета в этих ситуациях.

Так как сумма НДС подлежит возмещению из бюджета производителю, здесь  могут существовать налоговые правонарушения. В целях необоснованного возврата суммы НДС предприятие может  осуществлять фальсификацию данных налогового учета. В этой связи налоговые  проверки и аудит должны применять  различные методы выявления правонарушений по налогу на добавленную стоимость.

Плательщиками НДС являются покупатели товаров и услуг. Им, как конечным плательщикам, НДС не возмещается. В  данном плане НДС возможно рассматривать как стимулирующий фактор к производству, особенно к экспорту отечественных товаров. Однако, сама система исчисления НДС должна быть пересмотрена и изменена в сторону упрощения расчета налога.

 

 

Список использованных источников

 

1. Организация и методы налоговых проверок: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Н. Романова. - М. : Вузовский учебник, 2004. - 288 с - ISBN 5-9558-0010-7.

2. Организация и методика налоговых проверок: учеб. пособие для вузов / В. А. Красницкий; под ред. Л. П. Павловой. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 384 с. - ISBN 5-279-03002-3.

3. Торговая деятельность: новое в учете НДС: М. А. Пархачева.- 2-е изд. испр. и доп. - М. : Статус-Кво 97, 2000. - 200 с. - ISBN 5-8107-0038-1.

4.НДС торговых организаций. Московский бухгалтер: Ивлева Анастасия. – 2009 №2. http://gaap.ru/articles/50326/ 

5.НДС: налоговые вычеты. Способы оптимизации. Налоговый учет: Н. К. Фрейтак, Н. Н. Орлова, Ю. А. Воробьев. - М. : ФБК-Пресс, 2004. - 178 с. - ISBN 5-88103-123-7.

6. Налоговый Кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

7. Приказ ГТК от 21 июля 2003 г. № 806 «об утверждении инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации).

8. Камеральная налоговая проверка / Я. В. Калинин // Бухгалтерский учет. 2012. - № 11. - С. 116-120.

9. Гарант, учебное пособие. http://cde.osu.ru/demoversion/course75/lection/book_13.html

10. Формы налогового контроля / А. С. Каратаев // Экономические науки, 2010. - N 8. - С. 142-144. 

11. Методическое обеспечение оценки результативности и эффективности планирования налоговой проверки/ Г. С. Айтхожина // Налоги и налогообложение, 
2012. - № 7. - С. 42-50. - Библиогр.: с. 49-50.

12. ст. 100 Налогового кодекса  РФ «Оформление результатов налоговой  проверки»

13. Письмо ФНС России от 28.03.2011 № КЕ-4-3/4782 "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"

14. Баймакова И.А. Налог на добавленную стоимость: сложные вопросы исчисления и уплаты. М.: Издатель: 1С-Паблишинг, 2009.100 с

15. Борисов Ю.К. Последние изменения налогового законодательства в части НДС // Налоговый вестник. 2011. №3. С.18-21

16. Бутаенко О.Б. Можно ли упростить порядок возмещения НДС: не в ущерб бюджету // Налоговая политика и практика. 2010. №4. С.26-31

17. Замалетдинова Э.И. Косвенные налоги в России и зарубежный опыт взимания косвенных налогов // Международный бухгалтерский учет. 2011. №7. С.50-55

18. НДС: ставки исчисления налоговой базы, счета-фактуры // Налоговая политика и практика. 2010 №11. С.62-68

19. Самсонова Л.И. Налог  на добавленную стоимость: возможные  пути совершенствования // Аудит  и финансовый анализ. 2010. №4. С.52-56

 


Информация о работе Особенности проведения налоговых проверок по НДС в отношении отдельных операций и видов деятельности