Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:10, дипломная работа
Теоретические основы отклоняющегося поведения, особенности подросткового возраста, формы и методы профилактики отклоняющегося поведения. Диагностика и разработка коррекционно-развивающей программы.
Введение……………………………………….………………………3 - 5
Глава 1. Теоретические аспекты отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
1.1. Сущность понятия «отклоняющееся поведение»………………6 - 13
1.2. Характеристика основных видов отклоняющего поведения 14 - 18
1.3. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков …….19 - 23
Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения
2.1. Диагностика отклоняющегося поведения……………………..24 - 25
2.2. Коррекционно–развивающая программа по профилактике отклоняющегося поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….26 – 28
Заключение……………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………..…30 - 34
Приложение…………………………………………………………..35 - 80
План занятия
1. Приветствие
ведущего и игра-активатор «
2. Дискуссия об алкоголе и отношении к пьющему человеку.
3. Как
решить, употреблять или не
4. Ролевая игра «Выбор решения».
5. Игровой круг «Интересное - полезное».
Занятие 8. Что мы знаем о психологическом здоровье?
Цель занятия
1. Дать
представление о
2. Раскрыть
причины употребления
3. Познакомить
учащихся с влиянием
4. Сформировать
у учащихся представление о
психологически здоровом
План занятия
1. Приветствие
ведущего и игра-активатор «
2. Ролевая игра «Каким образом подросткам предлагают психоактивные вещества?»
3. Дискуссия.
4. Как
отказаться от предлагаемых
5. Быстрый круг.
6. Дискуссия.
Занятие 9. Как быть уверенным в себе?
Цель занятия
1. Познакомиться
с понятием «неуверенное
2. Сформировать у учащихся представление об уверенном человеке и объяснить, как быть уверенным в самом себе.
План занятия
1. Приветствие
ведущего и игра-активатор «
2. Дискуссия
3. Упражнение «Оратор».
4. Дискуссия «Что такое чувство уверенности и как его в себе повысить?»
5. Упражнение «Совет другу».
6. Итоговый круг «Интересное - полезное»..
Занятие 10. Умеем ли мы уважать себя?
Цель занятия
1. Укрепить
позитивную самооценку
2. Помочь в осознании возможности формирования позитивной самооценки.
3. Показать
негативное влияние
План занятия
1. Приветствие
ведущего и игра-активатор «
2. Дискуссия
«Для чего самоуважение
3. Быстрый круг.
4. Игра «Надписи на спине».
5. Что такое самооценка.
6. Упражнение «Комплимент».
7. Итоговый
круг. Завершающий ритуал.
Почасовой планирование коррекционно-развивающей программы
Занятие 1. Знакомство. Правила групповой работы
Материалы для занятия
1. Несколько больших листов ватмана для записи соглашений о правилам работы группы.
2. Фломастеры.
Здравствуйте.
Меня зовут (Ф.И.О. полностью). Я буду
вести у вас курс, посвященный
проблемам человеческого
Каждый
игрок получает карточку, на которой
написано имя каждого из участников.
По сигналу ведущего нужно найти
напарника, имя которого написано на
карточке, и взять у него интервью. Перечень
вопросов определяется организаторами
игры. Все сведения нужно написать на листе.
Все заметки помещаются в газете «Давайте
познакомимся!»
Выигрывают те, кто справится с заданием
раньше остальных игроков.
Как вы думаете, всегда ли легко знакомиться. Приведите, пожалуйста, примеры, когда и почему людям трудно познакомиться друг с другом. Как это можно преодолеть.
Игра «Поиск общего»
Группа делится на двойки, два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с этой же целью и т.д.
Правила группы
Теперь мы поговорим с вами о том, как будут проходить наши занятия. Большую часть времени мы будем с вами разговаривать. Но это будет не простой разговор, а работа в группе.
Дискуссия
1. Что
представляет собой группа
2. Как создается и живет группа?
3. Каковы
возможные причины
Работа в группе отличается от простого разговора тем, что происходит по определенным правилам. Для чего нужны правила? (Выслушиваются ответы ребят и обобщаются).
Для того чтобы:
1. Все мы чувствовали себя комфортно.
2. Все могли свободно выражать свое мнение и не опасаться, что произнесенные слова навредят нам самим или кому-нибудь еще.
3. Каждый имел право высказаться.
4. Занятие не затягивалось, и все вовремя уходили на перемену.
Правила поведения в группе:
1. Говорите искренне.
2. Смотрите на того, к кому вы обращаетесь.
3. Уважайте чужое мнение.
4. Выражайте свое мнение, используя местоимение «я»
5. «Я думаю», «Я считаю».
6. Будьте хорошим слушателем.
7. Спорьте, если не согласны.
8. Говорите по одному.
9. Улыбайтесь и шутите.
10. Внимательно слушайте, когда говорят другие.
11. Вовремя начинайте и заканчивайте занятия.
Не советуем:
1. Перебивать друг друга.
2. Отвлекаться.
3. Угрожать, передразнивать и т.п.
4. Сплетничать
(рассказывать о чувствах
5. Критиковать.
6. Обманывать.
7. Начинать свою речь словами: «ты, вы, он, она, они, мы».
8. Опаздывать.
Эти правила обязательны для всех, кто участвует в работе группы. У кого есть вопросы по этим правилам? Все ли понятно? Со всем ли вы согласны? (Необходимо, чтобы правила были приемлемы для всех.). Также необходимо обговорить следующие моменты работы в группе:
1. Как
будет устанавливаться
2. Какие меры будут применяться к тем, кто нарушает правила группы? (Санкции к нарушителям предлагают сами учащиеся).
Чтобы обеспечить безопасность и права каждого в группе, необходимо соблюдать следующие принципы:
1. В работе группы участвуют все.
2. Происходящее в группе не выходит за ее пределы.
3. Задаются
вопросы, требующие только развернутого
ответа
(«да», «нет» - не должно быть).
4. Время на обдумывание ответа - 10 секунд.
5. Каждый
имеет право отказаться от
предложения выступить один
6. Устанавливается
ответственность всех и
Итоговый круг «Интересное - полезное»
Мы теперь знаем, как вести себя во время занятий. Надеюсь, что все будут чувствовать себя удобно в группе. А теперь давайте по кругу скажем, что на этом занятии оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным и обидным? Каждый может говорить полминуты - минуту или просто сказать несколько слов.
Занятие 2. Умеем ли мы слушать?
Здравствуйте! Очень приятно всех вас видеть снова. Все ли вы согласны с теми правилами работы в группе, которые мы обсуждали на предыдущем занятии? Какие у вас есть пожелания и предложения? (Выслушиваются ответы учащихся). А сегодня мы поговорим с вами о том, умеем ли мы слушать. Чтобы вы настроились на разговор, я предлагаю вам сыграть в «Испорченный телефон».
Игра-активатор «Испорченный телефон»
Сейчас мы поиграем в игру, знакомую вам с детства, называется она «Испорченный телефон». В игре участвуют 8 человек, остальные зрители. Ваша задача - передать информацию по возможности без искажения. Первый из вашей группы получит на листе бумаги информацию, которую нужно быстро и точно передать второму. Остальные участники игры ждут за дверью. Затем в комнату приглашается третий участник, которому второй рассказывает услышанную историю и т.д. Зрители внимательно слушают и записывают на бумаге все искажения текста.
Вот видите, как часто информация, поступающая от одного человека, искажается другим, причем делается это неумышленно. Просто именно так человек слышит, что ему говорит другой; каждый по-своему воспринимает и передает информацию. Что такое слушание? (Слушание - это активный процесс, требующий внимания к тому, о чем идет речь. Оно требует постоянных усилий и сосредоточенности на предмете.)
Упражнение «Игра в слушание»
Играть можно и одному, но интереснее с кем-нибудь. Закройте глаза и примерно в течение одной минуты послушайте звуки вокруг себя. Затем откройте глаза, перечислите своему партнеру все звуки, которые вы услышали. Сравните услышанное вами. Вы услышали одинаковые звуки? Есть такие звуки, которые один из вас услышал, а другой - нет. Было ли это?
Слушание является важным коммуникативным качеством личности, и учиться этому надо в первую очередь, поскольку слушать приходиться часто. Из всех видов общения умению слушать меньше всего учатся. Каждый из нас может слушать более эффективно. Ребята, как вы считаете, как надо слушать? (Выслушивается мнение учеников, обобщается и приводится мнение специалиста). Слушание не исключает и активного участия в беседе, иначе невозможно было бы двухстороннее общение.
Упражнение «Умей выслушать»
Двое разговаривают, один слушает, затем его приглашают к разговору - и внимательно выслушивают третьего. Затем все вместе обсуждают тон голоса, выражение лица, позу, прикосновения, жесты, дистанцию между собеседниками.
Дискуссия
1. Что
Вы испытываете, когда хотите
сказать о чем-то важном
для себя, а окружающие разговаривают?
2. Как можно и когда нужно обратить на себя внимание?
3. Почему нельзя перебивать, мешать разговору?
4. Какие
существуют приемы
5. Что
нужно сделать, чтобы быть
Что нужно сделать, чтобы тебя захотели слушать
1. Проявляйте искренний интерес к собеседнику, к его личности.
2. Улыбайтесь!
Людям приятно видеть
3. Человек будет расположен к Вам, если вы помните как его зовут.