Дидактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций

Краткое описание

Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 188.79 Кб (Скачать файл)

Принцип - очень высокая степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в неповторимых частных ситуациях, при уникальности событий, при яркой  индивидуальности. Количество принципов  при максимальном обобщении небольшое:

  • ориентация на ценности и ценностные свойства: по данному принципу происходит "вочеловечивание" всех объектов мира, одухотворение. "Вочеловечить" - значит посмотреть на объект с точки зрения значимости его для человеческой жизни
  • принцип субьектности: согласно этому принципу педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носитель знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
  • принцип целостности: целостность личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам целостность воспитательных влияний (условно - все должно быть красиво).

 

46. Виды восптания

Виды воспитания : умственное нравственное трудовое физическое и эстетическое воспитание.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Задачи и  содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством  этических требований общества.

Главными  задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.                

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение.

 

47. Средства и методы  воспитания

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Систематизация методов нужна для лучшего запоминания. 
До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы.

Г.И. Щукина предлагает следующую классификацию  методов воспитания:

    1. методы формирования сознания;
    2. методы формирования поведения;
    3. методы формирования чувств и отношений.
  1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.

Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов.

  1. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др.

Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания).  
Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения.

  1. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

 

48. Сущность нравственного  воспитания

По мере смены общественно-экономических  формаций менялись представления о  нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович «Нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

 И.С.  Марьенко «нравственность –неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе и т.д.»

 «Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

  Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

  Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

 «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

 Нравственное  воспитание эффективно осуществляется  только как целостный процесс  педагогической, соответствующей нормам  общечеловеческой морали, организации  всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения  с учетом их возрастных и  индивидуальных особенностей.

 Результатом  целостного процесса является  формирование нравственно цельной  личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной  воли, навыков, привычек, общественно  ценного поведения. 

 Нравственное  воспитание включает: формирование  сознания связи с обществом,  зависимости от него, необходимости  согласовывать свое поведение  с интересами общества; ознакомление  с нравственными идеалами, требованиями  общества, доказательство их правомерности  и разумности; превращение нравственных  знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

  «Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование  нравственного сознания;

2. воспитание  и развитие нравственных чувств;

3. выработка  умений и привычек нравственного  поведения. 

Нравственность  личности складывается из субъективно  освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в  системе отношений и постоянно  пульсирующего нравственного мышления.

  Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

  Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

- жизненная  ситуация – порождаемое ею  нравственно – чувственное переживание  – нравственное осмысление ситуации  и мотивов поведения, 

- выбор и  принятие решений - волевой стимул  – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве  все названные компоненты.

 Важнейшим  средством нравственного воспитания  является использование созданных  в культуре на разных этапах  исторического развития нравственных  идеалов, т.е. образцов нравственного  поведения, к которому стремится  человек. 

49. Воспитание личности  в семье

 

 

 

50. Возрастные аспекты  воспитания

Специфика воспитания в различные возрастные периоды: младенческий и ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст

Смена сенситивных  периодов связана с развитием  биологических и психических  процессов созревания систем организма. Причем ввиду того, что отдельные  функции и системы созревают  в разное время.

 В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей. Среди таковых важное значение имеет развитие у ребенка различных ролевых функций. В педагогическом плане важно всемерно поддерживать желания и намерения ребенка участвовать в семейной трудовой деятельности, даже несмотря на то, что реальная польза от его участия едва ли превышает вред от потерянного времени, рассыпанного мусора или разбитой посуды.

 Освоение  ролевых функций в процессе  игровой деятельности ребенка  проявляется не только в реализации  трудовых имитационных потребностей. Ребенок в игре  хотя бы частично  чувств, "примерить на себя" этот тип поведения. Факт неосознанности  такого поведения ни в коей  мере не мешает его продуктивности. В процессе правильной построенной  игры педагог может помогать  ребенку развивать в себе такие  чувства, как самоуважение, справедливость, доброта. В итоге в процессе  игровой деятельности ребенок  формирует не только различные  стороны мотивационной сферы,  но и различные операционные  роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений  человеческой деятельности, мыслителя,  продумывающего варианты и планы. 

 Педагогическая  теория и практика требуют  наличия объективных показателей  и методов оценки готовности  ребенка к школьному обучению. Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению связаны с рядом биологических и психологических факторов. Среди этих факторов выделяют следующие: общее физическое развитие, т.е. наличие нормальных анатомических характеристик. Наличие нормальных физиологических характеристик, степень развития эмоциональных и волевых качеств, уровень психологической готовности. Методически степень готовности ребенка к школе определяется путем сравнения его индивидуальных показателей со статистической возрастной нормой.

 Для детей  младшего школьного возраста  ведущей является учебная деятельность, т.е. приобретение информации, ее организация, установление определенных связей между явлениями, фактами, осуществление некоторых видов логических выводов. С точки зрения дидактики важным приемом для педагогической деятельности с детьми данного возраста является использование игровых методов обучения. Переход от игровой деятельности к учебной должен осуществляться постепенно, естественным путем при активном использовании обучающих игр, помогающих при обучении основам чтения, работе с компьютером, художественно-изобразительной деятельности, физическому развитию, занятиям спортом. В этом плане интересно отметить, что, по мнению многих педагогов, ребенок на протяжении двух фаз своего развития - в дошкольном и младшем школьном возрасте - по-разному овладевает смыслами человеческой деятельности сначала в игре и затем в учебной деятельности.

Информация о работе Дидактика