Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 13:10, дипломная работа

Краткое описание

Теоретические основы отклоняющегося поведения, особенности подросткового возраста, формы и методы профилактики отклоняющегося поведения. Диагностика и разработка коррекционно-развивающей программы.

Содержание

Введение……………………………………….………………………3 - 5
Глава 1. Теоретические аспекты отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
1.1. Сущность понятия «отклоняющееся поведение»………………6 - 13
1.2. Характеристика основных видов отклоняющего поведения 14 - 18
1.3. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков …….19 - 23
Глава 2. Деятельность социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения
2.1. Диагностика отклоняющегося поведения……………………..24 - 25
2.2. Коррекционно–развивающая программа по профилактике отклоняющегося поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………….26 – 28
Заключение……………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………..…30 - 34
Приложение…………………………………………………………..35 - 80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 20.022.doc посл..doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)
  • Ведущий:

     Здравствуйте! Очень приятно всех вас видеть снова. Тема сегодняшнего урока - «К чему может привести употребление табака?» Для начала поиграем в игру «Да - Нет».

Игра-активатор  «Да - Нет»

     Ведущий произносит утверждение, например: «Я люблю смотреть футбол». Все вытягивают руку и, если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны - вниз. Характер утверждений становится более серьезным, например: «Мне иногда бывает одиноко». Утверждения может произносить любой участник группы.

  • Ведущий:

Спасибо, мы хорошо поиграли, обменялись мнениями.

Дискуссия «К чему может привести употребление табака?»

  • Ведущий:

Много ли у нас курящих людей в  обществе? Почему же люди начинают курить? Назовем и запишем на доске  в две колонки причины курения  и не курения. 

Причины курения:

- необходимость расслабиться

- собрать мысли

- снять эмоциональное напряжение

- «за компанию»

- широкая реклама сигарет через средства массовой информации

  Причины не курения

- сохранить здоровую и красивую внешность

-избежать болезней

- не нравится вкус сигарет

- и т.п.

  • Ведущий:

На больших рекламных щитах на центральных улицах крупных городов, на телеэкране, на страницах красочных журналов мы видим молодые, здоровые и улыбающиеся лица, радующиеся жизни, на фоне ярких красочных пейзажей, дорогих машин и с сигаретами в руках. Создается впечатление, что сигареты - это спутник успеха в жизни серьезного человека. Многие действительно закуривают свою первую сигарету, стремясь быть похожими на своих героев, несмотря на то, что «Минздрав предупреждает».

1. Так о чем же предупреждает Минздрав? Какие вредные вещества содержатся в табаке? наркотическим веществам. Действие никотина на организм ничем не отличается от действия наркотика.

2. Какие существуют  немедленные и отдаленные последствия  курения? (Немедленные последствия:  сильное сердцебиение, неровное дыхание, трудность запоминания информации. Отдаленные последствия: под действием угарного газа развивается ише-мическая болезнь сердца, инфаркт миокарда. Радиоактивные вещества и канцерогенные смолы являются основной причиной возникновения раковых заболеваний.). Как влияет курение на внешность человека? (Курение влияет на кожу, волосы, глаза, зубы и т.д.). Мнение специалистов: Компоненты табачного дыма растворяются в поте и жире, находящимся на коже. При этом образуются щелочи и кислоты, которые разрушают поверхностный слой кожи. Образуются микротрещины, способствующие образованию морщин. Твердые частицы дыма, копоть, смолы, красящие вещества пропитывают кожу. Они придают коже землистый, серый оттенок. Глаза раздражаются табачным дымом. Вследствие этого слезятся, краснеют, появляется припухлость век.  Снижается острота зрения. Сажа и деготь осаждаются на зубах. Зубы темнеют. Воспаляется слизистая десен и языка. Появляется неприятный запах изо рта. Аммиак, содержащийся в дыме, растворяясь в слюне, образует щелочь. Она разъедает десны и зубы. Это вызывает усиление образования слюны. Курильщики часто плюются. Это не красит ни мужчин, ни женщин. Голос у курильщиков становится грубым, прокуренным, хриплым. От кашля напрягается лицо, и образуются морщины. Курящие выглядят старше своих лет.

4. Что же делает табакокурение с человеком? (Курение - глав- 
ная причина болезней и преждевременной смертности современно- 
го человека).

  • Ведущий:

За все в  нашей жизни приходится платить: за образование, за еду и тепло. За сигареты тоже приходится платить, и  не просто 10-30 рублей за пачку, а своим здоровьем, жизнью. Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, впадает в зависимость от него. Курящему человеку требуется выкуривать все больше сигарет, и вскоре он уже совсем не может обойтись без табака. Во всем мире от болезней, связанных с потреблением табака, преждевременно умирает около 2,5 миллионов человек, т.е. примерно каждые 13 секунд 1 человек.

5. Как изменяется  личность человека при длительном  курении? 
Курящему человеку свойственны:

• нестабильность, неустойчивость поведения. Ему быстро все надоедает. Часто хочется бросить работу, отвлечься;

• более грубые манеры поведения;

• эгоизм (на сигареты тратится много денег, в том числе  в ущерб семейного бюджета);

• тревожность, обидчивость, недоброжелательность.

6. Каково отношение  к курению в цивилизованных  странах? 
     Зная состав табачного дыма и какой вред он наносит здоровью, в цивилизованных странах принимаются законы, охраняющие права некурящих:

  • в 1993 году в Англии запрещено курить в пригородных поездах;
  • в Норвегии запрещено курить везде, кроме собственного дома и автомашины;
  • в Бельгии запрещено курить в помещениях, где есть дети, и в учреждениях здравоохранения, в домах престарелых;
  • в Японии и Финляндии медицинская деятельность считается несовместимой с курением.

Быстрый круг

Кому из вас  приходилось быть в одной комнате  с людьми, которые курили? Расскажите, что вы ощущали?

  • Ведущий:

Действительно, табачный дым вреден не только для  самих курящих, но и для тех, кто находится в непосредственной близости от них. Некурящий человек, находящийся в одном помещении с курильщиками, вдыхает количество дыма, равное активному выкуриванию 3 сигарет в день, причем более вредного состава. Если вы себя любите, то не разрешайте курить около себя.

Игра «Что можно купить на деньги курильщика?»

Задача: подсчитать, что можно купить на те деньги, которые  курильщик тратит на приобретение сигарет (в течение недели, месяца, года).

  • Ведущий:

Назовите возможные  способы отказа от предложенной сигареты.

Способы отказа от предложенной сигареты:

  • Я не курю.
  • Я больше в этом не нуждаюсь.
  • Я не собираюсь отравлять свой организм.
  • Эта дрянь не для меня.
  • Нет, спасибо, это сейчас не модно.
  • Я спокойно обхожусь без этого.
  • Я занимаюсь спортом, а курение и спорт несовместимы.
  • Нет, я пробовал, и мне это не понравилось.
  • Я хочу быть здоровым.
  • Это мне ничего не дает.

Итоговый круг «Интересное - полезное»

    • Ведущий:

     Большое спасибо всем. Вы хорошо поработали. А теперь давайте по кругу скажем, что на этом уроке оказалось интересным и полезным. А, может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может высказать в нескольких словах свое мнение.

Занятие 7. Как  воздействует алкоголь на организм человека?

Материалы для  занятия

Несколько больших  листов ватмана.

Фломастеры.

Карточки-задания.

    • Ведущий:

     Здравствуйте! Очень рад встрече с вами. Как ваши дела? Сегодня мы поговорим об алкоголе и его влиянии на организм человека. Но займемся этим после игры «Сопротивление».

Игра-активатор  «Сопротивление»

     Учащимся нужно встать друг против друга на дистанцию вытянутой руки. Поднять руки на уровне груди, прикоснуться друг к другу ладонями. Договориться, кто будет ведущим. Один надавливает, другой сопротивляется, затем наоборот.

В задачи входит:

а). оказать сопротивление  и ощутить давление напарника, сталкивать нельзя;

б). столкнуть  напарника с места, суметь противостоять  давлению и при этом устоять на месте.

Дискуссия

1. Почему люди  употребляют алкоголь? (Социальные  обычаи, медицинское употребление, стрессовые ситуации).

    • Ведущий:

     Назовем и запишем на доске в две колонки причины употребления и неупотребления алкоголя: 

Причины употребления

- медицинские;

- стрессовые  ситуации;

- социальные  обычаи;

- др. 

Причины неупотребления

- вредит здоровью;

- не нравится  вкус;

- стыдно покупать;

- семейные традиции;

- занятия спортом 

2. Действительно  ли алкоголь помогает человеку  выйти из трудной ситуации - бороться  со стрессом, расслабиться или  совсем наоборот? (Алкоголь дает  лишь временное облегчение, оно  быстро проходит, и тогда приходится выбирать или продолжать употреблять его, рискуя стать зависимым, либо терпеть душевную боль, пережить ее и стать от этого сильнее).

Мифы алкоголизма:

  • Алкоголь поднимает настроение и помогает развеселиться. Да, если человек знает норму, превышая которую, теряет над собой контроль. Но под действием алкоголя происходят ссоры, драки, необдуманные поступки, о которых будешь жалеть. Уметь радоваться жизни без алкоголя - признак здоровой личности.
  • Алкоголь помогает забыть жизненные проблемы, конфликты с близкими людьми. Да, но на очень короткое время, пока человек пьян. Сколько не выпей - проблемы все равно остаются, а из-за пьянки к ним добавляются новые.
  • Алкоголь полезен. Да, но в исключительных случаях и в небольших дозах, под наблюдением врача. Алкоголь нарушает работу всех систем организма, большая доза может привести к отравлению и смерти.

3. К чему может  привести употребление алкоголя? (Выслушива- 
ются мнения ребят и ведущий обобщает сказанное).

    • Ведущий:

Существуют три  вида последствий злоупотребления алкоголем.

Проблемы  со здоровьем: Похмелье, тошнота, язва желудка и гастрит, отравление, травмы, цирроз печени, гепатит, болезни сердца, рак пищевода, желудка, психозы, провалы в памяти, белая горячка.

Юридические проблемы: Нарушение общественного порядка, уголовные преступления (причинение материального ущерба, нападения, убийства), хулиганства, вождение автомашины в пьяном виде, самоубийства.

Социальные  проблемы: Семейные проблемы, ссоры с друзьями, агрессивность по отношению к другим, насилие в семье, низкая работоспособность, прогулы на работе, несчастные случаи.

3. По каким  причинам ребята соглашаются  или хотят попробовать алкоголь?

Причины употребления алкоголя подростками:

  • Интерес к возникающим при этом ощущениям.
  • Желание походить на старших.
  • Чувства неудобства отказа в компании.
  • Желание быть такими, как все.
  • Надежда получить облегчение в горе, от обиды.
  • Показать свою независимость, взрослость.
    • Ведущий:

     В общем, причины разные, однако, все время выпивать в одиночку никто не имеет желания и даже не думает об этом. Большинство людей понимают, что это опасно. Однако в компании, когда друзья употребляют, никому не хочется оставаться в стороне. Беда только в том, что это быстро превращается в привычку, а потом в зависимость от алкоголя. Несмотря на то, что в компании может быть весело, модно и даже престижно выпить, тем не менее, как вы знаете, это вредно и опасно. Один из способов не стать зависимым от алкоголя - это не принимать его ни в-каких ситуациях: ни с друзьями, ни по предложению старших ребят, перед которыми не хочется выглядеть «хилым».

4. Как решить, употреблять или не употреблять  алкоголь?»

  • Ведущий:

     Если вы попадаете в ситуацию, когда вас побуждают выпить, закурить, неплохо было бы иметь свою принципиальную позицию на этот счет. А сейчас мы потренируемся, как поступать в таких случаях.

Ролевая игра «Выбор решения»

     Произвольно разделитесь на 3-4 группы. Сейчас я вам прочитаю рассказ-задание. Вы его запишите в свои тетради. В течение 5-10 минут этот рассказ нужно будет обыграть и вместо его персонажей принять решение. Главному герою нужно постараться найти аргументы для отказа.

Варианты заданий.

1. Ваш друг  влюбился в девочку из соседнего  класса. Она очень красивая, хорошо  танцует, со вкусом одевается.  Друзья посоветовали ему выпить для смелости и подойти познакомиться на дискотеке. Алина и Марина пошли на танцы (на дискотеку, в клуб и т.п.). Там их друзья и подруги предлагают выпить для веселья немного спиртного (в туалете или на улице за углом). Алина раньше уже пробовала, но ей не понравилось. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах людей трусливой или смешной, но, с другой стороны, не хочется и пить. Марина раньше не пила и ей очень интересно, какие от этого ощущения. В отсутствие родителей ребята собрались встречать Новый год, накрыли на стол. Двое ребят уже пробовали алкоголь. Они предложили выпить. Двое еще не употребляли. Один хочет попробовать, а другой относится отрицательно. Ребята знают, что родители не догадаются о случившемся.

Информация о работе Деятельность социального педагога с подростками по профилактике отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы