Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1для печати.docx

— 144.30 Кб (Скачать файл)

Для понимания сущности процесса адаптации  важным представляется вопрос о соотношении  понятий социальной адаптации и  социализации. По И.С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве полноправного члена общества [15,22]. Т.К. Кончанин придерживается мнения, что адаптация является одним из этапов социализации личности [16,78]. По мнению Б.Д. Парыгина, адаптация - часть социализации, которую он рассматривает как «многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпо сылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду» [29,164-165]. Д.А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности [2,66]. В работе О.И. Зотовой и И.К. Кряжевой, напротив, делается вывод, что социализация личности, обусловленная в основном влиянием со стороны социальной среды, является необходимым условием адаптации индивида в обществе и в конкретном коллективе [12,220]. Н.А. Ермоленко справедливо отмечает в этой связи, что «социальная адаптация может рассматриваться отдельным моментом, специфической формой социализации в конкретных условиях... В разных отношениях социальная адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации» [45,10]. Приведенные подходы к определению социальной адаптации говорят о том, что разные авторы употребляют этот термин с различными смысловыми оттенками. Поэтому можно согласиться с В.Г. Асеевым, который считает, что в настоящее время нет такого четкого и однозначного определения социальной адаптации, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого процесса, в связи с чем проблема определения понятия «социальная адаптация» продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения [31,7-8].

Адаптационный процесс можно рассматривать  на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых  психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального  резерва организма, здоровья. По мнению Ф.Б. Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние  на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях [5,4]. Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, «которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них» [1,13].

Реализация процесса психической  адаптации обеспечивается, по словам Ф.Б. Березина, сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно психологическими (социально-психологическими и собственно психическими) или физиологическими механизмами. В общей системе психический адаптации им выделяется три основных уровня или подсистемы: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. При этом задачами собственно психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья, социально-психологической - организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологической адаптации - оптимальное формирование психофизиологических соотношений и сохранение физического здоровья. Исследование показателей психической адаптации поэтому предполагает комплексный подход и одновременную оценку соответственно актуального психического состояния, особенностей микросоциального взаимодействия, церебральной активности и вегетативного регулирования [5,255]. Показателем успешности психической адаптации является, прежде всего, достижение возможности выполнения основных задач деятельности.

Ф.Б. Березин подчеркивает, что эффективность  адаптации нельзя оценивать независимо от затратных показателей, и определяет психическую адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в  ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет  индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать  связанные с ними значимые цели (при  сохранении психического и физического  здоровья), обеспечивая в то же время  соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям  среды» [5,5].

Кроме всего  выше названного, необходимо включить в формулировку определения адаптации понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической  адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё  два аспекта:

  1. оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
  2. установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Эффективность психической адаптации впрямую  зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных  ситуациях в семейной сфере, затруднениях в построении неформального общения  нарушения механической адаптации  отмечались значительно чаще, чем  при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды  или окружения. Оценка личностных качеств  окружающих как фактора привлекающего  в подавляющем большинстве случаев  сочеталась с эффективной психической  адаптацией, а оценка таких же качеств  как фактора отталкивающего —  с её нарушениями.

1.2 Сущность детско-родительских отношений

 

В семейном окружении, в общении, в диалоге  разных поколений происходит реальное становление психики детей и  одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В  современном мире семья часто  оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Огромный  вклад в развитие представлений  о специфике отношений между  детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. «Как известно, - пишут Смирнова Е.О. и Быкова М.В., психоанализ был первой теорией, в которой отношения между  ребенком и родителем рассматривались  в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду и А. Фрейду, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителем должен быть неизбежным для его социального благополучия. Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Э. Эриксона, Э. Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и других.

Так, в  эпигенетической концепции Э. Эриксона подчеркивается, что в отношениях между родителем и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой» [33,4]

Эрик  Фромм, рассматривая родительские отношения  как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:

    1. условность - безусловность,
    2. контролируемость - неконтролируемость.

Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская  любовь не подвластна контролю со стороны  ребенка, ее нельзя заслужить (либо она  есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что  ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно  заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Фромм отмечает, что «речь  здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском  началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца» [39,207].

Аналогичное противопоставление условной и безусловной  любви рассматривается и в  гуманистической психологии. К. Роджерс  подчеркивает, что именно безусловное  позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым  им поступкам, обеспечивает полноценно развитие личности ребенка  [32,23].

В соответствии с теорией привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворта, привязанность ребенка  включает в себя две противоположные  тенденции. Одна из них - стремление к  познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - стремление к защите и  безопасности. Одна тенденция побуждает  ребенка к отделению от родителей  и стремлению во внешний мир, в  то время как другая возвращает его  обратно. Умение родителей адекватно, сбалансированно поощрять обе тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает детско-родительские отношения с точки зрения специфики общения. Автор отмечает также чрезвычайную значимость стиля общения с ребенком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребенка сильно зависит от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так вредоносным [8,43].

Американский  психолог Г. Рон Нортон (1977) определяет родительское отношение как комплексную  задачу, требующую чувствительности и рефлексивности к своему поведению  с ребенком и готовность его изменят  в случаи необходимости  [19,77].

Согласно  А.Я. Варга, «родительское отношение - это целостная система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера ребенка, его поступков» [46,1-2].

Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они  характеризуются сильной эмоциональной  значимостью как для ребенка, так для родителя. Во - вторых, имеет  место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта амбивалентность  выражается, например, в том, что  родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а  с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях  с внешним миром. В - третьих, особенность  родительского отношения к ребенку  заключается в том, что оно  меняется в зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику  очень отличается от отношения, например, к подростку.

Таким образом, отношения детей и родителей  необходимо рассматривать в контексте возраста [35,5-16]. С точки зрения И.А. Логиновой, «динамичность детско-родительских отношений описывается не только с точки зрения возрастных изменений, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это фактор, который опосредует все отношения личности, в том числе и отношение к детям» [19,78].

Таким образом, можно видеть, что детско-родительские отношения разными психологами  описываются весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.

В педагогической литературе понятия «стиль родительского  отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто  рассматриваются как синонимы. Под  стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий  компоненты.

Определены  три типа уклада семейной жизни с  точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для  воспитания, педагогически противоречивый и неблагоприятный для воспитания.

Благоприятный для воспитания уклад семейной жизни  характеризуется положительной  направленностью духовной жизни  семьи, благоприятной нравственной и трудовой атмосфере, положительным  примером родителей в труде, доверительными отношениями между взрослыми  и детьми.

Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников