Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

По мнению министра по налогам и сборам А. Починка, на сегодняшний день «акцизы на табачные изделия находятся на недопустимо  низком уровне» Объектом налогообложения  служат обороты по реализации подакцизных  товаров. Для определения облагаемого  оборота берется стоимость реализуемых  изделий, исчисленная исходя из цен  реализации без учета налога на добавленную  стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы стран  СНГ). Если организация реализует  на экспорт товары, приобретенные  ею с акцизами, то суммы акцизов  возвращаются налоговыми органами. Возврат  производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен".

Перечень подакцизных  товаров и ставки акцизов на них  устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных  товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца.

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом  регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно  и умело, по возможности прогнозируя  последствия производимых изменений. Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные  бюджеты.

Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются  не в процентах, как все эти  года, а в денежном выражении. Впервые  в рублях введены акцизы на алкогольную  продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали платить  акцизы предприниматели без образования  юридического лица.

1.2.3. Подоходный налог

К числу крупных  источников дохода бюджета относится подоходный налог с физических лиц. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной части бюджета. Например, в федеральном бюджете США его удельный вес составляет более 40%, в то время как налог на прибыль корпораций -- 10%. В бюджете Дании удельный вес подоходного налога 48%, то есть почти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В Германии этот налог занимает первое место среди статей доходов бюджета, во Франции -- второе место после налога на добавленную стоимость.

Растет значение этого налога и в Российской Федерации. Однако этому процессу препятствует низкий уровень доходов основной массы населения. По законодательству, введенному в 1992 г., объектом обложения  стал совокупный годовой доход физического  лица, из которого производятся вычеты налоговых льгот, в том числе  и увязанные с семейным положением. Налог носит прогрессивный характер.

Объектом подоходного  налога является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.

Подоходный налог  является основным налогом, который  уплачивают физические лица. Остальные  носят характер имущественных налогов  или пошлин и не имеют такой  регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими  еще пересчитывается и доплачивается  по итогам календарного года. Налог  уплачивается в сроки, установленные  законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее  внесенных сумм.

Налог с заработной платы удерживается работодателями. Граждане, имевшие в течение года доходы не только от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые органы декларацию о доходах.

В совокупный годовой  доход не включаются пенсии, государственные  социальные пособия, за исключением  пособий по временной нетрудоспособности, выходные пособия, компенсационные  выплаты (например, командировочные, полевое  довольствие), стоимость натурального довольствия, суммы материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными  обстоятельствами, выигрыши по облигациям государственных займов, по лотереям, проценты по вкладам в банках и  других кредитных учреждениях, стипендии  студентов Недавно освобождены от налога также стипендии аспирантов.

и их заработок, получаемый в связи с учебно-производственным процессом и за работы, выполняемые  во время каникул в составе  студенческих отрядов, доходы лиц, осуществляющих старательскую деятельность, доходы граждан от продажи выращенного  в личном подсобном хозяйстве  скота, кроликов, птицы, нутрий, продукции  пчеловодства, растениеводства и  цветоводства, а также продажи  грибов, ягод, орехов, лекарственных  растений, суммы, получаемые в течение  календарного года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков в части, не превышающей 5-ти тысяче кратного размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые от продажи иного имущества в части, не превышающей тысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, страховые выплаты, доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования и дарения, за исключением вознаграждений, выплачиваемых правопреемникам авторов открытий, изобретений, произведений литературы и искусства, стоимость подарков от предприятий, призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, не превышающая двенадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда, доходы членов фермерского хозяйства, полученные от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет с момента образования хозяйства; суммы дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства или объектов социальной инфраструктуры, а также направленные на прирост оборотных средств, доходы (кроме заработной платы), получаемые членами кочевых родовых общин малочисленных народов Севера; суммы стоимости акций, полученных физическими лицами в соответствии с законодательством о приватизации предприятий, за исключением дивидендов и других доходов от использования этих акций; доходы, полученные членами трудового коллектива за счет льгот при приватизации предприятий; стоимость продукции собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализованной в счет натуральной оплаты труда, не превышающая пятидесятикратного размера минимальной месячной оплаты труда; доходы, получаемые от избирательных комиссий; суммы оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых для реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных с военной службы.

Если международными договорами РФ или бывшего СССР установлены  иные правила налогообложения отдельных  категорий граждан, то применяются  правила международного договора.

Индивидуальные  предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, учёта  и отчётности, платят подоходный налог  в форме уплаты годовой стоимости  патента.

Подоходный налог  с физических лиц является федеральным  налогом, но большая часть получаемых от его взимания средств остается в бюджетах субъектов Федерации. Наряду с налогом на прибыль он служит регулирующим источником доходов  бюджета. Соотношения его между  бюджетами менялись. В разное время в региональном бюджете оставалось 100%, 99, 90% от всех поступлений, остальные направляются в федеральный бюджет.

1.2.4. Налог на прибыль

Одним из главных  доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных  бюджетов служит налог на прибыль  предприятий и организаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль  предприятий и организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики -- все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России. На сегодняшний день в России действует единая ставка налога на прибыль, составляющая 13%.

Одним из главных  доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных  бюджетов служит налог на прибыль  предприятий и организаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль  предприятий и организаций". Налог  является прямым, его сумма зависит  от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики -- все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России.

При определении  прибыли от реализации основных фондов или другого имущества учитывается  превышение продажной цены над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или  имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов  от внереализационных операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же входят суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (так называемая финансовая помощь).

При исчислении прибыли для целей налогообложения  наиболее важно правильно определить себестоимость продукции (работ, услуг). Опыт работы Государственной налоговой  инспекции по г. Москве свидетельствует, что именно здесь финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий допускается наибольшее количество ошибок, выявляемых при документальных проверках. Здесь же допускают умышленные искажения те, кто пытается уйти от налогообложения, ведь любое завышение себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. Не все фактические затраты, произведенные предприятием, можно включать в себестоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат можно производить только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Некоторые затраты включаются в себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвержденных нормативов. Примером последних являются командировочные расходы, представительские расходы и т. п. 

1.3 Подходы к определению  эффективности современной  налоговой системы

По мнению многих ученых и практиков, современная  налоговая система РФ, являясь  наиболее важным механизмом регулирования  экономики, не в полной мере соответствует  условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и  по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Множество льгот  по видам налогов для различных  групп субъектов налога, дополнений, поправок и изменений, вносимых в  законодательство, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой  информации, усложняет процесс сбора  и хранения информации, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, закупку  и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое бремя является основным мотивом ухода субъектов хозяйственной деятельности от уплаты налогов и сборов.

Концентрация  основных сумм налоговых платежей в  федеральном бюджете и внебюджетных фондах, перераспределительный характер бюджетно-налоговой системы, не побуждают власти регионов к активной экономической политике, направленной на развитие, в т.ч. региональной инфраструктуры, не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому, поскольку множество субъектов налога- юридических лиц, производителей товаров, оплачивает налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации.

Обобщив результаты исследований, проведенных отечественными учеными и специалистами, выделим  ряд проблемных моментов в функционировании налоговой системы России:

1) переоценивание роли налога на прибыль, от уплаты которого можно уклониться, зная особенности налогообложения, условия и механизм его исчисления и уплаты. В частности, в зависимости от вида и формы предприятия, политики руководства, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых прибыль как таковая отсутствует, особенно когда руководство преследует цель обанкротить предприятие или уйти от налогообложения.

2) сохранение  целевых отчислений во внебюджетные  фонды, формирование фондов, как  и бюджетов, осуществляется за  счет отдельных видов налогов  и неналоговых поступлений, и  в принципе их формирование  производится из одних и тех  же налоговых источников. Этого  можно избежать, если в бюджете  предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда  в бюджете будет определенная  статья, на счет которой законом  предусматривается перечисление  средств.

3) экономически  неоправданное решение о применении  единой ставки налога на доходы  физических лиц. В РФ доля  подоходного налога в Консолидированном  бюджете РФ колеблется на уровне 9,6-10,6 и более, в Федеральном  бюджете - 0,5-1 %, региональных бюджетах - от 9,2 до 9,8 %, местных бюджетах - от 19 до 19,5 % от общей суммы налоговых  поступлений в соответствующий  уровень бюджета. Аналогичная  картина присуща системам налогообложения  государств СНГ и ряда зарубежных  стран. В целом эта доля значительно  превышает такие виды платежей, как платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и сопоставима с акцизами.

4) снижение роли  налога на имущество физических  и юридических лиц. Из анализа  собираемости налогов в РФ  следует, что нельзя принижать  роль и значение данного вида  налога в общем бюджете государства.  На его долю приходится в среднем 6,7 % в общем Консолидированном бюджете РФ, 0,1-02 % в федеральном, 9 % в региональных и до 10 % в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Немногим эта доля отчислений в сторону увеличения или уменьшения отличается в странах СНГ и ряде зарубежных стран. Несомненно, доля поступлений данного вида налога в бюджет соответствующего государства резко отличается от вида налогоплательщика: юридического или физического лица. Например, эта доля составляет 6-9 %, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3 % - физическими лицами.

Информация о работе Налоговая система