Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

ЦЕЛЬ. Показать приспособительные особенности  попугаев, позволяющие им лазать по клетке (пальцы повернуты в разные стороны – два в перед и  два назад; длинные загнутые когти, закругленный клюв) – они лазают по клетке, цепляясь когтями и клювом за ее прутья.

               

                                       ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

Что делают попугайчики в клетке?

Давайте угостим  их кусочком яблока, но положим его  не в кормушку, а вставим между  жердочками. Смогут ли попугаи добраться  до него? Что делают попугаи? Что  помогает передвигаться по клетке? (цепкие лапы, крепкий клюв)

Посмотрите  как расположены пальцы на лапах  у Кеши и Маши? Что попугаи делают клювом? (цепляются за клетку) Какой  у них клюв? (крепкий, цепкий)

Издают ли они какие-либо звуки. Что они  делают при помощи звуков? (общаются друг с другом). Как вы думаете, хорошо ли себя чувствуют наши Кеша и Маша? В чем это проявляется? Как  вы думаете, почему наши попугайчики  умеют хорошо лазать?

А это какой  попугайчик? (игрушечный) Может ли он так хорошо лазать, как Кеша и  Маша? Почему нет? (он не живой) Что с  ним можно делать? (играть) Как  с ним можно играть?

ЗАДАНИЕ. Возьмите игрушечных попугайчиков и поиграйте  с ними.

 

               5. Как птицы относятся друг  к другу?

ЦКЛЬ. Учить  замечать действия птиц, направленные друг на друга, сцепляются клювом, издают нежные звуки или кричат друг на друга, прогоняют друг друга с  жердочки, от кормушки) По этим действиям  можно определить, какие – хорошие  или плохие – у птиц взаимоотношения.

                     

                                       ХОД ЗАНЯТИЯ.

Чем самец  отличается от самочки?  (окраской роговицы клюва)

Что делают птицы в клетке? Чем они заняты? Заботятся ли они друг о друге?

Послушайте, как они общаются друг с другом. Какие звуки издают?

Как они ведут  себя у кормушки? Как птицы относятся  друг с другом. Какие издают звуки?

Как они ведут  себя у кормушки? Как птицы относятся  друг к другу? В чем это проявляется?

Как вы думаете, хорошо ли им у нас?

ЗАДАНИЕ. Понаблюдать  за попугаями и рассказать об этом дома родителям.

 

                                 6. Как птицы строят гнездо?

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.  Положить на дно сухие  травинки, мелкие перышки, повесить в  клетку домик.

ЦЕЛЬ. Понаблюдать, что птицы будут делать с домиком, разным строительным материалом.

                   ХОД ЗАНЯТИЯ. 

Какой домик  мы повесили Кеше и Маше? Что птицы  делают с ним? Что мы положили на дно домика? Как изменилось поведение  птиц по отношению друг к другу  после того, как мы повесили домик?

Кто чаще бывает в домике?

Что делает Кеша? Почему невидно Маши?

ЗАДАНИЕ. Понаблюдать  за поведением птиц у домика.

 

                             7. Какие перья на теле у попугаев.

ЦЕЛЬ. Установить, что перья разные по окраске, длине, форме (на крыльях и хвосте – длинные  плоские; на голове, грудине, брюшке –  короткие, пушистые; клюв и ноги без  перьев), что мягкие перья используют для постройки гнезда.

                           ХОД ЗАНЯТИЯ.

КАКОЙ ОКРАСКИ  Кеша? А Маша?

Чем покрыто  тело птиц? Везде ли у них перья  одинаковой длины и формы? Какие  перья на хвосте и крыльях? Рассмотрите  их. Какие перья на голове, грудке, брюшке? Давайте рассмотрим их. Используют ли эти перья птицы при строительстве  гнезда? На каких частях тела у наших  птиц нет перьев?

Что нужно, чтобы  птицам жилось хорошо? Если птица теряет много перьев, хорошо это или плохо?

Давайте проверим, есть ли витаминный корм у наших  питомцев?

ЗАДАНИЕ. Посадить дома для своих птиц овес для подкормки.

 

                      8.Как птицы отдыхают и спят?

ЦЕЛЬ. Показать, что птицы нуждаются в отдыхе, как и все живые существа: спят сидя на жердочке, распушив перья, спрятав  голову под крыло (спят в темноте, от света и шума просыпаются). Чтобы  птицам хорошо отдыхалось, жердочки должны быть удобными: не очень толстыми и  не очень тонкими.

