Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Семья - небольшая социальная группа, в которую входят объединенные браком супруги, их дети (собственные или усыновленные), кровные родственники, другие лица, связанные родственными узами с супругами [ 1 ].
Семья восстанавливает духовные и физические силы человека, заряжает ее энергией для активного участия в общественной жизни. В ней происходит не только физическое рождение человека, но и первичная социализация и воспитание, духовное созревание личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности и перспективы развития современной семьи………….6
Глава 2 . Формы и методы работы учителя с родителями учащихся
1.1 Педагогическое образование родителей…………………………………...10
1.2 Привлечение родителей к воспитательной работе………………………...11
Глава3. Направления влияния семьи и школы на воспитание младших школьников
2.1 Влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся…….13
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_yuli2.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Нижегородский архитектурно-строительный университет

 

Гуманитарно-художественный факультет

 

 

Кафедра педагогики и психологии

 

Дисциплина:

Общая педагогика

 

 

Курсовая работа

Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Гр. ПП1.13

Марьина Ю.Д.

Проверила:

  д-р пед. наук, профессор 

Мухина Т.Г.

 

 

 

 

 

                                                         Нижний Новгород 

 

 

                                                                   2013 г

Содержание 
 
Введение

Глава 1. Особенности  и перспективы развития современной  семьи………….6

Глава 2 . Формы и  методы работы учителя с родителями учащихся

1.1 Педагогическое образование родителей…………………………………...10

1.2 Привлечение родителей к воспитательной работе………………………...11

Глава3. Направления  влияния семьи и школы на воспитание младших школьников

2.1 Влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся…….13

Вывод 
Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

     Семья - небольшая социальная группа, в которую входят объединенные браком супруги, их дети (собственные или усыновленные), кровные родственники, другие лица, связанные родственными узами с супругами [ 1 ].

     Семья восстанавливает духовные и физические силы человека, заряжает ее энергией для активного участия в общественной жизни. В ней происходит не только физическое рождение человека, но и первичная социализация и воспитание, духовное созревание личности.

     Особенно актуальным это является для школьников, ведь именно в младшем школьном возрасте, родительское отношение приобретает решающее значение для становления и закрепления образа своего "Я". Этот образ и отношение к себе формируется под влиянием того образа, который сложился у родителей.

     Семья функционирует на основе совместного быта, экономического, морально - психологического уклада, воспитания детей, взаимной ответственности. Исследованиями установлено, что жизнедеятельность семьи реализуется через основные ее функции: 
 
- Материально - экономическую (бюджет семьи, организация потребительской деятельности, участие в общественном производстве, приобретение профессии, восстановление утраченных на производстве сил); 
 
- Жилищно -бытовую (обеспеченность жильем , ведение домашнего хозяйства , организация быта);

- Репродуктивную (продолжение  человеческого рода ); коммуникативную (создание благоприятного семейного микроклимата, внутрисемейное общение, взаимоотношения семьи с микро- и макросреды, контакт со средствами массовой информации, литературой, искусством )

- Воспитательную (формирование  личности ребенка, передача ей социального опыта) ; релактивну (организация свободного времени и отдыха) [ 5].

     Семья является разновозрастным коллективом. Структура ее во многом зависит от обычаев, культурных и национальных традиций, нравственных и правовых норм. В рамках нее формируется система отношений между старшими и младшими, родителями и детьми, определяет психологический климат в семье. Здесь формируется мировоззрение ребенка, отношение к окружающему миру.

     Когда  ребенок поступает в школу,  ему трудно сориентироваться, кто же теперь важнее - учитель или мать. Нередко первых учителей называют второй мамой. Конечно, так оно и есть, ведь в младших классах учитель является еще и воспитателем и решает не только проблемы обучения учащихся, еще водит их в столовую, где следит чтобы дети оставляли пустые тарелки, решает проблемы среди сверстников - одноклассников, ходит с ними на экскурсии, помогает готовить домашние задания, иногда посещает учеников на дому. На этом этапе учитель пользуется большим авторитетом чем родители. Это случается из-за того, что ребенок, переступив порог школы, попадает в незнакомое ей среду, где нет родителей, не к кому обратиться за помощью, кроме учительницы. И в маленьких головках первоклассников их учительница превращается не просто в вторую маму, она является крупнейшим авторитетом на данном периоде жизни. Именно в это время очень важно воспитывать ребенка вместе, чтобы у нее не было раздвоение между школой и семь" семьей - если учитель что-то требует, то ни в коем случае нельзя при ребенке критиковать действия учителя, потому что еще неизвестно на чьей " стороне "окажется ваш ребенок. И, наоборот, требования родителей не должны оспариваться учителем, здесь важно сотрудничество и взаимопонимание. Учителям начальных классов нужно особое внимание обращать на неполные семьи или напротив, на обеспеченные семьи, где царит атмосфера вседозволенности и не имеет отказов ребенку ни в чем.

     Цель работы - заключается в теоретическом обосновании сотрудничества школы и семьи в системе воспитания младших школьников. 
    

     Объект исследования - процесс совместной работы семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста.

     Предмет исследования - формы и методы взаимосвязи школы и семьи в системе воспитания учащихся начальных классов.

     Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности и перспективы развития современной семьи

2. Исследовать формы и методы работы учителя с родителями учащихся

3. Анализировать влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . Особенности и перспективы развития современной семьи 

     Современные семьи разнообразны, и от того, в какой именно живет ребенок, зависит, каким содержанием наполняется процесс формирования его личности. Условно семьи разделяют на благополучные и неблагополучные. 
 
     Благополучная семья - семья с высоким уровнем внутрисемейной нравственности, духовности, координации и кооперации, взаимной поддержки и взаимопомощи, с рациональными способами решения семейных проблем[6].

     Ее благополучие обеспечивается гуманностью во взаимоотношениях, умением любить и уважать друг друга. В ней существует высокая скоординированность действий при решении внутрисемейных проблем, взаимоуважение и взаимопонимание формируют положительную нравственную атмосферу. Ребенок чувствует себя равноправным в семейном коллективе: ее любят, но не балуют, привлекают к семейной труда, одновременно учитывают его личные интересы и потребности. Материальная обеспеченность и образовательный уровень родителей способствуют укреплению дружбы между родителями и детьми, их желанию проводить вместе свободное время, в доверительном общении решать все вопросы семейной жизни. Дети ценят советы родителей, подражают им личный пример.

     Неблагополучная семья - семья, в силу объективных или субъективных причин потеряла свои воспитательные возможности, в результате чего в ней возникают неблагоприятные условия для воспитания ребенка [2].

 

 

К неблагополучным  относятся:

- Семьи, где родители - алкоголики, наркоманы - ведут аморальный образ жизни. В таких семьях формирования ребенка искажается. Она рождается слабым, болезненным, страдает нервно - психические заболевания, растет без заботы, опеки, нет самого необходимого;

- Семьи асоциальные. Члены конфликтуют с морально - правовыми нормами общества, склонны к правонарушениям;

- Семьи неполные. В них ребенка воспитывает один из родителей, преимущественно мать. Возникают они в основном вследствие: развод супругов, смерти одного из родителей, лишения родительских прав и т.п.. В таких семьях общение с детьми скудное, часто они испытывают трудности бытового характера, психологический дискомфорт, поэтому нередко им не хватает уравновешенности, доброжелательности, зато проявляют чрезмерную раздражительность, безразличие.

     Защитить детей от семейного неблагополучия может система регулирования семейного воспитания. Организацию помощи родителям, если они хотят им воспользоваться, осуществляют учитель, школа на основе формирования отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания. 

     К важнейшим особенностям современности относятся [4]:

1. Изменение ценностных  ориентаций детей и их родителей.  Многие представители современной  молодежи в основном не верит  в истинные ценности и благотворительность, чувствуют обманутыми. Как результат - увеличивается количество малолетних преступников. В системе жизненных ценностей у многих родителей преобладают стремление к обогащению, попытки воспитать у детей прагматичность, рационализм, волю к успеху. Благородство, доброта, умение сочувствовать и помогать другим часто недооцениваются.

2 . Отделение молодой  семьи от семьи. В современных  условиях - это объективный фактор, обусловленный социально -экономическим развитием общества, его производительных сил, уровня культуры. Комплекс этих факторов обеспечивает укрепление и развитие семьи как самостоятельного социального института, который самоутверждается без пренебрежения жизненного опыта старших. В отдельных семьях, является мобильной социально - экономической институцией общества, создается и благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако чаще молодая семья, как правило, испытывает трудности из-за бытовую неустроенность, материальные трудности, профессионально -производственные проблемы , что влияет на воспитание детей.

     Семейное воспитание - это воспитание детей в семье родителями, родственниками, опекунами или лицами, которые заменяют родителей. 
     Перспективным для новейшего семейного воспитания является возрождение традиционного высокого статуса семьи, ее авторитета, супружеской верности, любви к детям и обязанности по их воспитанию, уважения к родителям, повышение роли супругов в создании, укреплении, сохранении и расцвете семьи, обеспечения на их примере моральной подготовки молодежи к супружеской жизни. Честь семьи, единство, преемственность, преемственность поколений, семейная и супружеская согласие - приоритеты семейного воспитания.

     Необходимым условием правильного воспитания детей является тесный контакт между семьей и школой, взаимопонимание и взаимоуважение между учителями и родителями. Если родители уважают школу и прислушиваются к советам учителей частности классного руководителя, преподносят в глазах детей авторитет школы и учителей, дети лучше учатся старательно выполняют свои школьные обязанности. Их легче воспитывать и родителям , и школе.

     Одним из средств связи со школой, классным руководителем является еженедельный просмотр и подписывание родителями дневников школьников. Родители обязаны интересоваться текущими оценками и замечаниями, которые заносятся учителями или классным руководителем в дневники. По установлено практикой в ​​жизни школ родители еженедельно просматривают дневники детей и подписывают их, чтобы быть в курсе и своевременно реагировать на каждое неудовлетворительную оценку и на каждое замечание учителя.

      Но знать о деятельности детей в школе только по дневниках совершенно недостаточно. В дневнике отмечают только текущие оценки и отдельные замечания. Многогранной жизни детей в школе не может отражать дневник. Часто бывает так, что оценки в дневниках не соответствуют действительности. Подпись дневника - это лишь одна сторона важного дела контроля за учебной деятельностью детей. Дети проводят в школе 4-6 часов в напряженной работе. Работа в коллективе ставит детей в сложные взаимоотношения с товарищами и учителями. В этих взаимоотношениях проявляются внутренние качества детей, их усердие, правдивость, умение жить в коллективе, делиться с товарищами, отвечать за порученное дело. 
 

 

 

 

 

     Глава  2. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся 
  1.1 Педагогическое образование родителей

     Уровень педагогической грамотности родителей зависит от традиций в семьях, в которых выросли они, приобретенных знаний, жизненного опыта, способности к саморазвитию. Почти всегда, на современном этапе особенно, в связи с переходом к новому типу общества, утверждение новых общественных, этических ценностей, а также с процессами глобализации, одним из свидетельств которого является Интернет, педагогическая образованность родителей нередко отстает от реальной педагогической ситуации, общественных потребностей, ожиданий ребенка. Поэтому школа должна заботиться о постоянном развитии их педагогических знаний, прибегая к различным методам работы.

     Приглашая  родителей в школу, чаще всего это делают для конфиденциального разговора о школьных проблемах ребенка (плохое поведение, неуспеваемость и т.д.). Во время беседы важно соблюдать педагогического такта, создать атмосферу доверия. Педагог выражает свои мысли, отвечает на вопросы родителей, предоставляет полезные советы. Необходимо помнить, что чрезмерное обращение внимания на недостатки ученика вызывает у родителей неприязнь, настороженность, даже если учитель прав.

 

 

 

 
 
 
 
1.2 Привлечение родителей к воспитательной работе 

Информация о работе Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов