Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".
Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5
1.1.Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»………..5
1.2.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7
1.3. Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника……………………..10

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20
2.1.Констатирующий эксперимент……………..………………………20
2.2.Формирующий эксперимент…………..……………………………27
2.3.Контрольный эксперимент…………………..……………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 660.00 Кб (Скачать файл)

     Есть  и положительные моменты, все  дети экспериментальной группы освоили  навык пользования носовым платком.

     В контрольной группе изменения произошли  незначительные. Один ребенок повысил свой уровень до среднего, один остался на том же уровне, что и на констатирующем этапе эксперимента. Двое детей немного улучшили свои результаты при выполнении отдельных навыков.

     Наметилась  положительная динамика и у детей, которые не принимали участие в исследовательской работе, т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению культурно-гигиенических навыков.

     Гипотеза, что формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников проходит успешно, если используется устное народное творчество подтвердилась.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, к первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

     Прежде  всего, необходимо вызвать у детей  желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

     Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет  быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

     Если  постоянно пользоваться запретом: «Нельзя  брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

     Постепенно  повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

     Анализ  теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МБДОУ № 12 «Солнышко» г. Елабуга. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

     В процессе работы были замечены такие  изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним  видом, по назначению использовать носовой  платок, без напоминания убирать  за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

     Исходя  из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, что формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников проходит успешно, если используется устное народное творчество подтвердилась.

     Воспитание  культурно-гигиенических навыков  у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание.-2009 - №11 - С. 17-21
  2. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: Изд.АСТ, 1997. – 394 с.
  3. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. - М.: Просвещение, 2007. - 95 с.
  4. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
  5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997 - 240 с.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991 – 160 с.
  7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001 - 121 с.
  8. В детский сад пришла проверка: ваши действия./Под редакцией Савельевой Н.Ю. - Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 672 с.
  9. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин/ сост.В.И. Калугина. - М.: Правда, 1990. - 608 с.
  10. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 2008 – 256 с.
  11. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И. - М.: ТЦ Сфера, 2003 - 32 с.
  12. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование 2004 - № 1 – С. 51-52
  13. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование 2008 - № 11 - С. 35-39
  14. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005-467 с.
  15. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 - 120 с.
  16. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб пособие./Под редакцией Логиновой В.И. - М.: Просвещение, 2001 - 159 с.
  17. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991 – 63 с.
  18. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2009 – 175 с.
  19. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. - М.: Педагогика, 2007 - 256 с.
  20. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование. 2004 - №14 – С. 13-17
  21. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2006-141с.
  22. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.
  23. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. — СПб.: Просвещение, 1993. – 382 с.
  24. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание. 2008-№9-13-17с.
  25. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. - К.: Рад.шк, 2007 - 144 с.
  26. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание. 2009 - № 8 – С. 15-20

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

     Приложение  1

     Конспект  по формированию культурно-гигиенических  навыков в группе возраста (3 – 4 года)

     Тема  занятия: Формирование культурно-гигиенических  навыков.

     Программные задачи:

         1.Продолжать  учить детей намыливать руки  до образования пены, обмывать  руки, пользоваться личным полотенцем.

         2.Формировать  навыки личной гигиены.

         3.Воспитывать  желание ухаживать за собой.

     Дидактический материал:

     Потешки на тему культурно-гигиенических навыков.

     Словарная работа:

     Активизация словаря: мыло, вода, полотенце.

     Обогащение  словаря: намылить, пена, насухо. 

     Ход.

     Обращаю внимание детей на то, что после  рисования замарались ручки. Спрашиваю:

     - Что нужно сделать, чтобы ручки  стали чистыми? (Ответ детей).

     - Правильно. Надо их вымыть.

     Что такое чистым быть?

     Руки  чаще с мылом мыть.

     Приглашаю детей в умывальную комнату вымыть руки. Напоминаю детям, что перед тем, как мыть руки, необходимо закатать рукава.

     Кто рукавчик не засучит,

     Тот водичку не получит.

     - А помогут нам вымыть руки  мыло и вода.

     Чище  мойся,

     Воды  не бойся.

     Открываем кран, берём в руки мыло, подставляем под воду.

     Тёплой  водою

     Руки  чисто мою.

     Кусочек мыла я возьму,

     И ладошки им потру.

     Затем намыливаем, чтобы появилась пена. После этого подставляем ладошки  под воду и смываем пену.

     Ладошки друг о друга трутся,

     Друг  друга обнимают.

     Правой  моем левую,

     Левой моем правую.

     Проверяю, чтобы все дети хорошо промыли  руки. Продолжаю учить детей.

     - Кто вымыл руки, отжимаем над  раковиной, чтобы на пол не  набрызгать. Находим своё полотенце,  снимаем, разворачиваем, вытираем  ручки насухо.

     Помогаю детям индивидуально во время мытья рук.

     После того как все помыли руки, предлагаю:

     - Давайте друг другу покажем,  какие у нас стали чистые  ручки. 

     Дети  показывают, а я в заключении говорю:

     Чище  мойся, воды не жалей.

     Будут ладошки снега белей.

     - Молодцы, ребята, все вымыли чисто руки, можете идти играть.

 

      Приложение 2

     Конспект  занятия в первой младшей группе «Водичка, водичка...»

     Программное содержание.

     Формирование  навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным. 

     Оборудование:

     кувшин  с водой и тазиком, над которым  надо будет лить воду, полотенце, расчёска, зеркало, бланк телеграммы; мягкие игрушки: собака, утёнок, котёнок, свинья.

     Предварительная работа:

     чтение  произведения К. Чуковского "Мойдодыр"; разучивание потешек о формировании культурно-гигиенических навыков; беседы о здоровом образе жизни.

     Ход занятия:

     Дети  входят в группу, приветствуют гостей. Образуют круг. Подвижная игра с речевым сопровождением "Не хотим мы больше спать"

     В центре круга находиться педагог. Он показывает движения, читает текст  стихотворения, дети повторяют движения вслед за педагогом.

     Мы  проснулись рано утром,

     шагают  на месте.

     Потянулись  бодро, шумно.

     поднимаются на носки, разводят руки через стороны  вверх.

     Чтобы сон ушёл, зевнули,

     Головой слегка тряхнули.

     выполняют наклоны влево - вправо, отводят руки к плечам.

     Разбудил  нас бег на месте.

     бегут на месте.

     К ванне побежали вместе.

     выполняют упражнение " пружинка" руки на поясе.

     Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались.

     выполняют круговые движения ладонями около лица.

     Причесались аккуратно.

     гладят  ладонями голову от макушки к вискам.

     приоделись все опрятно.

     выполняют руками 2 раза движения от груди вниз опускают руки к бёдрам, пальцы рук сжаты в кулачки.

     Не хотим мы больше спать, 

     Будем весело играть.

     выполняют упражнение "пружинка", хлопают  в ладоши.

     -Вот  какие молодцы. А сейчас садитесь  тихонько на стульчики.(дети садятся)

     -Раз,  два, три, четыре, пять,

     вышло солнышко опять.

     -Раз,  два, три, четыре, пять,

     вышла Оля погулять.

     (выходит  девочка-замарашка, взлохмаченные  волосы, грязная. В руках у неё  мяч, она читает стихотворение  "Мой весёлый, звонкий мяч...")

     В: Вот так Оля, вот так Оля. Ты забыла умыться что ли?

     Оля: А что такого?

     В: Вышли звери в огород, встали дружно в хоровод. Окружили Олю, не узнали что  ли? ( воспитатель берёт в руки по очереди мягкие игрушки и говорит за них)

     Говорит собака Оле: "Гав, гав, гав. Ты б пошла  умылась что ли, гав, гав ,гав".

     Оля: -Ну, вот ещё!

     В: И сказала Оле утка: "Кря, кря, кря. Видеть это, просто жутко, кря, кря, кря".

     Оля: -Ну и подумаешь!

     В: Предложила Оле кошка: "Мяу, мяу, мяу. Дай лизну тебя немножко, мяу, мяу, мяу".

     Оля: Вот ещё!

     В: Лишь свинья от смеха давится ( обнимает Олю за плечи, хрюкает). Как мне эта Оля нравится! Она красива, как и я.

Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста