Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать  предметы либо изображения.

Материал: игровой лист («экран») с тремя «окнами-прорезями, в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с с обозначением свойств предметов.  В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребенку   предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем «окне» разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне». На начальном этапе освоения игры свойство задается взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» -круг, третье «окно» - мяч.

Вариант 2. Один ребенок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый  верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребенок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем «окне» изображения обладающие, общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображенные предметы похожи. Ребенок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«У меня в огороде»

Дети  по кругу  называют овощи, которые  могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь  и т.д.).

Возможен  и другой вариант этой игры: у  детей картинки, на которых могут  быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и т.д. Ребенок  должен обосновать, что эти объекты  делают у него в огороде. Например: воробей – клюет  гусениц с  нашей капусты, подорожник  я оставил, чтобы лечиться и т.д.

«Выбери нужное»

На столе  рассыпаны  предметные картинки. Воспитатель  называет  какое-либо свойство или  признак, а дети должны выбрать как  можно больше предметов, которые  этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы  и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, туман, иней и т.д.

«Две корзины»

На столе  муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две  корзины. При этом предметы могут  делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твердости-мягкости, вкусу или даже запаху.

«Что это такое?»

Воспитатель загадывает предмет живой или  неживой природы и начинает перечислять  его признаки. Если дели его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, но список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

«Береги природу»

На столе  или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает  одну из картинок и дети должны рассказать, что произойдет с оставшимися  живыми объектами, если на Земле не будет  спрятанного объекта. Например: убираем птицу, – что будет  с остальными животными, с человеком, с растениями

«Что будет, если…»

Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с  детьми, из которой дети приходят к  выводу, что необходимо соблюдать  чувство меры, беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик  бросит банку из-под  «колы», а  два, а три? А много мальчиков? Что будет, если  в выходной из леса одна семья привезет охапку подснежников? Две семьи? Все семьи города? Что  будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных  газов? Три машины?  Половина водителей  города? Что будет, если в лесу  один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа  туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично о костре, о сломанной ветке, о  пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т.д.).

 

Приложение 5

Сценарий Весеннего праздника (фрагмент)

Действующие лица: Буратино, Мальвина, Пьеро, ведущий, дети. Вместе с детьми на празднике любимые герои различных сказок – Незнайка, Петрушка, Дюймовочка. Среди них и кукла Мальвина из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В разгар праздника прибегает Буратино.

Буратино. Ребята, Мальвина случайно не у вас?

Мальвина. Я здесь. Здравствуйте, Буратино! Почему Вы ни с кем не поздоровались, не поздравили девочек, воспитателей, мам и других гостей с праздником?

Буратино. Мальвина, Вы опять взялись меня воспитывать? Я Вас везде разыскивал, устал… Я в лес ходил, для Вас подснежники искал, еле нашел…  Целую охапку нарвал, идемте покажу, какие они голубенькие и красивые. Я их в воду поставил, чтобы не завяли.

Мальвина. Разве можно рвать подснежники, тем более охапку? Лучше бы Вы мне показали, как они красиво растут на проталинах, в пробуждающемся от зимнего сна лесу. А на букет из подснежников я даже смотреть не хочу. Мне очень жаль эти цветочки. Теперь их уже не вернуть в лес…

Буратино. Вам, Мальвина, невозможно угодить, а я так старался…

Мальвина. Ребята, скажите, пожалуйста, хорошо поступил Буратино?

Дети. 1-й. Голубые подснежники стали совсем редкими. Их рвать нельзя.

2-й. Рвут только те цветы, которые специально для этого выращивают.

3-й.  Если все будут рвать в лесу цветы, то не будет их семян и цветов не станет. Их уже мало. Ты, Буратино, сам сказал, что устал их разыскивать.

4-й. Жаль, подснежники скоро завянут.

Мальвина. Вот видите, Буратино, дети Вам тоже объяснили, что рвать лесные цветы нельзя.

Буратино. Раз так, я пошел…

Дети  все вместе поют песню  Г. Левкодимовой на слова И. Чернецкой «Подснежник».*

У просеки  лесной

Под старою сосной

Растет, растет подснежник

Голубенький такой!

Припев:

Подснежник, подснежник,

Весенний  цветок!

Стебелек  зеленый,

Голубой глазок!

Он к солнышку растет,

Пробиваясь  через лед,

Я рвать его  не стану,

Пускай в  лесу живет!

Припев.

На солнечной  проталинке

Стоит он на виду…

Цветком полюбоваться

Я маму приведу

Припев.

 

Как только  ребята спели  песню, появился Буратино

Буратино. Мальвина, раз Вы подснежники брать не хотите, так уж и быть, я Вам зайчонка подарю,  которого я для себя сегодня поймал. Он вот такой маленький (показывает указательными пальцами примерно 10 см), а шустрый, бегает. Я его в клетку  посадил, чтобы не сбежал. Честно говоря, я бы его ни за что не отдал, но сегодня 8 Марта, нужно Вас чем-нибудь обрадовать…

Мальвина. Буратино, Вы неисправимы. Разве можно зверюшек ловить, да еще маленьких, несмышленых. Мне такой подарок не нужен. Отпустите его в лес.

Буратино (возмущенно). Вы опять недовольны!

Мальвина. Ребята, объясните ему, почему зайчонка нельзя было ловить.

* Праздники  в детском саду, М, 1990, с. 113-116

Дети. 5-й. Зайчики – дикие животные и должны жить на воле.

6-й. Маленького зайчонка должны кормить зайчиха, иначе он погибнет.

7-й. Зайчики любят бегать и прыгать, а в клетке тесно и от этого ему совсем плохо.

Мальвина. Ну, что, Буратино, теперь Вы поняли, что Вам дети объяснили? Нужно немедленно отнести зайчонка туда, где Вы его взяли. Идемте вместе.

Мальвина  и Буратино уходят. Дети под музыку танцуют. Когда танец закончился, входит Пьеро. В руке у него тюльпан.

Пьеро. Здравствуйте! Меня зовут Пьеро. Поздравляю всех с праздником и желаю веселья, радости и смеха!

Ребята,  я ищу девочку с голубыми волосами, прекрасную Мальвину. Еще осенью я  посадил луковицу тюльпана в горшочек с землей, чтобы вырастить  для  Мальвины цветок. Сегодня он распустился, и я хочу подарить его ей. Помогите мне найти Мальвину.

Дети. Она недавно ушла с Буратино.

Ведущий. Ребята, давайте все вместе позовем  ее. Три-четыре: «Маль-ви-н-а-а!»

Дети  хором кричат. Приходят Мальвина и .Буратино.

Мальвина. Ребята, вы меня звали?

Дети. Да…

Ведущий. Отпустили зайчика?

Мальвина. Конечно.

Ведущий. А к нам еще один гость пришел.

Пьеро подходит к Мальвине, протягивает ей тюльпан  и читает свой стишок.

Пьеро.

Мальвина, Мальвина,

Этот цветок

Всю зиму растил я для Вас,

И он распустился

Точно в срок,

И я вам  дарю его сейчас.

 

Мальвина  берет цветок, делает красивый реверанс и говорит: «Пьеро, мне очень приятно  Вас видеть. Большое спасибо, я  очень тронута. Сейчас я поставлю этот прекрасный тюльпан в воду».

 Мальвина  ставит цветок на видное место  в вазочку. Праздник продолжается. Дети вместе с Мальвиной, Буратино  и Пьеро танцуют, поют, веселятся,  читают поздравительные стихи  мамам, воспитателям, бабушкам, всем, кто о них заботится.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

 

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ХОМЯКОМ

 

1. Здравствуйте, я – хомяк!

ЦЕЛЬ. Вызвать  эмоциональное положительное отношение  к хомяку, желание наблюдать за ним.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Посмотри, кто  это?

Хомяк большой  или маленький? Чем покрыто его  тело? Это взрослое животное или  детеныш?

Какого цвета  хомяк? Чем покрыто его тело? Какая  у него шерстка? Поглядите на него.

Похож ли хомяк  на мышонка? Чем похож? Чем отличается?

Назовем его  Пик, как и мышонка, про которого мы читали у Виталия Бианки. Согласны?

Что хомяк  делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?

Куда он лезет? Что ему помогает?

Посмотрите  и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?

Хомяк спокойное  животное или подвижное? Легко ли его поймать?

            Задание для самостоятельного  наблюдения.

Хомяк очень  интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

 

 

            2. Устроим хороший дом для хомяка.

ЦЕЛЬ. Показать, что хорошие условия для хомяка, при которых он будет себя нормально  чувствовать, не болеть, - это просторная клетка (или аквариум), подстилка  из песка или опилок, домик или  норка в которой хомяк устроит  гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать  помощь в оборудовании «квартиры» для  зверька.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Посмотрим , как живет Пик?

В каком домике ему удобно жить – в просторном или тесном?

Что на дне  домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он стал чистым?  Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его.

Зачем вообще в клетке нужен песок?

Где Пик устроил  себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик  как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы.

Что еще есть в норке хомяка? Пользуется ли он лестницей?

А что это  за баночка? Правильно туалет. Хомяк  – очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему поддерживать чистоту.

Хорошо ли жить Пику в домике, если созданы  все условия для того, чтобы  он ни в чем не нуждался?

Чтобы Пик  не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет  делать?

 

 

3. Хорошо  ли хомяку в новых условиях? 

  ЦЕЛЬ. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый «домик»), какие совершает действия; правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы: хорошо ли устроено его жилье?  Чего не хватает, что можно улучшить?

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Где живет  Пик?

Чем является клетка для хомяка?

Хороший ли у него домик? (Понаблюдать за его  поведением). Давайте понаблюдаем  за хомяком. Что он делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок; обнюхивает; шевелит  носом и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил: ему нечего опасаться. Ему не страшно.)

Что вы видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок?

Что за баночка  в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным?

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста