Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Государственная пошлина представляет собой единственный элемент системы налогов и сборов, «переживший» переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. В целях упрощения системы налогов и неналоговых изъятий средств в бюджет в 30-х гг. ХХ столетия в СССР проводилась налоговая реформа. Одним из новшеств стало установление единой государственной пошлины, соединившей в себе существовавшие ранее нотариальные сборы, судебные пошлины, сборы за удостоверение договоров, сбор с обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам, сбор (плату) за регистрацию актов гражданского состояния и некоторые др. От взимания большинства других сборов и пошлин, таких, например, как гербовый сбор, канцелярский сбор, сбор за торговую регистрацию, государственный сбор за обязательную последующую регистрацию сделок, сбор за пробирные операции и анализ металлов, отказались.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Теоретические аспекты формирования государственной пошлины4
Понятие государственной пошлины и принципы ей формирования4
Плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины9
Льготы по государственной пошлине, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины16
Размеры государственной пошлины21
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах21
Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий и государственную регистрацию актов гражданского состояния26
Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины32
Развитие форм налогового администрирования государственной пошлины32
Преобразование государственной пошлины37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ43

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги курсовая Тема 8.docx

— 71.17 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

  1. Теоретические аспекты формирования государственной пошлины4
    1. Понятие государственной пошлины и принципы ей формирования4
    2. Плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины9
    3. Льготы по государственной пошлине, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины16
  2. Размеры государственной пошлины21
    1. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах21
    2. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий и государственную регистрацию актов гражданского состояния26
  3. Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины32
    1. Развитие форм налогового администрирования государственной пошлины32
    2. Преобразование государственной пошлины37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ43

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственная пошлина представляет собой единственный элемент системы налогов и сборов, «переживший» переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. В целях упрощения системы налогов и неналоговых изъятий средств в бюджет в 30-х гг. ХХ столетия в СССР проводилась налоговая реформа. Одним из новшеств стало установление единой государственной пошлины, соединившей в себе существовавшие ранее нотариальные сборы, судебные пошлины, сборы за удостоверение договоров, сбор с обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам, сбор (плату) за регистрацию актов гражданского состояния и некоторые др. От взимания большинства других сборов и пошлин, таких, например, как гербовый сбор, канцелярский сбор, сбор за торговую регистрацию, государственный сбор за обязательную последующую регистрацию сделок, сбор за пробирные операции и анализ металлов, отказались.

Содержание государственной пошлины до настоящего времени осталось практически неизменным, менялся лишь механизм ее взимания, подстраиваясь под требования существующей действительности

Государственная пошлина никогда не являлась значительным источником доходов бюджетов различных уровней: ни при ее введении, ни сейчас. Однако спектр юридически значимых действий, за совершение которых взималась государственная пошлина, всегда был достаточно широк, в силу чего частные лица нередко сталкивались и сталкиваются с необходимостью ее уплаты. Проведение экономических реформ, направленных на создание рыночных механизмов хозяйствования, привело, с одной стороны, к увеличению числа плательщиков государственной пошлины, с другой - к расширению перечня юридически значимых действий, подлежащих оплате. [5]

 

 

 

 

1  Теоретические аспекты формирования государственной пошлины

1.1  Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования

Государство обладает некоторыми исключительными правами. В частности, государство в лице его органов, наделенных специальными полномочиями, может регулировать взаимоотношения  хозяйствующих субъектов и граждан  с государственными органами: рассмотрение дел в судах, осуществление государственной  регистрации, совершение действий, связанных  с оформлением актов гражданского состояния, и т.д. Оформление таких  дел проводится за плату, которая  потом поступает в бюджет в  виде государственной пошлины.

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действии, предусмотренных налоговым законодательством. [3]

Ранее законодательно определение понятия государственной  пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине», согласно которой под государственной  пошлиной понимался установленный  названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый  за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными  на то органами или должностными лицами.

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной  пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, под которым в  соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная  пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной  пошлины. Основными признаками сбора  и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые  присущи как налогам, так и  сборам и пошлинам - это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной  пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная  пошлина уплачивается до подачи заявлений  и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется  добровольный характер уплаты государственной  пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется  в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной  пошлины.

Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина - за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий  и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

Государственная пошлина  взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений  и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация  актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.

Регистрационные пошлины  взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель.

Таможенные пошлины взимаются  при совершении экспортно-импортных  операций.

В СССР разграничение понятий  пошлины и сбора проводилось  в зависимости от того, куда поступали  уплачиваемые средства. Если они поступали  в бюджет независимо от того, кому они  непосредственно уплачивались (так  называемые фискальные таксы), то такие  платежи называли пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой  и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором. В российском законодательстве 1991-1998 годов сбором в основном, называют платежи за обладание специальным  правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики  и т.п.). К пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация  актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению и  т.п.). Кроме того, пошлины взимаются  за пользование государственным  имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к  административным (например, за пользование  улицей для проведения киносъемок, если это требует специальных  мероприятий государственных органов - ограничение движения и т.п.) [2].

Особое  внимание к институту государственной  пошлины проявилось в конце 70-х  годов, когда Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 29 июня 1979г, регулирующий порядок взимания госпошлины. С этого времени институт госпошлины совершенствовался и модернизировался. Серьезные изменения по ставкам  государственной пошлины были внесены 25 октября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР. «На основании  этого документа уменьшилась  государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию в отношении  пережившего супруга, родителей  или совершеннолетних детей, увеличен размер госпошлины за удостоверение договоров отчуждения (дарения, купли-продажи, мены) жилых домов, увеличены размеры госпошлин за удостоверение доверенностей, отменена госпошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство (как по закону, так и по завещанию) на жилой дом, пай в ЖСК, если наследники проживали совместно с наследодателем, на денежные вклады в отделениях Сбербанка СССР, страховые суммы и т.д.».

В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон  РФ от 09.12.91 № 2005-1 «О государственной  пошлине». В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

В соответствии с этим Законом под государственной  пошлиной понимается установленный  обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными  на то органами или должностными лицами.

Таким образом, сущность государственных пошлин заключается  в том, что органы государственной  власти Российской Федерации, их центральные  и местные учреждения по роду своей  деятельности обязаны оказывать  ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной  пошлины.

Нормы, регулирующие порядок  взимания государственной пошлины, также содержались и содержатся и в других законодательных актах: в Гражданском процессуальном кодексе  РСФСР, РФ; Основах законодательства РФ о нотариате, Федеральном конституционном  законе «О Конституционном суде РФ»; Арбитражном процессуальном кодексе, и других законодательных актах. Государственная налоговая служба РФ по согласованию с Министерством  финансов РФ издала инструкцию по применению Закона РФ «О государственной пошлине». В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» этот документ носил методический характер и не содержит новой правовой нормы (т. е. не является источником права). Разъяснения положений законодательства о государственной пошлине содержались в письмах Госналогслужбы РФ от 30.08.96 № 08-3-10, Министерства финансов РФ от 27.11.96 № 04-04-10, Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.96 № 2 и др.

Но Закон РФ «О государственной пошлине» долгое время являлся основным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, поскольку в нем были закреплены элементы государственной пошлины: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

Понятие государственной  пошлины дается в и. 1 ст. 333 НК РФ: сбор, взимаемый с лиц, указанных  в ст. 333 Кодекса (организации, физические лица), при их обращении в государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным  лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов  Федерации и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых  консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

В соответствии с п. 2 ст. 333 указанные в п. 1 этой статьи органы и должностные лица, за исключением  консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных  главой 25, иные платежи, за исключением  государственной пошлины. Для полного  анализа понятия государственной  пошлины необходимо обратиться к  положениям ст. 8 НК РФ.

Согласно п. 2 этой статьи под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно, признаками государственной пошлины являются обязательность, возмездность (уплата государственной пошлины является одним из условий совершения юридически значимых действий) и поступление в федеральный бюджет (эта пошлина является государственной).

В зависимости от органа, на которого возложена обязанность  удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные  суды, в Конституционный Суд Российской  Федерации и конституционные  (уставные) суды субъектов Российской  Федерации;

2) в нотариальные органы;

3) в органы записи актов  гражданского состояния (ЗАГСы)  и иные уполномоченные органы;

4) в органы внутренних  дел и другие уполномоченные  органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства  РФ, выходом из гражданства РФ, с въездом в РФ и выездом  из Российской Федерации;

5) в федеральные органы  исполнительной власти по вопросам  официальной регистрации программы  для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий  интегральных микросхем;

6) в государственные учреждения  по осуществлению федерального  пробирного надзора;

7) в иные государственные  органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и  (или) к соответствующим должностным  лицам.[8]

 

 

 

 

1.2  Плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины

К плательщикам государственной  пошлины относятся организации  и физические лица в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.
  • Юридически значимые действия, облагаемые государственной пошлиной:
  • обращение в суды общей юрисдикции;
  • обращение в арбитражные суды;
  • обращение к нотариусу;
  • государственная регистрация организаций и оформление иных юридических действий.

Информация о работе Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины