Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".
Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5
1.1.Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»………..5
1.2.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7
1.3. Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника……………………..10
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20
2.1.Констатирующий эксперимент……………..………………………20
2.2.Формирующий эксперимент…………..……………………………27
2.3.Контрольный эксперимент…………………..……………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40
Таблица. 2
Сформированность
культурно-гигиенических
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук (в баллах) | Кол- во баллов | Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) | Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах) | Кол-во баллов | Уровень сформированности навыка пользования носовым платком ( в баллах) | Общее кол-во баллов | Уровень сформированности | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Ваня С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 2 | 32 | Н |
Люба Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 3 | 45 | С |
Арсений Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 30 | Н |
Даша О. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 1 | 22 | Н |
Примечание.
Навыки опрятной еды включают умение :
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;
- действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;
- неумение выполнять действие – 1 балл.
Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Анализ результатов показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей(75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка(25%) навыки не сформированы.
Так, Катя М., Глеб И., Ангелина Б. умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у этих детей нарушается. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.
У Айнура Р. ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.
По результатам проведенного исследования (Таблица 2) у большинства детей(75%) контрольной группы навыки не сформированы. Так, Арсений Д. во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Люба Р, Ваня С.). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. Арсений, после того, как съел свое печенье стал отнимать у Любы её.
В обеих группах было замечено, что дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.
Анализируя
условия, созданные в группе для
формирования у детей культурно-
Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Формирование
культурно-гигиенических
По
результатам констатирующего эксперимента
составили диаграмму (Рис1, Рис.2) из которой
видно формирование каких навыков вызывает
наибольшее затруднение.
Рис.
1 Показатели сформированности навыков
у детей экспериментальной группы
(в баллах).
Навык пользования носовым платком наименее развит у всех детей экспериментальной группы.
Рис.2. Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы (в баллах).
Навык пользования носовым платком наименее развит у всех детей контрольной группы.
Для показателей сформированности навыков мытья рук, опрятной еды, снимания и надевания одежды в определенном порядке:
7-10 баллов – формирование навыка вызывает сильные затруднения;
11-17 баллов – формирование навыка вызывает незначительные затруднения;
18-21-
формирование навыка не
Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:
1 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;
2- формирование навыка вызывает незначительные затруднения;
3-
формирование навыка не
Таким
образом, исходя из результатов констатирующего
этапа эксперимента намечена дальнейшая
работа по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей экспериментальной группы
исследования.
2.2.Формирующий эксперимент
Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий использовали такие методы и средства как:
- личный пример работников
-
использование художественной
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
-
психологическая культура
В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождались пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста