Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62
3 уровень
Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к широкому кругу объектов, в их поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят ее необходимость. Испытывают удовольствие оттого, что помогли живому объекту. Сформирована потребность в деятельности с природными объектами. У детей сформирован широкий круг представлений о природных объектах, представления о живом достаточно существенны. При характеристике животных и растений как живых выделяют ряд существенных признаков. Обобщают группу живых объектов. Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Знания о нормах отношения к природным объектам достаточно дифференцированы, дети обобщают правила отношения к кругу объектов и конкретно раскрывают к каждому объекту. Вербальное и реальное отношение к природе преимущественно совпадает. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого. Недостаточная степень активности отношения к природе. Дети теряются в новых условиях. Мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому. Качественно выполняют уход за живыми существами. В уходе нацелены на результат, понимают его направленность, действуют в основном разумно, но нет вариативности. Не достает инициативы и самостоятельности в осуществлении ухода за животными и растениями.
4 уровень
Дети гуманно относятся
ко всем живым существам, в любых
ситуациях, проявляя осознанность, активность
и устойчивость отношения. Они отличаются
готовностью и стремлением
Приложение 3
Конспекты занятий
Занятие 1
Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях и неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами. Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.
Цель: учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению
3. Дидактическая игра «Кто где зимует».
Цель: уточнить знания детей о том, кто где зимует.
4. Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Развивающая среда: календарь природы, игрушка «Каркуша», игра «Детки на ветке», кувшинчик, тарелка, стакан
Содержание
1.Воспитатель
предлагает детям вспомнить
и прочитать стихи об осени
А.С.Пушкина «Уж небо осенью
дышало», Е.Трутневой «Осень».
Сегодня мы поговорим с вами
об осени и расскажем о ней
все, что знаем. Можно
Вопросы:
1. Какая погода была в сентябре (октябре, ноябре)? Как она менялась (по календарю природы)?
2. Что происходило с деревьями и кустарниками за три месяца? Как менялся покров земли? Почему? Как это связано с изменениями погоды?
А теперь обсудим состояние животного мира осенью.
Вопросы:
1. Что произошло с насекомыми? Когда они исчезли? Почему?
2. Изменился ли состав птиц на участке, в лесу? Куда исчезли скворцы, ласточки и др.? Почему они улетели в теплые края?
3. Какие изменения наступают в жизни лесных зверей?
4. Какие трудом занимаются осенью люди?
Воспитатель подводит итог беседы: осень – это такое время года, когда в природе все меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днем, часто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. К осени – заморозки, выпадает снег. Листья желтеют и опадают, вянут цветы и трава. Насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре, чтобы не погибнуть от холода. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – переселяются поближе к жилью человека, т.к. холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые исчезли. Звери в лесу готовятся к зиме, запасают корма, линяют, утепляют свои норы, готовятся к спячке.
Люди собирают урожай овощей и фруктов, вспахивают почву, заготавливают дрова, утепляют жилище.
Физкультминутка
Две сестрицы, две руки –
Левая и правая –
(показ рук поочередно)
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют
(имитация движений)
Две сестрички, две руки –
Левая и правая –
(поочередно показывать)
Воду моря и реки
(Выполняются плавательные
3.Стук
в дверь. Воспитатель
Собрались насекомые на лесной полянке, стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит.
Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там где теплая и уютная щель».
«А я, - сказал муравей, - …».
«А мы…», - зажужжали пчелы, жуки.
«А я, - зашуршала гусеница, - …».
Где они будут зимовать? (Ответы детей).
Каркуше понравилось, что вы знаете все о насекомых, и она хочет с вами поиграть.
Дети делятся на две подгруппы; одной раздают листья («ветки»), другой – овощи («детки»). По сигналу «детки», найдите свои «ветки» - каждый ищет пару, т.е. становится так, чтобы у него и товарища картинки совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.
4.»Молодцы, ребята! – говорит Каркуша. – За это я вам открою один секрет о воде».
Предлагает детям передать воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая.
Дети наливают воду в кувшин, тарелку, стакан. Вода меняет формы, она принимает форму того предмета, в котором находится.
Спасибо
тебе, Каркуша, за секрет. Дети тоже говорят
«спасибо» и приглашают ее еще
в гости с интересными
Занятие 2
1.Беседа о лесе. Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью». Рассказы детей о своих приключениях в лесу.
Цель: дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе с нужны друг другу.
2. Опыт «Здравствуй, ветер!»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.
Развивающая среда: предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, муляжи грибов, миски с водой, бумажные кораблики
Содержание
1. Воспитатель
сообщает, что на занятие пришел
старичок-лесовичок, который
Вопросы:
1. Кто был в лесу?
2. Что видели в лесу?
3. Что растет в лесу?
4. Какие животные живут?
Лесовичок слушает, хвалит детей. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну. Загадывает загадку: «Сидит – зеленеет, лежит –пожелтеет, падает – почернеет». Сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные – темные леса; в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, орешник, малина. Также на земле растут травы, ягоды, грибы. Показывает картинки с изображением кустарников, выставляет муляжи грибов. Читает детям стихи и загадки, просит найти отгадки. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жилье: роют норы, вьют гнезда. Лет кормит их. Звери и птицы употребляют в пище различные части растений; семена, ягоды, ветки деревьев, листья и т.д. Лес – это замечательное природное богатство.
Воспитатель
предлагает детям послушать рассказ
«Осенние похождения крольчат». Задает
вопросы: кого встретили крольчата
в лесу; что узнали интересного; что
интересного приходилось
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад
2.Опыт «Здравствуй, ветер!»
«Ребята, а вы хотите побыть ветром?»
Воспитатель
предлагает мисочки с водой для
каждого ребенка. В каждой мисочке
– свое море: Красное, Черное, Желтое
(вода подкрашена акварелью). Дети –
это ветры. Они дуют на воду. Что
получается? Волны. Чем сильнее дуть,
тем больше волны. Дети опускают в
воду парусные кораблики, дуют на паруса,
кораблики плывут. Так и большие
парусные корабли движутся благодаря
ветру. Что происходит с кораблями,
если ветра нет? А если ветер очень
сильный? Начинается буря, и кораблик
может потерпеть
Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина:
Ходит в море ветер-пастушок,
Дует ветер в маленький рожок.
А вокруг него бегут барашки,
У барашков – белые кудряшки.
Приложение 4
Игры
Игра с мячом «Я знаю…»
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребятам мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребенок, поймав мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей», перечисляет их и возвращает мяч воспитателю.
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель
бросает мяч ребенку и
Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода…»
Проводится аналогично «Я знаю…»
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант этой игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повторяться. Например: «белка» - животное, дикое, лесное, пушистое, рыжее, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Кто где живет»
У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать на месте); при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полет птицы.
Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста