Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

 

3 уровень

Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения  к широкому кругу объектов, в их поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются  на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят ее необходимость. Испытывают удовольствие оттого, что  помогли живому объекту. Сформирована потребность в деятельности с  природными объектами. У детей сформирован  широкий круг представлений о  природных объектах, представления  о живом достаточно существенны. При характеристике животных и растений как живых выделяют ряд существенных признаков. Обобщают группу живых объектов. Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Знания о  нормах отношения к природным  объектам достаточно дифференцированы, дети обобщают правила отношения  к кругу объектов и конкретно  раскрывают к каждому объекту. Вербальное и реальное отношение к природе  преимущественно совпадает. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого. Недостаточная  степень активности отношения к  природе. Дети теряются в новых условиях. Мотивом гуманного отношения  к животным и растениям выступает  понимание ценности жизни, признание  разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому. Качественно  выполняют уход за живыми существами. В уходе нацелены на результат, понимают его направленность, действуют в  основном разумно, но нет вариативности. Не достает инициативы и самостоятельности  в осуществлении ухода за животными  и растениями.

 

4 уровень

 

Дети гуманно относятся  ко всем живым существам, в любых  ситуациях, проявляя осознанность, активность и устойчивость отношения. Они отличаются готовностью и стремлением помогать природе. Предпочитают деятельность в  природе, с ее объектами другим, учитывают  при ее осуществлении особенности  животных и растений как живых  существ. С удовольствием ухаживают  за ними, понимая направленность ухода, качественно выполняют все компоненты трудового процесса, достигая важный для живого результат, проявляют  устойчивый интерес к природе. Для  многих детей натуралистическая  деятельность становится увлечением. Дети проявляют активную позицию: требовательны  к себе и к другим, вступают в  активную защиту живого, поправляют последствия  негативного отношения, пытаются предупредить негативные поступки других. Животные и растения являются для детей  субъектами, значимыми другими. Гуманное отношение к ним выступает  как проявление нравственной потребности. Дети признают многообразное значение природы для человека, но мотивом  гуманного отношения к животным и растениям выступает признание  самоценности живого, бескорыстие ребенка, понимание нравственного смысла позитивных поступков в природе.

 

 

Приложение 3

Конспекты занятий

Занятие 1

  1. Беседа об осени

Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях и неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в восстановлении  связей между знакомыми фактами. Развивать навыки  учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

  1. Дидактическая игра «Детки на ветке»

Цель: учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению

3. Дидактическая игра «Кто где  зимует».

Цель: уточнить знания детей о том, кто где зимует.

4. Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Развивающая среда: календарь природы, игрушка «Каркуша», игра «Детки на ветке», кувшинчик, тарелка, стакан

Содержание

1.Воспитатель   предлагает детям  вспомнить  и прочитать стихи об осени  А.С.Пушкина «Уж небо осенью  дышало», Е.Трутневой «Осень».  Сегодня мы поговорим с вами  об осени и расскажем о ней  все, что знаем. Можно пользоваться  календарем природы.

Вопросы:

1. Какая  погода была в сентябре (октябре,  ноябре)? Как она менялась (по календарю  природы)?

2. Что  происходило с  деревьями и  кустарниками за три месяца? Как  менялся покров земли? Почему? Как это связано с изменениями  погоды?

А теперь обсудим состояние животного  мира осенью.

Вопросы:

1. Что  произошло с насекомыми? Когда  они исчезли? Почему?

2. Изменился  ли состав птиц на участке,  в лесу? Куда исчезли скворцы,  ласточки и др.? Почему они улетели  в теплые края?

3. Какие  изменения наступают в жизни  лесных зверей?

4. Какие  трудом занимаются осенью люди?

Воспитатель подводит итог беседы: осень – это  такое время года, когда в природе  все меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днем, часто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. К осени –  заморозки, выпадает снег. Листья   желтеют и опадают, вянут цветы  и трава. Насекомые прячутся в  опавших  листьях, почве, коре, чтобы  не погибнуть от холода. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие –  переселяются поближе к жилью  человека, т.к. холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые  исчезли. Звери в лесу готовятся  к зиме, запасают корма, линяют, утепляют свои норы, готовятся к спячке.

Люди  собирают урожай овощей и фруктов, вспахивают почву, заготавливают дрова, утепляют жилище.

Физкультминутка

Две сестрицы, две руки –

Левая и  правая –

(показ рук поочередно)

Рвут  на грядках сорняки

И друг дружку моют

(имитация движений)

Две сестрички, две руки –

Левая и  правая –

(поочередно показывать)

Воду  моря и реки

(Выполняются плавательные движения)

3.Стук  в дверь. Воспитатель открывает.  В гости прилетает Каркуша  и рассказывает детям интересную  историю, которую ей довелось  услышать.

Собрались насекомые на лесной полянке, стали  рассказывать друг другу, кто как  зиму проводит.

Бабочка-крапивница сказала: «Я буду  зимовать под крышей старого сарая, там где теплая и уютная щель».

«А я, - сказал муравей, - …».

«А мы…», - зажужжали пчелы, жуки.

«А я, - зашуршала гусеница, - …».

Где они  будут зимовать? (Ответы детей).

Каркуше понравилось, что вы знаете все о  насекомых, и она хочет с вами поиграть.

Дети  делятся на две подгруппы; одной  раздают листья («ветки»), другой – овощи («детки»). По сигналу «детки», найдите свои «ветки» - каждый ищет пару, т.е. становится так, чтобы у него и товарища картинки совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.

4.»Молодцы, ребята! – говорит Каркуша. –  За это я вам открою один  секрет о воде».

Предлагает  детям передать воду из одного стакана  в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая.

Дети  наливают воду в кувшин, тарелку, стакан. Вода меняет формы, она принимает  форму того предмета, в котором  находится.

Спасибо тебе, Каркуша, за секрет. Дети тоже говорят  «спасибо» и приглашают ее еще  в гости с интересными новостями.

 

Занятие 2

1.Беседа о лесе. Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью». Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

Цель: дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе с нужны друг другу.

2. Опыт «Здравствуй, ветер!»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.

Развивающая среда: предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, муляжи грибов, миски с водой, бумажные кораблики

Содержание

1. Воспитатель  сообщает, что на занятие пришел  старичок-лесовичок, который хочет  услышать, что ребята знают про  лес.

Вопросы:

1. Кто  был в лесу?

2. Что  видели в лесу?

3. Что  растет в лесу?

4. Какие  животные живут?

Лесовичок слушает, хвалит детей. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет  предметные картинки с  изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как  они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну. Загадывает загадку: «Сидит – зеленеет, лежит –пожелтеет, падает – почернеет». Сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются  все эти деревья; хвойные –  темные леса; в березовых рощах  растут одни березы – это светлые  леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном  лесу под деревьями растут кустарники – бузина, орешник, малина. Также  на земле растут травы, ягоды, грибы. Показывает картинки с изображением кустарников, выставляет муляжи грибов. Читает детям стихи и загадки, просит  найти отгадки. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они  находят здесь себе жилье: роют норы, вьют гнезда. Лет кормит их. Звери  и птицы  употребляют в пище различные части растений; семена, ягоды, ветки деревьев, листья и т.д. Лес – это замечательное природное богатство.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ  «Осенние похождения крольчат». Задает вопросы: кого встретили крольчата  в лесу; что узнали интересного; что  интересного приходилось наблюдать  в лесу (рассказы детей).

 

Физкультминутка

Руки  подняли и покачали – это деревья  в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает  росу.

Плавно  руками помашем – это к нам  птицы летят.

Как они  сядут, покажем: крылья сложили назад

 

2.Опыт  «Здравствуй, ветер!»

«Ребята, а вы хотите побыть ветром?»

Воспитатель предлагает мисочки с водой для  каждого ребенка. В каждой мисочке  – свое море: Красное, Черное, Желтое (вода подкрашена акварелью). Дети –  это ветры. Они дуют на воду. Что  получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в  воду парусные кораблики, дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие  парусные корабли движутся благодаря  ветру. Что происходит с кораблями, если ветра нет? А если ветер очень  сильный? Начинается буря,  и кораблик может потерпеть кораблекрушение.

Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина:

Ходит в  море ветер-пастушок,

Дует  ветер в маленький рожок.

А вокруг него бегут барашки,

У барашков – белые кудряшки.

 

Приложение 4

Игры

 

Игра с мячом  «Я знаю…»

Дети  становятся в круг, в центре –  воспитатель с мячом. Воспитатель  бросает ребятам мяч и называет класс объектов природы (звери,  птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребенок, поймав мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей», перечисляет их и возвращает мяч воспитателю.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птицы». Ребенок, поймавший  мяч, должен подобрать видовое понятие, например: «воробей», бросить мяч  обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери»  и «рыбы».

Игра   с  мячом  «Растения леса, сада, огорода…»

Проводится  аналогично «Я знаю…»

Игра с мячом  «Воздух, земля, вода»

Воспитатель  бросает мяч ребенку  и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок  должен ответить «воздух» и бросить  мяч обратно. На  слово «дельфин»  ребенок отвечает «вода», на слово  «волк» - «земля» и т.д.

Возможен  и другой вариант этой игры: воспитатель  называет слово «воздух». Ребенок, поймавший  мяч, должен назвать птицу. На  слово  «земля» - животное, обитающее на земле;  на слово «вода» -  обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя  в руках предметная картинка с  изображением объекта живой или  неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем  каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повторяться. Например: «белка» - животное, дикое, лесное, пушистое, рыжее, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живет»

У воспитателя  картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями  мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо). Воспитатель  показывает картинку  с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает  с его картинкой, «поселить» у  себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель  показывает  или называет детям  объект живой природы. Дети должны изобразить  способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать на месте); при слове  «карась» - имитируют  плывущую рыбу; при слове «воробей» -  изображают полет птицы.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста