Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

Правильное использование  земель регулируется земельным кодексом Республики. Закон "О земле". Здесь  изложены земельное законодательство о собственности на землю, состав земель, основы землевладения и землепользования, порядок определения земельного налога и арендной платы за землю, право и обязанности землевладельцев.

Земельные участки различаются  по своей эффективности в зависимости  от естественного плодородия, местоположения, по уровню интенсивности использования. Эти различия необходимо учитывать  при регулировании ценообразованием, налогообложении и государственном  управлении. Решению этих задач способствует разработка и применением земельного кадастра состоящего из следующих частей:

- государственная регистрация  землепользователей;

- количественный и качественный  учет земли;

- бонитировка почв;

- экономическая оценка  земель.

Государственная регистрация  землепользователей и учет земель осуществляется на основе акта на землевладение или  землепользование физических и юридических  лиц.

Арендная плата за землепользование устанавливается на основе договора аренды по соглашению сторон. Размер арендной платы определяется исходя из урожайности  текущего года, прогноза урожайности  на будущий год, оценок земли, прогноза цен на сельхозпродукцию, издержек производства и реально сложившегося банковского процента.

Таким образом, арендная плата  зависит от предполагаемого дохода при использовании арендуемой земли. В Казахстане и в России наиболее распространенной формой аренды является так называемая внутрихозяйственная  аренда. При этой форме коллектив  фермы или бригады берет в  аренду участок земли, трактор, сельхозмашины  и т.д., обязуется выращивать на этой земле конкретную продукцию и  продавать хозяйству по расчетной  договорной цене, что значительно  ниже рыночной цены. 
В Республике Казахстан земельной арендой пользуются до 15,2% крестьянских хозяйств. В наших условиях, где только формируются арендные отношения, более приемлема долевая аренда с натуральной оплатой, которая, кстати, и более распространена.

В зарубежной практике соотношения  долей в конечном продукте (землевладелец-арендатор) составляет 50:50 на зерновых фермах, 30:70 — на молочных и 40:60 - на смешанных, т.е. в зависимости от типа фермы арендатор  платит 50, 30, 40% урожая или дохода.

Как показывает мировая практика, аренда имеет самое широкое распространение  и в странах с развитой рыночной экономикой, при этом эффективность  сельского хозяйства вовсе не обязательно связана с частной  собственностью на землю. Так в Голландии  земля находится в государственной  собственности, а сельское хозяйство  здесь является одним из самых  высокоразвитых в мире.

В Израиле практически  вся земля национализирована, в  США около 60% земли находится в  собственности у государства. Во многих странах мира государство  регулирует процессы купли-продажи  земли и землепользования в частном  секторе, в том числе и арендные отношения, но следует отметить, что  участие государства неодинаково. Так, в Германии, Великобритании, Греции преобладает принцип свободы  заключения договоров, а во Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии государство  активно, можно сказать, жестко вмешивается  в регулирование арендных отношений  в части передачи земли. 
В законодательствах этих стран установлены минимальные сроки аренды. В то же время они дифференцируются в зависимости от объекта аренды: государственные ли это земли, или фермерское хозяйство. К примеру, в Италии для аренды земли в некоторых горных районах установлен минимальный срок договора 6 лет, а при аренде хозяйства целиком - 15 лет. 
Различна политика в разных странах и в области регулирования цен на землю, и размеров арендной платы за нее. В Великобритании, Ирландии существует система свободных договоров между сторонами о размере арендной платы, а в Германии и Испании эта плата находится под жестким контролем власти и устанавливается ее органами.

В странах с развитой рыночной экономикой практикуется использование  земли, как средства обеспечения  возвратности предоставленных фермерами  кредитов. Этой цели соответствует  ипотека как форма обеспечения  предоставленных кредитов залогом  недвижимого имущества. Запись ипотеки  позволяет заимодавцу, в пользу которого она сделана, в случае просрочки  возврата кредита привлечь ипотечные  имущество для удовлетворения своих  претензий на основе заемного права.

На основе такой оценки устанавливается цена земли и  система рентных платежей за ее использование. Плата за землю в сельском хозяйстве  выступает в двух формах: земельный  налог и арендная плата. Цель земельного налога - обеспечение рационального  использования и формирование бюджета  для социальных нужд территорий. Ставка налога устанавливаются в расчете  на 1 га и дифференцируются по качеству и местоположению земель в зависимости от балла бонитета.

Основная цель налогообложения  земельной собственности во всех странах состоит в пополнении местных бюджетов, поэтому земельный  налог является местным налогом. Доход от налога на землю (включая  строения на ней) составляет основную часть поступлений от налогов  в местные бюджеты. Например, в  США он составляет 95%, в Канаде - 81%, в Германии, Франции - около 75%.

Методы исчисления земельного налога в разных странах различны, в целом используется в том  или ином виде кадастровый метод  его исчисления. Рыночная стоимость  земли значительно превышает  расчетный уровень, что также  можно рассматривать как налоговую  льготу.

В Италии базой для исчисления земельного налога является кадастровая  стоимость земли с поправочными коэффициентами, которые призваны адаптировать кадастровую стоимость к реальной стоимости земельного фонда.

Во Франции земельный  налог также исчисляется на основе кадастра, однако, собственники земли  должны поставлять информацию обо всех изменениях, внесенных в земельный  фонд (изменение специализации, ирригация, работы по повышению плодородия и  пр.) для внесения изменений в  кадастр. Базой является оценка стоимости  1 га земли или возможная величина арендной платы. Стоимость земли оценивается с точки зрения ее производственного назначения (пашня, сады, виноградники, пастбища и пр.) и по видам сельскохозяйственных культур (зерновые, масличные и пр.).

В соответствии с ним все  земли делятся на семь категорий. Министерство финансов устанавливает  стоимость образцовых участков, относящихся  к каждой категории (то есть выбираются образцы земель семи категорий), затем  местные земельные комитеты разносят все земельные участки в данной местности по этим семи категориям. Земельный налог рассчитывается, исходя из текущей стоимости земли. Центральная налоговая инспекция периодически пересчитывает эти оценочные стоимости участков (в соответствии с инфляцией и пр.).

В США местные оценочные  комиссии (графства или муниципалитеты) собирают всю необходимую информацию об участках, расположенных на данных территориях: цены купли-продажи, ставки арендной платы, издержки по строительству  на участке, внесенные улучшения. На основе этой информации составляются кадастровые оценки или налоговые  карты. Разные штаты используют свои методики, в основу которых закладываются  такие параметры, как степень  использования, альтернативные продажи  аналогичных участков, капитализация  дохода и пр.

В Германии стоимость сельскохозяйственных земель оценивается по их так называемой “производственной возможности”. Этот показатель включает увеличенный  в 18 раз чистый доход с земли, полученный при умелом ее использовании, без  долгов и наемной рабочей силы. Эта стоимость, называемая “стандартная налоговая стоимость”, учитывает  также качество почв и другие природные  и экономические параметры. Иными  словами, стоимость сельхозугодий  оценивается по пониженным ставкам. Расчетная стоимость 1 га земли колеблется от 1000 до 2000 марок, однако рыночная стоимость земли намного превышает расчетные показатели.

Ставка земельного налога складывается из двух частей: устанавливаемой  в централизованном порядке и  надбавки общины, размер которой зависит  от состояния местного бюджета. Для  сельского хозяйства земельный  налог составляет примерно 0,6% от стоимости  земельного фонда и фонда недвижимости. Платеж является обязательным и не зависит от финансового состояния  налогоплательщика.

В развитых странах существуют различные способы предоставления налоговых льгот по земельному налогу:

1)     законодательство ряда стран вообще исключает сельскохозяйственные земли из налогообложения. Так в Великобритании, Голландии, Швеции сельскохозяйственная земля, включая постройки на ней, не подлежат налогообложению;

2)     оценки налоговой стоимости земли не по реальным рыночным ценам, а по кадастру или по льготным ставкам. В США и Канаде стоимость земли оценивается не по рыночной стоимости, а по стоимости ее реального использования, что приводит к значительному занижению стоимости земли, а следовательно и налогооблагаемой базы.

3)     другие льготы. Так, в США 47 из 50 штатов предоставляют какие-либо преференции по уплате налога. В ряде штатов землевладелец получает льготу на земельному налогу, если подписывает с администрацией штата контракт о сельскохозяйственном использовании земли на определенный срок (например 10-20 лет). Если землевладелец нарушает контракт (то есть предполагает продать землю под несельскохозяйственное использование), он должен вернуть сумму неуплаченного налога (то есть разницу между ставкой налога на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения)  и заплатить набежавший за это время процент. В ряде штатов США предусмотрена альтернатива уплате земельного налога за счет снижения налогового бремени фермеров, например, существует снижение ставки подоходного налога, либо налоговый кредит. Во Франции, земли, в которые осуществляются инвестиции (например, дренажные работы, ирригационные работы, посадка плодовых деревьев) временно освобождаются от переоценки земельной стоимости.

Довольно часто льготы по земельному связаны с природоохранной  деятельностью государства. Так, Нидерланды имеют наиболее старой в мире природоохранное  законодательство (принято в 1928 году), в соответствии с которым фермеры, поддерживающие изначальный вид  своей фермы, могут претендовать на существенные налоговые привилегии, вплоть до полной отмены налога. В США  долгое время существовали льготы по имущественным налогам для фермеров, участвующих в программах консервации  сельхозугодий.

Собираемость земельного налога довольно высокая. Во Франции  уровень собираемости налога на землю  составляет около 90%. Закон предусматривает  возможность наложения ареста на землю и ее изъятие в счет неуплаченного  долга по налогу.

В Канаде собираемость земельного налога составляет около 95%. Ответственность  за неуплату налога лежит на землевладельце; налог платится раз в год. У  неплательщика земля изымается  из собственности в пользу государства  и продается на аукционе. Должнику предоставляет три года отсрочки для погашения долга.

В США собираемость этого  налога близка к 100%. Практика похожа практически  во всех штатах; налог собирается ежегодно, у неплательщиков землю отбирают в залог, а через три года продают  на аукционе.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, о том, что  можно использовать зарубежный опыт взимания земельного налога в практике, вводить дополнительные льготы собственникам  земель. Важнейшей задачей является необходимость разъяснения налогоплательщикам сути происходящих реформ, порядка  реализации их законных интересов и  прав, порядка получения интересующих их сведений. Хочется верить, что  земельный налог в конечном итоге  будет принят собственниками земельных  участков, и они увидят его положительное  влияние на рост уровня жизни[2].

С точки зрения зарубежного  опыт можно привести пример земельного налогообложения можно привести положительный опыт РФ. 
Особо отмечает, что его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. 
Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата. 
Объект налогообложения — земля. Закон делит земли на два вида: а) сельскохозяйственного назначения; б) несельскохозяйственного назначения, устанавливая более низкие размеры налогообложения для первых. 
При взимании налога за земли сельскохозяйственного назначения Закон различает две группы налогоплательщиков. В первую входят крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то на них положение об освобождении от других налогов не распространяется.

Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предприятия  индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие предприятия на самостоятельном  балансе) по перечню, утвержденному  органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Эти  предприятия должны уплачивать кроме  налога на землю и другие налоги в установленном порядке. 
Единицей налогообложения для перечисленных плательщиков определен один гектар пашни.

 

 

1.2 Роль и развитие земельного налога в Республике Казахстан

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан