Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".
Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5
1.1.Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»………..5
1.2.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7
1.3. Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника……………………..10

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20
2.1.Констатирующий эксперимент……………..………………………20
2.2.Формирующий эксперимент…………..……………………………27
2.3.Контрольный эксперимент…………………..……………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 660.00 Кб (Скачать файл)

 

     Таблица. 2

     Сформированность  культурно-гигиенических навыков  у детей контрольной группы

Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) Кол-во баллов Сформированность  навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах) Кол-во баллов Уровень сформированности навыка пользования носовым платком ( в баллах) Общее кол-во баллов Уровень сформированности
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
Ваня  С. 2 2 2 2 2 2 2 14 1 1 1 1 1 2 2 9 1 1 1 1 1 1 1 7 2 32 Н
Люба  Р. 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 45 С
Арсений Д. 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 2 2 2 2 2 2 2 14 2 30 Н
Даша  О. 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 22 Н

 
 
 

     Примечание.

     Навыки  опрятной еды включают умение :

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. Не крошить хлеб;
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. Не разговаривать с полным ртом;
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. Благодарить;
  7. Пользоваться только своим прибором.

     Навыки  мытья рук и личной гигиены  включают умение:

  1. Мыть лицо, уши, руки
  2. Закатать рукава;
  3. Смочить руки;
  4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  5. Смыть мыло;
  6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  7. Пользоваться расческой.

     Навыки  снимания и надевания одежды в  определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
  5. Снять обувь;
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  7. Надеть в обратной последовательности.

     Если  ребенок правильно выполнял все  действия входящие в навык, то за:

     - правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;

     - действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;

     - неумение выполнять действие – 1 балл.

     Наибольшее  количество баллов, которое мог набрать  ребенок по каждому критерию - 21.

     Уровни  сформированности культурно-гигиенических навыков

     Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;

     Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

     Ниже  среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

     Анализ  результатов показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей(75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка(25%) навыки не сформированы.

     Так, Катя М., Глеб И., Ангелина Б. умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у этих детей нарушается. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.

     У Айнура Р. ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.

     По  результатам проведенного исследования (Таблица 2) у большинства детей(75%) контрольной группы навыки не сформированы. Так, Арсений Д. во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Люба Р, Ваня С.). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. Арсений, после того, как съел свое печенье стал отнимать у Любы её.

     В обеих группах было замечено, что  дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.

     Анализируя  условия, созданные в группе для  формирования у детей культурно-гигиенических навыков следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям, но в группе достаточно мало дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе очень редко используют художественное слово.

     Для привития культурно-гигиенических  навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

     Формирование  культурно-гигиенических навыков должно осуществляться детским садом в тесном контакте с семьей. В данной группе отсутствует единая линия в требованиях, в создании условий, которые совершенно необходимы для выработки и закреплении у детей культурно-гигиенических навыков.

     По  результатам констатирующего эксперимента составили диаграмму (Рис1, Рис.2) из которой видно формирование каких навыков вызывает наибольшее затруднение. 

Рис. 1 Показатели сформированности навыков  у детей экспериментальной группы (в баллах). 

     Навык пользования носовым платком  наименее развит у всех детей экспериментальной группы.

Рис.2. Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы (в баллах).

     Навык пользования носовым платком  наименее развит у всех детей контрольной группы.

     Для показателей сформированности навыков  мытья рук, опрятной еды, снимания и  надевания одежды в определенном порядке:

     7-10 баллов – формирование навыка  вызывает сильные затруднения;

     11-17 баллов – формирование навыка  вызывает незначительные затруднения;

     18-21- формирование навыка не вызывает  затруднения.

     Для показателя навыка сформированности пользования  носовым платком:

     1 - формирование навыка вызывает  сильные затруднения;

     2- формирование навыка вызывает  незначительные затруднения;

     3- формирование навыка не вызывает  затруднения

     Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента намечена дальнейшая работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования. 
 

     2.2.Формирующий эксперимент

     Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

     Для успешного формирования культурно-гигиенических  навыков необходимы следующие условия:

  1. организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  2. разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  3. многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
  4. индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  5. организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  6. безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

     В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий использовали такие методы и средства как:

      - личный пример работников детского  сада, родителей; 

     - использование художественной литературы, фольклора; 

     - схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

     - полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;

      - обеспечение чистоты среды; 

     - соблюдение правил этикета; 

     - психологическая культура взаимоотношений.

     В процессе работы нами были применены  наглядные приемы обучения навыкам  – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождались пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста