Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:04, курсовая работа
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- медицинского обслуживания,
- дополнительных образовательных услуг.
4. Предметно-пространственная среда
4.1. Обеспечить
динамичное развитие предметно-
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Повысится качество оздоровительной работы с детьми, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.
2. Повысится компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка.
3. Сохраниться высокое качество коррекционной работы.
4. Система нравственно-патриотического воспитания детей будет соответствовать современным требованиям.
5. Будет стабильно функционировать система преемственности в работе МДОУ детского сада №3 «Солнышко» и школ № 1 и № 2.
6. Будет осуществляться квалифицированное консультирование родителей по вопросам оздоровления, образования и актуальным проблемам воспитания и развития детей.
7. Повысится уровень правовой культуры всех участников образовательного пространства.
8. Расширится участие родителей в деятельности ДОУ, основанное на их выборе:
- в оказании дополнительных услуг;
- в участии образовательного процесса;
- в проведении совместных мероприятий;
- укрепиться сотрудничество ДОУ и семьи.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ с учетом следующих принципов:
1. Принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса предусматривает не максимальное ускорение темпов развития ребенка, а создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства, наиболее полного развития его возрастных и индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания.
2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.
3. Принцип индивидуально-
4. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, ребенка и родителей.
5. Принцип природосообразности, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям. Педагогический процесс обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.
6. Принцип культуросообразности, ориентирующий ребенка на освоение общечеловеческой культуры.
7. Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым.
8. Принцип научности состоит в том, что ребенок усваивает реальные знания, точно отражающие действительность, а педагог – воспитатель постоянно совершенствует свой научно-профессиональный уровень.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
· Охрана и укрепление здоровья детей.
· Экологическое воспитание.
· Патриотическое воспитание.
· Правовое воспитание.
· Социально-психологическая деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Образовательный процесс строится по программам и технологиям, определенными в предыдущие годы, но усилия будут направлены на новое качество образования.
Базовой программой для детей дошкольного возраста является программа «Детство» - под редакцией доктора педагогических наук профессора В.И. Логиновой. Программа В.И. Логиновой «Детство» позволяет решать задачу единого процесса социализации и индивидуализации личности ребенка, развития одаренности дошкольника, а также оказания поддержки в проявлении их творческих дарований.
Мастерство воспитателя – профессионала проявляется в том, удается ли ему видеть каждого ребенка, чем бы он ни занимался. При организации жизни детей по программе «Детство» между детьми возникают глубокие гуманные и дружеские взаимоотношения, ребенок постоянно занят, находит себе дело. В научно-методической системе и технологии организация всей жизни и деятельности детей базируется на основе учета законов времени и ритма «биологических часов» подъема и спада – колебательного характера всех физиологических функций человека.
Формирование интеллектуального уровня воспитателя, работающего по программе «Детство» на основе педагогической технологии – мощное средство профессионализации творчества воспитателя: управление своим психическим состоянием на основе рефлексии и самооценки, принятие ответственности за выдвигаемые идеи и принимаемые решения, видение целого рабочего дня как активный целостный педагогический процесс, охватывающий образование, самовоспитание, развитие, взаимообусловленность и одномоментность функционирования.
Реализация программ, включая и дополнительное образование, проходит в рамках общего педагогического процесса, осуществляется по следующей структуре:
- с
помощью организационного
- в
совместной деятельности
- в
самостоятельной деятельности
Физкультурно-оздоровительная работа: воспитание физически крепкого ребенка, с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации в обществе.
Физическое развитие дошкольников требует комплексного подхода. Мероприятия по укреплению физического здоровья детей учитывают следующие задачи:
· Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стоп;
· Закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), различные традиционные и современные методы закаливания;
· Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния детей.
· Осуществлять витаминное и полноценное питание.
· Проводить профилактические работы
Образовательные задачи:
Сделать достоянием каждого ребенка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, биомеханике движений. Технике выполнения различных упражнений, правилам соревнований по спортивным играм и т.д.
Общепедагогические задачи:
· Воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям и физическим упражнениям;
· Способствовать развитию воли, целеустремленности;
· Формировать позитивные качества характера;
· Способствовать эмоциональному развитию детей;
· Воспитывать эстетические потребности личности ребенка.
Целенаправленной работой по укреплению, сохранению и коррекции здоровья детей, посещающих детский сад, помогают исследования состояния здоровья детей, создание валеологических карт здоровья. К ведущим направлениям деятельности по здоровью необходимо отнести:
Комплексную диагностику- исследование состояния здоровья детей, отслеживание соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным, половым особенностям, состоянию их здоровья и своевременное выявление факторов риска для их здоровья и развития.
Коррекционную работу – коррекция психоэмоциональной сферы, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
Консультативно-информационная работа – с педагогами, родителями и детьми.
Коррекция нарушения речи.
Очевидна необходимость коррекции речи детей, поиск оптимальных методов речевого развития ребенка, как по форме, так и по содержанию, теснейшего взаимодействия речевого и интеллектуального развития ребенка.
Приоритетными задачами формирования речи дошкольников должны стать:
· Создание благоприятных условий для повседневного общения как важнейшего компонента активной деятельности.
· Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у ребенка, его речевого творчества через практическую деятельности.
· Овладение родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем.
Для реализации этих задач воспитателю необходимо:
- формировать речь детей, развивать познавательную деятельность; регулярно организовывать игровую, художественную, продуктивную, обеспечивающую сотрудничество деятельность детей;
- ежедневно
предусматривать
- организовывать занятия, где речь является средством мыслительных, умственных и творческих действий.
Экологическое воспитание
В дошкольном экологическом воспитании можно выделить следующие основные задачи:
· формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
· воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
· воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения с окружающей средой;
· прививать нравственные принципы, моральные и этические нормы человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой.
Для реализации этих задач необходимо выполнить систему определенных мероприятий:
· организация зеленой зоны; создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей в каждой группе; создание природной зоны на участке ДОУ;
· пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей.
Воспитание
начал патриотизма и
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма этических чувств. Базовой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников.
1 этап работы – учить детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, воспитывать качества личности – бережливость, приобщение к красоте природы, труду на благо своей группы и товарищей.
2 этап работы – сообщать ребенку знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о собственном доме, о дошкольном учреждение об улице, о районе и городе, о стране.
3 этап работы – приобщать детей к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны знать о традициях, принимать их, привыкать к ним.
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники.
Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символе, если ему известны имена героев России, если он будет читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах возраста. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорит о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов живущих на Земле.
Это приобщает ребенка к своей национальной культуре, формирует уважение ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания.
Правовое воспитание
В дошкольном учреждении продолжается работа по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка (в русле методики ознакомления с социальным миром). Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами. Воспитатель проводит для этого серию бесед, в процессе которых обсуждаются правила поведения и взаимоотношений. Подчеркивается гуманность устанавливаемых детьми правил (не обижать слабых, помогать друг другу, не жадничать, всегда говорить правду друг другу и др.) Для закрепления у дошкольников знаний об их правах и обязанностях, используются театрализованные игры, разыгрываются проблемные ситуации. Важно, чтобы дети осознали знание права и следовали этому. Дети учатся делать обобщения, разрешать противоречия. Следует разработать и осуществить модель правового воспитания. Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод.
Главная цель – дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка:
· формировать у ребенка положительного самоощущения;
· развитие у детей положительного отношения к окружающим людям;
· приобщение ребенка к ценностям сотрудничества с другими людьми;
· развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков;
· формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.
Социально-психологическая деятельность.
Эту работу мы будем продолжать, выстраивая систему и качество. Переход ребенка в школу – качественно-новый этап в его развитии. Поэтому перед собой ставим проведение следующих мероприятий:
Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста