Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи, применительно к нашей стране.
Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью, где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Мы убедились, что все эти виды искусства, а  так же их интеграция помогают выразить чувства и переживания ребёнка, облегчают взаимопонимание между  школьниками. Музыка, изобразительное  искусство имеют большое воспитательное значение и оказывают положительное влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры. Именно, данные виды искусства воспитывают в человеке чувство прекрасного как в произведениях искусства, так и в окружающей его жизни.

Благодаря систематическому воспитанию и образованию, у школьников идёт активное формирование эстетических идеалов и приобретение общей  эстетической культуры.

Таким образом, из всего вышеописанного содержания формирующего этапа эксперимента можно  сделать вывод о том, что средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

Заключение

Эстетическое  воспитание невозможно ни представить  себе, ни понять без «видения», «слышания», «обоняния», «осязания» его, так как оно материально, объективно. Спецификой эстетического воспитания является воздействие и восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства.

Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Кроме того, внеклассная работа по эстетическому воспитанию может служить хорошим дополнением в решении данной проблемы. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей  работы.

Список  использованной литературы

1. Агапова, И.А. 30 музыкальных занятий для начальной  школы [Текст] / И.А. Агапова, М.А.  Давыдова. - М.: АКВАРИУМ БУК, К.: ГИППВ, 2002. - 240 с.

2. Алиев, Ю.Б.  Настольная книга школьного учителя  - музыканта Текст / Ю.Б. Алиев. - М.: Владос, 2000. - 336 с.

3. Анисимов, В.П.  Диагностика музыкальных способностей  детей [Текст]: Учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений / В.П.  Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

4. Безбородова,  Л.А. Методика преподавания музыки  в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие Текст / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

5. Ванслова, Е.  Раздвигаем границы эстетического  образования [Текст]/ Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.

6. Воспитание  и образование в современной школе [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под. ред. О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006. - 349 с.

7. Гаджиева, Х.  Наглядные пособия в системе  художественно-эстетического образования и воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. - 2007. - С. 78 - 80.

8. Дмитриева,  Л.Г. Методика музыкального воспитания  в школе [Текст]: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений  / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1998. - 240 с.

9. Ильина, Е.  Воспитание искусством [Текст] / Е.  Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.

10. Ильинская,  И.П. Критерии оценки уровня  сформированности эстетической  культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. - 2009. - № 1.- С. 20 - 25.

11. Креативный  ребёнок: Диагностика и развитие  творческих способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. - Д.: Феникс, 2004. - 416 с.

12. Критская, Е.Д.  Музыка 1-4 классы: Методическое пособие Текст / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. - 207 с.

13. Лихачёв, Б.Т.  Теория эстетического воспитания  школьников [Текст]: учебное пособие  по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

14. Лукьянов, Б.  Г. В мире эстетики [Текст] / Б.  Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

15. Марченко, Е.  Восприятие единого эмоционального  тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 69 - 70.

16. Маслова, Л.  Педагогика искусства: Теория  и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск:  НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.

17. Музыка. 2 - 8 классы. Художественно-образное развитие  школьников Текст: разработки уроков / авт.-сост.Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 157 с.

18. Музыка. 1 - 7 классы: тематические беседы, театрализованные  концерты, музыкальная игротека  Текст / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 205 с.

19. Музыкальное  образование в школе Текст:  Учеб. пособие для студ. муз. фак.  и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Школяр Л.В., Школяр  В.В., Критская Е.Д. и др.; Под  ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. - 232 с.

20. Музыкально-эстетическое  воспитание школьников Текст / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 111 с.

21. Неклопочина,  Е. Систематизация эстетического  опыта младших школьников в  процессе взаимодействия видов  искусств [Текст] / Е. Неклопочина  // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 65 - 69.

22. Нурутдинова,  А. Эстетическое воспитание школьников  средствами искусства на уроках  художественного цикла и во  внеучебной деятельности [Текст] / А.  Нурутдинова // Искусство в школе. - № 1. - 2007. - С. 64 - 66.

23. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / под

ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

24. Осеннева, М.С.  Методика музыкального воспитания  младших школьников Учебное пособие  Текст / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.

25. Петрушин, В.  Научно-методический журнал для  музыкантов, психологов и психотерапевтов.  Музыкальная психология и психотерапия. [Текст] / В. Петрушин // Искусство  в школе. - 2008. - № 4. - С.125 -128.

26. Программа  общеобразовательных учреждений  Музыка 1-8 классы Текст / Под рук. Д.Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2004.

27. Ражников, В.Г.  Дневник творческого развития [Текст] / В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2000. - 203 с.

28. Ретгородский, Б.Д. Что может музыка [Текст] / Б.Д. Ретгородский // Музыка в школе. - 2004. - № 4. - С. 61 - 64.

29. Трацевская, Е. Система интегрированных уроков  искусства [Текст]/ Е. Трацевская // Искусство. - 2008. - № 1. - С. 71 - 74.

30. Эстетическое воспитание  школьников [Текст]: вопросы теории  и методики / под ред. М. Д.  Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988.- 104 с.


Информация о работе Влияние семейного воспитания на культуру ребенка дошкольного возраста