Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенности экологической культуры и определение наиболее эффективных условий ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение с.3
1. Теория экологического вос
1.1. Современное экологическое образование с.6
1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологическприроде с.9
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде с.12
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе с.17
2. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента) с.21
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента) с.28
2.3. Анализ результатов исследования с.33
Выводы с.38 Библиография Приложение с.42

Вложенные файлы: 1 файл

что-то умное.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

     Дети брались за работу, но  побеспокоились о еде лишь  немногие дети. Сухое растение  и грязная вода так и остались  без внимания детей. Эти данные  свидетельствуют о недостаточной  работе взрослых с формирования  у детей бережного отношения  к природе.

          У детей были продиагностированы следующие экологические знания: знания о животных, птицах и насекомых; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года; отношение к окружающему миру; решались моральные ситуации; создавались специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.

    По результатам выполненного  задания все дети были распределены  на 3 группы по уровням развития: высокий, средний, низкий.                                                К высокому уровню развития  были отнесены дети, которые знали представителей животного мира и разделяли их по видам. Аргументировали свой выбор. Соотносили представителей животного мира со средой обитания, называли их характерные признаки. Проявляли интерес и эмоционально выражали своё отношение к ним. Знали, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимали взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражали своё отношение к представителям животного мира.                                                           Дети классифицировали растения по видам, знали их характерные признаки. Называли условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знали, как правильно нужно ухаживать за ними. У детей сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Дети проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к ним. Они знали объекты неживой природы, правильно называли их отличительные характеристики. Правильно называли времена года, знали характерные признаки каждого времени года. Они нашли правильное решение в моральной ситуации - без колебаний решили спасти жизнь жука. У них сформировано бережное отношение к природе, т.к. дети правильно нашли выход из созданных ситуаций.

     Наименьшее количество ошибок  допустили Юля К. и Лида С.  – 2 человека.

     Лида С., Юля К. правильно выполнили  задания. Лида С. без особого  труда распределила представителей  животного мира по видам, связно  и последовательно отвечала на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называл условия , необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Лида С. знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

Юля К. без труда определила содержимое баночек, правильно назвала отличительные  характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывала о том, для чего люди используют объекты  неживой природы. При  ответах  на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл времена года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети  со всей ответственностью отнеслись к решению моральной ситуации и правильно нашли выход из специально созданных ситуаций.

     К среднему уровню были отнесены  дети - Саша Б., Саша В., Аня К,  Юля Н, Алина Ш. – 5 человек  контрольной группы и Уля Г., Антон М., Денис Т., Люба Ч. –  4 человека экспериментальной   группы.

     Ульяна Г. иногда допускала  незначительные ошибки при распределении  представителей животного мира  по видам; не всегда аргументировала  свой выбор. Ребёнок в основном  правильно определял содержимое  баночек, когда определяла уровень  знания характерных особенностей неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводил примеры того, как люди используют объекты неживой природы. Антон М. иногда допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустаркиков и цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

     К низкому уровню развития  были отнесены дети – в контрольной  группе – Маша З., Рома М., Вова  Р., Дима П. – 4 человека и  в экспериментальной группе –  Алёша Д., Маша Е., Аня Ж, Юра К., Лена Ф. – 5 человек.

     Лена Ф. часто допускала ошибки  при распределении представителей  животного мира по видам. На  поставленные вопросы отвечать  затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно. Аня  Ж. не всегда правильно называла  времена года, затруднялась назвать их в нужной последовательности. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.     

     Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 1 и 2.

  Таблица  1. Результаты констатирующего эксперимента  в контрольной группе                                                                                                                                                                                                        

    

    Ф.И. Знания о  жив.,

птицах,

насек.

Знания

о раст.

мире

Знания

о нежив.

природе

Знания

о

времен.

года

Отнош.

к миру

прирды

Мораль

ная

ситуац.

Спец.

ситуац.

Уровень

экол.

знаний

1. Бычков А.                
2. Вареник С.                
3. Заяц М.                
4. Киреева А.                
5. Костина Ю.                
6. Мальцев Р.                
7. Наумова Ю                
8. Разин В.                
9. Парчук Д.                
10 Шевченко А.                

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень  – 5 человек, низкий уровень – 4 человека

   Таблица 2. Результаты констатирующего  эксперимента в экспериментальной  группе 

    Ф.И. Знания о  жив.,

птицах,

насек.

Знания

о раст.

мире

Знания

о нежив.

природе

Знания

о

времен.

года

Отнош.

к миру

прирды

Мораль

ная

ситуац.

Спец.

ситуац.

Уровень

экол.

знаний

1. Гринченко У.                
2. Дякун А.                
3. Егорова М.                
4. Желтоног А.                
5. Криворот Ю.                
6. Мамон А.                
7. Семенюк Л.                
8. Тесленко Р.                
9. Филоненко Л.                
10 Чмырь Л.                

 

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень  – 4 человека, низкий уровень - 5 человек 

                      Уровни  сформированности экологических знаний

                                       (констатирующий срез) 

       

             Уровень

                                         Группа
          контрольная      экспериментальная
         Высокий                 10 %                10 %
         Средний                 50 %                40 %
         Низкий                 40 %                50 %

 

     С целью сравнения результатов  констатирующего эксперимента в  контрольной и экспериментальной  группах строим секторную диаграмму  

        

1 контрольная

                                                                                                                                                      

2 экспериментальная 

                                                                                                                                    

 

                                                     

          - высокий уровень,          - средний уровень,           - низкий уровень 

     Как мы видим и в контрольной (10%) и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низким уровнем сформированности экологических знаний владеет соответственно 40% и 50% детей.

     Обе группы находятся приблизительно  на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах  очень незначительны. Выявленный  в ходе исследования уровень  развития является недостаточным,  т.к. очень мало детей и в  контрольной и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста