Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования: воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно–действенного и эмоционально–чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
2.Провести сравнение программ по экологическому образованию дошкольников.
3.Внедрить в практику ДОУ программу Потаповой «Надежда».
4.Разработать практические рекомендации для воспитателей
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………6
1.1. Экологическая культура как предмет исследования в современной науке………………………………………………………………………………6
1.2. Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка..13
1.3 Программа Потаповой Т.В. «Надежда» как условие формирования знаний о природопользовании детей дошкольного возраста……………….………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………..27
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….…28
2.1 Выявление уровня знаний природопользования у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….………28
2.2 Формирование знаний природопользования в процессе реализации программы Потаповой Т.В. «Надежда»........................................................31
2.3 Результаты исследований на контрольном этапе эксперимента…………36
Выводы по главе 2……………………………………………………...………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………….….…45
Приложения…………………………………………………………………..…49
По мнению А. А. Вербицкого, экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека [Вербицкий, 1997].
Таким образом, экологическая культура как базисное личностное основание имеет сложную структурно–компонентную характеристику. В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки).
Понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В детском саду ее основы закладываются в совместной деятельности педагога и ребенка.
Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество личности, компонентами которой являются:
– интерес к природе и проблемам ее охраны;
– знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
– нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
–экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
– мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [Рыжова, 2001].
С. Н. Николаева считает, что формирование основ экологической культуры дошкольников — это становление осознанно–правильного отношения к природе. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном воспитания осознанного — правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе [Николаева, 1993].
В концепции экологического образования С. Н. Николаевой в ДОУ указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:
– формирование знаний и отношения к природе, ее единству, значению для жизни человека, взаимодействие в системе человек — природа — общество;
–формирование интеллектуальных и практических умений средствами игр;
– воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
– формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности нравственных суждений, в том числе и в ходе игровой деятельности;
– участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [Николаева, 2004].
Итак, разные исследователи неоднозначно трактуют структурно– компонентный состав данного понятия, что дает право обосновать собственный подход к определению его сущности.
Экологическая культура — это одно из базовых оснований личности, представляющее собой сформированность духовно–нравственного сознания и эмоционально–окрашенного отношения дошкольника к природе [Григорьева, 2008].
Основываясь на данных проведенного научно–теоретического анализа, определен следующий структурно–компонентный состав экологической культуры дошкольника, который отражен в схеме 1.
Схема 1
Компоненты |
Характеристика |
Мотивационный |
Потребности Ценностные установки Субъектное отношение Субъектная позиция Эмоции Чувства |
Содержательный |
Научное мировоззрение Знания Представления Умения Познавательная активность Интересы |
Деятельностно–практический |
Навыки Привычки Поступок Поведение Деятельность |
Рефлексивный |
Самооценка Самосознание Самокритичность |
Сформированность указанных выше компонентов экологической культуры замеряется следующими качественными показателями:
1. Наличие потребностей и эмоционально–положительного настроя в общении с природой. Сформированность ценностных установок, нравственного отношения, партнерской позиции по отношению к окружающему миру.
2. Сформированность системы экологических знаний, понимание целостности окружающей природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее элементов. Наличие познавательной активности, устойчивого интереса к окружающему миру природы. Сформированность интеллектуальных умений.
3. Глубокое осознание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с природой. Сформированность навыков природоохранительной деятельности.
4. Адекватная оценка деятельности человека в природе, самооценка, отвечающая требованиям экологического императива.
Первоначальные элементы экологической культуры дошкольников складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно–пространственным миром, который их окружает.
Дальнейшее воспитание экологической культуры в детях идет под воздействием системного биоцентрического подхода — решение дидактических проблем связывается с процессом обучения, у которого точно заданы цели, определены и описаны пути их достижения. В системе воспитания экологической культуры у детей 6—7 лет важна и диагностика экологической грамотности детей. Данные этапы в работе воспитателя: цель — процедура — результат. Не всегда результат скажется сейчас же. Он может появиться гораздо позже.
Выявив сущность и структурно–компонентный состав экологической культуры, необходимо перейти к анализу условий и средств формирования данного базового основания личности дошкольника.
1.2. Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка
В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка.
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой.
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа окружает ребенка с ранних лет, это является источником новых знаний различных природных явлений [Богданец, 2008].
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления [Горбунова, 2005]. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем. Нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования. Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С. Газмана, сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена термином «воспитание» [Лаврентьева, 2002]. В ходе воспитания происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных социальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающей человека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания.
Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии [Веревкин, 2008]. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще гуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры – базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно–правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой [Шинкарева, 2008].
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно–природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно–образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
1. Развитие у детей
субъектного опыта
2. Воспитание эмоционально–
3. Осознание собственного
«А» как части природы, развития
«А–концепции» у каждого
4. Развитие опыта практической
и творческой деятельности по
реализации и закреплению
Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация [Сэротэтто, 2006].
Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемы строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.
Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
Информация о работе Воспитание основ экологической культуры в дошкольном возрасте