Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций
Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.
Принцип
- очень высокая степень
46. Виды восптания
Виды воспитания : умственное нравственное трудовое физическое и эстетическое воспитание.
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества.
Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного.
Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.
Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение.
47. Средства и методы воспитания
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Систематизация методов нужна для лучшего запоминания.
До сих пор наиболее распространенным
классификатором методов является тот,
который подразделяет их по источникам
передачи содержания. Это словесные, практические
и наглядные методы.
Г.И. Щукина предлагает следующую классификацию методов воспитания:
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов.
Метод упражнений - это метод управления деятельностью
школьников при помощи разнообразных
и повторяющихся дел, где каждый выполняет
определенные поручения (задания).
Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения.
48. Сущность нравственного воспитания
По мере
смены общественно-
Л.А. Григорович «Нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»
И.С. Марьенко «нравственность –неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе и т.д.»
«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»
Нравственное
воспитание эффективно
Результатом
целостного процесса является
формирование нравственно
Нравственное
воспитание включает: формирование
сознания связи с обществом,
зависимости от него, необходимости
согласовывать свое поведение
с интересами общества; ознакомление
с нравственными идеалами, требованиями
общества, доказательство их
«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание
и развитие нравственных
3. выработка
умений и привычек
Нравственность
личности складывается из субъективно
освоенных моральных принципов,
которыми она руководствуется в
системе отношений и постоянно
пульсирующего нравственного
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
- жизненная
ситуация – порождаемое ею
нравственно – чувственное
- выбор и
принятие решений - волевой стимул
– поступок. В жизненной практике,
особенно в экстремальных
Важнейшим
средством нравственного
49. Воспитание личности в семье
50. Возрастные аспекты воспитания
Специфика воспитания в различные возрастные периоды: младенческий и ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст
Смена сенситивных периодов связана с развитием биологических и психических процессов созревания систем организма. Причем ввиду того, что отдельные функции и системы созревают в разное время.
В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей. Среди таковых важное значение имеет развитие у ребенка различных ролевых функций. В педагогическом плане важно всемерно поддерживать желания и намерения ребенка участвовать в семейной трудовой деятельности, даже несмотря на то, что реальная польза от его участия едва ли превышает вред от потерянного времени, рассыпанного мусора или разбитой посуды.
Освоение
ролевых функций в процессе
игровой деятельности ребенка
проявляется не только в
Педагогическая
теория и практика требуют
наличия объективных
Для детей младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность, т.е. приобретение информации, ее организация, установление определенных связей между явлениями, фактами, осуществление некоторых видов логических выводов. С точки зрения дидактики важным приемом для педагогической деятельности с детьми данного возраста является использование игровых методов обучения. Переход от игровой деятельности к учебной должен осуществляться постепенно, естественным путем при активном использовании обучающих игр, помогающих при обучении основам чтения, работе с компьютером, художественно-изобразительной деятельности, физическому развитию, занятиям спортом. В этом плане интересно отметить, что, по мнению многих педагогов, ребенок на протяжении двух фаз своего развития - в дошкольном и младшем школьном возрасте - по-разному овладевает смыслами человеческой деятельности сначала в игре и затем в учебной деятельности.