                 ХОД ЗАНЯТИЯ. 

Какая сейчас часть суток? (вечер)

Что делали попугайчики днем? Что делают сейчас? (сидят, спрятав голову под крыло)

Что мы делаем с вами вечером? Как вы думаете, нужен  ли птицам отдых? (они живые, всему  живому нужен отдых) Как птицы  отдыхают? (сидят на жердочке, спрятав  голову под крыло)

Какие условия  нужны, чтобы птицы отдыхали? (нельзя шуметь, кричать; птицам нужно темнота) что же мы должны сделать, чтобы не мешать птицам отдыхать в вечернее время? (накрывать клетку простынкой, не шуметь)

Где же птицы  отдыхают? Посмотрите, какой толщены  жердочка. На какой же жердочке удобно сидеть птицам? (не очень толстой  и не очень тонкой) давайте же вечером соблюдать тишину, чтобы  не мешать Кеше и Маше.

ЗАДАНИЕ. Дома посмотреть, как себя чувствует птица  в вечернее время, не мешает ли ей шум. Вместе с родителями сделать накидку  на клетку.

 

           9. Почему не видно самочки? 

ЦЕЛЬ. Понаблюдать, обели птички в клетке или одной  не видно? Кто прячется в домике? С какой целью? Как вести себя у домика?

                          ХОД ЗАНЯТИЯ. 

Кого вы видите в клетке? А где же Маша? Что  она делает в домике? Долго ли она там находится? Зачем она  туда залезает?

Что делает Кеша? Зачем он берет корм в клюв и носит его Маше?

Что получится  из яиц?(если дети не знают - дать задание  наблюдать)

Как мы должны вести себя около домика? (не шуметь, не пугать птиц)

 

               10. Кто кормит самочку?

ЦЕЛЬ. Установить, что попугай-самец носит в клюве  корм для самочки, чтобы она сидела на яйцах, не вставая (обе птицы участвуют  в выведении птенцов).

             ХОД ЗАНЯТИЯ. 

Кто из птиц находится в клетке? (самец Кеша) а где самочка? Что она делает в домике? Как ведет себя Кеша? Зачем он берет в клюв корм? Кому он его носит? Часто ли Кеша кормит Машу? Смогла бы Маша сидеть на яйцах, если бы Кеша не кормил ее? Смогла бы Маша без  Кеши высиживать яички? Верно, чтобы  вывелись птенцы, нужны мама и папа. Они оба участвуют в выведении  птенцов: мама сидит на яйцах, папа ее кормит, он заботится о ней и  будущих птенцах.

Как мы должны вести себя у клетки?

ЗАДАНИЕ. Дома рисовать на тему «Наши попугайчики».

 

        11.Как выкармливают птенцов?

ЦЕЛЬ. Показать, что и самец, и самка выкармливают птенцов, заботятся о них, что  в этот период им необходимо усиленное  питание (яйцо, творог, пророщенный овес, зелень), а вести себя у домика надо осторожно, не шуметь, не пугать птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Что вы слышите  в домике? (писк) кто пищит?

Чем же заняты самец и самочка? Чем они кормят птенцов? Часто ли они забираются в домик?

Как надо кормить  птиц в этот период? Что необходимо им давать? Что произойдет с птенцами, если родители не будут их кормить?

Смогут ли птицы обойтись без нашей помощи?

ЗАДАНИЕ. Понаблюдать  за вылетом первого птенца.

 

 

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

 

                          ЗАНЯТИЕ 1.  НА ТЕМУ  «ПТИЦЫ  ЗИМОЙ»

 

ЦЕЛЬ. Уточнить представление о жизни зимующих птиц; сформировать желание помочь им.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Педагог заранее готовит  материалы для изготовления кормушек для синичек; мелко нарезанный несоленый  говяжий жир, семена подсолнечника, мака, отруби или овсяные хлопья; кастрюлю; сетки  (нитяные и пластмассовые); куски веревок.

МАТЕРИАЛ. Заготовки  для изготовления кормушек-«клецек»; картинка с изображением синицы.

 

                                 ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

          1-Я ЧАСТЬ: ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Педагог напоминает о празднике Нового года. «Нам, людям, никакие морозы не испортят веселья. Мы закроемся в своих теплых домах  и забудем о холодном ветре, снегопадах, морозах. Дети даже радуются обильному  снегу: по нему легко катятся санки, а сколько построек можно сделать  из снега! Но далеко не всем так хорошо зимой! Многие живые создания зимой  в буквальном смысле слова борются  за выживание. В первую очередь это  относится к птицам».

                  2-Я ЧАСТЬ:РАССКАЗ О ЗИМНИХ ТРУДНОСТЯХ  ПТИЦ.

Педагог говорит, что самое страшное для птиц –  не холод (у них к зиме вырастает  подпушек под перышками); самое страшное – голод. Детям предлагалось вспомнить, чем питаются птицы. Где они добывают корм зимой? (На деревьях и кустарниках, в снегу – семена травянистых  многолетников.) Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть. Как им можно помочь?

               3-Я ЧАСТЬ: ПРАКТИЧЕСКАЯ (ВЫХОДИТ  ЗА РАМКИ                                 ЗАНЯТИЯ).   

Люди могут  и должны помогать зимующим птицам. Для этого необходимо делать разные кормушки. «Сегодня мы сделаем кормушки для маленьких, симпатичных птичек – синичек (показ картинки)».

 

           И з г о т о в л е  н и е   к о р м у  ш е к.

Заготовленный заранее жир кладут в кастрюлю, и няня относит его на кухню, чтобы  растопить. В это время педагог  может рассмотреть с детьми синичку (картинка); провести игру «Каких птиц ты знаешь».

Когда кастрюлю принесут с кухни и жир чуть остынет, с него добавляют заранее  приготовленные семена и овсяные  хлопья. Полученную массу тщательно  перемешивают и помещают в небольшие, узкие банки, выстланные мелкоячеистыми сетками. Затем банки выносят  на холод (их можно взять с собой  на прогулку и там продолжить работу по созданию кормушек-«клецек»). Как только жир застынет, сетки завязывают, банки ставят в теплое место, чтобы вынуть «клецку» и повесить ее на участке детского сада.

Желательно, чтобы хотя бы одна кормушка висела так, чтобы ее было видно из окон группы (для последующего наблюдения за птицами, что очень важно для  осознания детьми пользы своих трудовых усилий, гуманного отношения к  птицам).

 

                   ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА.

Педагог вместе с детьми изготавливает кормушки для птиц других форм (на занятиях по ручному труду). Изображение любой  из них помещают на коллаже «Лес» (там же фиксируют прилетающих  к кормушкам птиц).

Проводят  наблюдения за птицами, их поведением.

 

В АЛЬБОМЕ  «НАШИ СЛАВНЫЕ ДЕЛА» появляются новые страницы о том, как дети зимой помогают птицам.

Дети систематически подкармливают птиц, особенно в период снегопада и длительных похолоданий (ниже -5 градусов).

 

 

Приложение № 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие  работы детей,

выполненные на занятиях проводимых с целью формирования экологической культуры детей дошкольного возраста

1 Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21

2 3алкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей, М, 1993, с. 70-71

3 Федорова Т.А. Воспитание у детей  дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой, М, 2000, с. 4

4 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, избр.пед.соч.. в 3-х т., М, 1982, с. 90

5 Богданец Т., Экологические знания – первое представление о мире //Дошкольное воспитание, 2003, № 12, с.52

6 Сухомлинский  В.А. “Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль”.- М.:Педагогика,1980 г с. 86

7 Сухомлинский  В.А. “Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль”.- М.:Педагогика,1980 г с. 554

8 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М, 1997, 56 с.

9 Унучек А.А. Методические рекомендации по организации и проведению природоохранительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста,  Могилев, 1999, 12 с.

10 Рыжова Н.А. Экологическое образование  в дошкольных учреждениях: теория и практика, автореферат, М, 2000, с. 37

11 Как знакомить дошкольников с природой  /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983, с.42

12 Локк  Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1974, с.86

13 Плохий З.П. Живая ценность природы //Дошкольное образование, 2000, № 11, с.6-7

14 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т., т. 1, с. 177-184

15 Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников //«Дошкольное воспитание» - К., 2002, 26 с.

16 Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников //«Дошкольное воспитание» - К., 2002, с.13,

17 Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) //Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990, с.409

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста