Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

В качестве главных  методов на этом этапе выступают  методы теоретического, художественного  и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью  анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями.

Первый состоит  в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека. Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется консультацией и справочной литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа художественного произведения состоят в том, что ребенок знакомится с широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения искусства.

Второй путь научного постижения художественного  произведения состоит в том, чтобы  школьник приступил к творческому  освоению литературно-художественной критики. "Задача литературно-художественной критики -- помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно- аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним" [13, 135].

Третий этап восприятия художественного произведения, несомненно, важный, но его очень  сложно осуществить в начальных  классах, ввиду ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.

На основе первых трех этапов, возможно, осуществить  и четвертый этап, этап повторного и вместе с тем нового, на более  глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. "Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми" [13, 136].

"Художник  с помощью создаваемых им образов  видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно  показать это невидимое, вместе  с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником - сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе -- все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей" [15, 14].

2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста

Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление возможностей средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Именно выявление возможностей искусства, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

Эстетическая  воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных  сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления художественного-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируются творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и к труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и выражает преставления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений (этика), труда, (техническая эстетика, дизайн).

Изменение эстетической воспитанности осуществляется с  помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности  ребёнка адекватно оригиналу  воссоздать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждение вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребёнок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведенья и собственное психологическое состояние.

Педагогические  критерии помогают выявить и оценить  эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а  также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей: в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, единённое с импровизацией, созиданием нового образа.

Социальные  критерии эстетической воспитанности  требуют наличия у воспитанников  широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид - всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и художественного подлинного вкуса, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству [14, 346].

Эстетическая  воспитанность человека немыслима  без развитого художественного  вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание, произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения - любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств.

В эстетическом воспитании и образовании школьников особое место занимает литература, музыка и изобразительное искусство. В процессе изучения этих предметов  дети, знакомясь с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, композиторов, художников, приобщаются к их творчеству. На уроках музыки школьники изучают музыкальные произведения русской и зарубежной классики, разучивают песни, что расширяет их кругозор, формирует эстетическое отношение к нему. На это и следует обращать внимание в процессе преподавания музыки, которая действительно должна стать средством эстетического образования учащихся. Этому должны соответствовать и структура, и содержание школьного курса музыки.

В процессе изучения музыки, изобразительного искусства у детей расширяется их кругозор, творчество, развивается интерес к искусству. Это способствует их наиболее быстрому и разностороннему развитию. Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного сознания.

Чтобы управлять  процессом эстетического воспитания, надо иметь возможность отслеживать  продвижение детей в их развитии. Это требует применения соответствующих диагностических методик. В зависимости от степени сформированности эстетических качеств, культуры поведения будет строиться наша дальнейшая работа.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в МООУ «Санаторная  школа-интернат № 64» города Прокопьевска. В исследовании были задействованы дети четвертых классов: 4«Б» - экспериментальный класс и 4«А» - контрольный класс.

Согласно выдвинутой гипотезе мы организовали опытно-экспериментальное  исследование, включающее в себя три  этапа:

1 этап - констатирующий эксперимент;

2 этап - формирующий  эксперимент;

3 этап - контрольный  эксперимент.

Констатирующее  обследование предполагало проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств в двух четвертых классах.

Изучение эстетического  опыта школьников осуществлялось через  анкетирование каждого ребенка, в процессе которого появилась возможность  уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих  ребенка направлениях современного искусства (музыки, изобразительного искусства). Для анкетирования были составлены вопросы, которые касались художественно-эстетических вкусов детей и их эстетического опыта (Приложение А).

В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:

§ высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);

§ средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

§ низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.

Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ анкеты и результат проверки показали, что уровень эстетического опыта и художественно-эстетических предпочтений школьников преобладает средний и ниже среднего. Дети почти не посещают заведения культуры (кроме редкого похода в библиотеку), хотя в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи, выставки, концерты?» «да» - ответило 20 человек, «не очень» - 3 человека. 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком. Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» - 13 человек, «много» - ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 5 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: «Искусство - это когда человек творит картины, рисует их», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство - это умение что-нибудь делать». Они называют виды искусств, но их знания поверхностные, неконкретные, «размытые». Однако большинство детей любят петь, рисовать, танцевать и хотели бы себя совершенствовать в этом. Среди музыкальных предпочтений называют разные музыкальные произведения, но большее предпочтение отдают все-таки развлекательной музыке и эстрадно-развлекательным телевизионным программам («Две звезды», «Золотой граммофон», «Танцы со звездами» и др.). На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса - 12 человек, 2 человека написали «не очень» и «нет» - 9 человек.

В ходе беседы с  учениками ответившими «нет»  выяснилось, что в основном они  считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным  и поэтому они не хотели бы его  введения. Примечательно, что из 9 человек  ответивших «нет» большинство - мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом. с

Главное же нам  удалось выявить мотив - вызывает ли любая художественная деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственному желанию  или потому, что его заставляют родители; ходит в музыкальную  школу, танцевальный кружок, художественную студию потому, что любит петь, рисовать, танцевать, или потому, что получает удовлетворение от коллективной деятельности с другими ребятами, и т.д.

Результаты  диагностики отражены в таблице 1 и 2 (Приложение Б).

Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что в 4«Б» классе (экспериментальном) из 23 обследованных школьников 6 детей (26%) имеют высокий уровень эстетического развития. Десять детей (44%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 7 детей (30%) имеют низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.1). Данные результаты указывают на преобладание детей экспериментального класса со средним и низким уровнем эстетического развития.

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальном классе

Результатами  диагностики в 4 «А» классе (контрольном) стали следующие показатели: из 23 обследованных школьников 8 детей (35%) имеют высокий уровень эстетического развития. Одиннадцать детей (48%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 4 ребёнка (17%) имеют низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.2). Данные результаты указывают на преобладание детей в контрольном классе с высоким и средним уровнем эстетического развития.

Рис. 2. Результаты констатирующего этапа исследования в контрольном классе

 

Сравнивая результаты уровня эстетического развития детей  в обоих классах, мы выяснили, что  в 4 «А» (контрольном) классе он немного  выше. Это связано с тем, что  в данном классе пятеро детей получают дополнительное эстетическое образование (три ребенка учатся в музыкальной школе, один посещает художественную школу и еще один ребенок занимается в танцевальной студии).

Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста