Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

       Поступления  от земельного налога по земельным  участкам лесного и водного  фондов совсем незначительны  в общем объеме поступлений  налогов. В 2009 году платежи  составили 1 млн. тенге, а 2011 и 2012 году произошло уменьшение 0.2 млн. тенге.

       Если  судить по статистическим данным  прошлого периода то можно  наблюдать что роль земельного  налога в формировании доходов  государственного бюджета Республики  Казахстан  всегда была незначительной  по сравнению с другими видами  налогов. Например с 1992 по 2012 годы  наблюдается данная динамика:

 

 

Таблица  3

Удельный  вес налога на землю в общей  сумме доходов государственного бюджет за 1992-2012 годы

 

 Поступления земельного  налога по годам

Удельный вес,%

1992 год

1,0

1993 год

0,3

1994 год

0,2

1995 год

0,9

1996 год

1,4

1997 год

1,7

1998 год

1,6

1999 год

1,2

2000 год

0,9

2001 год

0,7

2002 год

0,7

2003 год

0,6

2004 год

0,5

2005 год

0,3

2006 год

0,4

Продолжение таблицы 3

2007 год

0,5

2008 год

0,4

2009 год

0.4

2010 год

0.4

2011 год

0.5

2012 год

0.6

Примечание- Данные статистического бюллетеня Министерства финансов РК, 2006-12 гг


 

          Как видно из таблицы, доля  земельного налога в общих  налоговых поступлениях государственного  бюджета незначительна. Несмотря  на ежегодное увеличение доходной  части бюджета по абсолютным  показателям, доля налога на  землю по удельному весу   в общей сумме налоговых поступлений  колеблется. Как видно, начиная   с 1995 года было значительное  увеличение доли земельного налога  в  структуре доходов государственного  бюджета.     В 1997 году самая  высокая доля земельных поступлений  соответствовала 1,7%.   До 2005 года  наблюдается постепенное снижение  доли земельного налога, хотя  в абсолютном выражении сумма  земельного налога увеличивалась.  В период с 2000 года наблюдается  тенденция снижения земельного  налога, связанного с предоставлением  налоговых льгот субъектам малого и среднего бизнеса, которые при осуществлении своей деятельности используют земельные угодья.

       Принципы  налогообложения в современном  Казахстане складывались при  отсутствии рыночного оборота  земельных участков. В основу  земельного налога был положен  уровень естественного плодородия  почв, измеряемый баллом бонитета. Баллам бонитета в данном случае  придано слишком большое, не  свойственное им значение. Так  считают многие наши экономисты. Бонитировка почв по их естественным  свойствам не заменяет экономической  оценки земли и имеет вспомогательное  значение. Поэтому и уровень налогообложения,  установленный действующим законодательством,  далеко не всегда соответствует  реальной ценности земель. Из-за  этого система платного землепользования  не выполняет свои главные  функции – фискальную и стимулирующую  эффективное использование земельных  ресурсов. Для подавляющей части  налогоплательщиков земельный налог  не является обременительным,  а с учетом различных льгот  – ничтожно малым.

       Земельный  налог, в первую очередь, для  сельскохозяйственного товаропроизводителя,  должен способствовать выравниванию  социально-экономических условий  хозяйствования на землях различного  качества и местоположения, созданию  стабильной финансовой основы  для реализации мероприятий по  организации рациональной системы  землепользования, сохранению и  воспроизводству плодородия почв, введению системы экономического  стимулирования и повышения эффективности  использования земель и их  охраны.[15]

       В настоящее  время, когда множественность  форм собственности стала реальностью,  необходима принципиально новая  система платного землепользования, способная сориентировать землевладельцев  и землепользователей на оптимальное  занятие площади, необходимой  для решения социальных и производственных  задач, интенсивное их использование,  равномерное освоение территории, проведение мелиорации сельскохозяйственных  угодий.

     

 

2.3  Специальный  налоговый режим для сельскохозяйственных  товаропроизводителей как упрощенная  форма налогообложения

 

Специальный налоговый режим  для крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с налоговым кодексом предусматривает особый порядок  расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением  деятельности по производству, переработке  и реализации подакцизной продукции.

Право применения специального налогового режима предоставляется  крестьянским (фермерским) хозяйствам при наличии земельных участков на праве частной собственности  и (или) на праве землепользования (включая  право вторичного землепользования). Крестьянские (фермерские) хозяйства вправе самостоятельно выбрать данный специальный налоговый режим или общеустановленный порядок налогообложения [15].

Для применения специального налогового режима крестьянские (фермерские) хозяйства ежегодно, в срок не позднее 20 февраля, представляют в налоговый  орган по месту нахождения земельного участка заявление по форме, установленной  уполномоченным государственным органом.

Непредставление налогоплательщиком заявления к указанному сроку  считается его согласием осуществлять расчеты с бюджетом в общеустановленном  порядке. Крестьянские (фермерские) хозяйства, образованные после 20 февраля, представляют заявление на право применения специального налогового режима в день получения  Свидетельства о государственной  регистрации индивидуального предпринимателя[16].

При возникновении права  на земельный участок после 20 февраля  на территории другой административно-территориальной  единицы крестьянское (фермерское) хозяйство представляет заявление  на право применения специального налогового режима в налоговый орган в  течение тридцати календарных дней с момента постановки на регистрационный  учет по месту нахождения данного  земельного участка.

Налогоплательщиками, осуществляющими  виды деятельности, на которые не распространяется данный специальный налоговый режим, заявление на право применения специального налогового режима в случае возникновения  права на земельный участок после 20 февраля представляется в налоговый  орган также в течение тридцати календарных дней с момента постановки на регистрационный учет по месту  нахождения данного земельного участка.

Выбранный режим налогообложения  изменению в течение налогового периода не подлежит. Налоговым периодом по единому земельному налогу является календарный год[17].

Специальный налоговый режим  для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции предусматривает  особый порядок расчетов с бюджетом на основе патента и распространяется на деятельность юридических лиц:

1) по производству сельскохозяйственной  продукции с использованием земли,  переработке и реализации указанной  продукции собственного производства;

2) по производству сельскохозяйственной  продукции животноводства и птицеводства (в том числе племенного) с полным  циклом (начиная с выращивания  молодняка), пчеловодства, а также  по переработке и реализации  указанной продукции собственного  производства.

Не вправе применять специальный  налоговый режим для юридических  лиц - производителей сельскохозяйственной продукции (далее - специальный налоговый  режим):

1) юридические лица, имеющие  дочерние организации, филиалы  и представительства; 

2) филиалы, представительства  и иные обособленные структурные  подразделения юридических лиц; 

3) юридические лица, являющиеся  аффилиированными лицами других  юридических лиц, применяющих  данный специальный налоговый  режим. Аффилиированным лицом  признается юридическое лицо, которое  имеет право прямо и (или)  косвенно определять решения  и  оказывать влияние на  принимаемые юридическим лицом,  применяющим указанный специальный  налоговый режим, решения, в  том числе в силу договора  и (или) иной сделки, а также  лицо, в отношении которого юридическое  лицо, применяющее указанный специальный  налоговый режим, имеет такое  право. 

Специальный налоговый режим  не распространяется на деятельность налогоплательщиков по производству, переработке и реализации подакцизной  продукции.

Юридические лица вправе самостоятельно выбрать данный специальный налоговый  режим или общеустановленный  порядок налогообложения. [16]

Крестьянские (фермерские) хозяйства, применяющие специальный налоговый  режим на основе уплаты единого земельного налога (далее плательщики единого  земельного налога), не являются плательщиками  следующих видов налогов и  других обязательных платежей в бюджет:

1) индивидуального подоходного  налога с доходов от деятельности  крестьянского (фермерского) хозяйства,  на которую распространяется  данный специальный налоговый  режим; 

2) налога на добавленную  стоимость - по оборотам от  осуществления деятельности, на  которую распространяется данный  специальный налоговый режим; 

3) земельного налога и  (или) платы за пользование  земельными участками - по земельным  участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется  данный специальный налоговый  режим; 

4) налога на транспортные  средства по объектам налогообложения  в пределах нормативов потребности,  установленных Правительством Республики  Казахстан; 

5) налога на имущество  по объектам налогообложения  в пределах нормативов потребности,  установленных Правительством Республики  Казахстан. 

При осуществлении видов  деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим  для крестьянских (фермерских) хозяйств, плательщики единого земельного налога обязаны вести раздельный учет доходов и расходов (включая  начисление заработной платы), имущества (в том числе транспортных средств) и производить исчисление, представление  налоговой отчетности и уплату соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет по таким видам деятельности в общеустановленном порядке и (или) в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса.

Объектом налогообложения  для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость  земельного участка.

Определение оценочной стоимости  земельного участка (права землепользования) производится в порядке, определенном земельным законодательством Республики Казахстан. Исчисление единого земельного налога производится путем применения ставки 0,1 процента к оценочной стоимости земельного участка.

Уплата единого земельного налога производится в соответствующий  бюджет по месту нахождения земельного участка в два срока:

1) текущий платеж уплачивается  в срок не позднее 20 октября  текущего налогового периода; 

2) окончательный расчет  по единому земельному налогу  производится (с учетом декларации  по налогу) в срок не позднее  20 марта налогового периода, следующего  за отчетным.

В первый срок уплаты плательщики  единого земельного налога уплачивают текущий платеж в размере не менее 1/2 части общей суммы единого  земельного налога, исчисленного в  декларации по единому земельному налогу за предыдущий налоговый период. Плательщики  единого земельного налога, образованные до 20 октября, а также действующие  налогоплательщики - при изменении  базы для исчисления налога, производят уплату текущего платежа в размере  не менее 1/2 части суммы налога, исчисленного в расчете текущего платежа по единому земельному налогу. Плательщики  единого земельного налога, образованные после 20 октября, вносят общую сумму  налога, подлежащего уплате за текущий  налоговый период, в срок не позднее 20 марта года, следующего за отчетным.

Крестьянские (фермерские) хозяйства  исчисляют и уплачивают единый земельный  налог за фактический период владения земельным участком на праве землепользования (с учетом изменений объекта налогообложения). При передаче крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка в аренду другому крестьянскому (фермерскому) хозяйству каждая из сторон исчисляет и уплачивает единый земельный налог по такому земельному участку исходя из фактического периода пользования земельным участком, указанного в договоре аренды. Период пользования арендатором определяется, начиная с месяца, следующего за месяцем получения земельного участка в аренду. При этом по доходам, полученным (подлежащим получению) от передачи земельного участка в аренду, крестьянское (фермерское) хозяйство исчисляет и уплачивает налоги в общеустановленном порядке. Плательщики единого земельного налога ежегодно, в срок не позднее 15 марта текущего налогового периода, представляют в налоговые органы по месту нахождения земельных участков декларацию по единому земельному и социальному налогам за предыдущий налоговый период. Плательщик единого земельного налога в срок не позднее 15 марта первого года применения данного специального налогового режима (в первом налоговом периоде) представляет следующие документы:

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан