Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций
Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.
По классификации
Ж. Пиаже, интеллектуальное
Воспитание в подростковом и юношеском возрасте
Во время подросткового возраста (занимающего период примерно от 10 до 15 лет) и ранней юности (период от 14-15 до 18 лет) учебная деятельность приобретает более углубленный, научно ориентированный характер, что связано с усвоением научно-теоретических знаний по многим предметным областям, а также с освоением основ логического мышления. Специфика педагогических и воспитательных методов, применяемых для обучения детей некоторого определенного возраста, опирается как на знание этапов развития детского (подросткового, юношеского) мышления, так и на знание этапов формирования личности человека.
В соответствии
со стадиями интеллектуального
развития детей, по Ж. Пиаже,
примерно после 12 лет за границей
младшего школьного возраста
подростки приобретают
Периоды кризисов возрастного развития являют собой вполне объективные и неизбежные фазы и проявляются при переходах от одного стабильного периода развития к другому. Что и наблюдается у подростков.
В поведенческом плане возрастные кризисы связаны с различными проявлениями, казалось бы, ничем не обусловленных признаков негативизма, упрямства, трудновоспитуемости, надоедливости, немотивированной вредности и других отрицательных качеств.
С педагогической точки зрения психика подростков представляет собой предмет особого, специального внимания. Для этого периода развития всегда характерны напряженность и конфликтность в общении, склонность к принятию крайних решений и выражению крайних мнений и оценок - так называемый "юношеский или подростковый максимализм".
Самовоспитание подростков и юношей
Одно из наиболее
примечательных явлений, связаны подростковым
возрастом,- это сильная тяга к
самовоспитанию. Говоря о начале самовоспитания
в подростковом возрасте, мы имеем
в виду тот факт, что, достигнув
возраста 12-13 лет, дети впервые начинают
задумываться: о возможностях интеллектуального
и личностного
Типичной
целью в этом возрасте является волевое
самосовершенствование
Активизация
самовоспитания волевых качеств, стиля
общения, эмоциональной выразительности
входит как составная часть в
работу педагога по психиатрии и коррекции
отрицательных состояний и
Подростки склонны заниматься многими делами наскоками, нерегулярно. Им трудна систематическая фиксация результатов работы над собой. В этом педагогу может помочь использование различных форм фиксации результатов.
Педагогические условия и действия педагога по активизации самовоспитания:
– установление
отношений доверия и
– ориентация учащихся на выдвижение одной-двух конкретных и посильных самозадач;
– на следующем этапе педагог предлагает для самовоспитания каждому школьнику ту область поведения, в которой у него обнаружились наиболее слабые места проявления личности;
– соблюдение
этапности в активизации
– никаких оценок за результаты самовоспитания;
– педагог может определять лишь достаточно общую сферу самовоспитания – конкретные задания себе подросток формулирует сам;
– педагог
регулярно, но ненавязчиво побуждает
ребят к постановке самозадач, обеспечивая
систематичность
– педагог увязывает самозадачи ребят с задачей успешного выполнения высокозначимой для них деятельности;
– интерес к самовоспитанию поддерживается варьированием области самозадания целей, успехами, поощрением за малейшее продвижение вперед, обсуждениями результатов выполнения самозадач, введением интересных форм ведения дневника, оказанием своевременной помощи в реализации самозадач.
51. Воспитание отдельных категорий детей (агрессивные, медлительные, гиперактивные)
Агрессивные: Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление
привлечь к себе внимание
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание
ущемить достоинство другого
с целью подчеркнуть свое
Стратегии воспитания у родителей по отношению к своим детям:
Модификация
поведения — нейтральный способ
контроля — предполагает использование
поощрения и наказания. Но данная
система не должна использоваться слишком
часто, так как впоследствии ребенок
начинает делать только то, за что получает
награду. Частые наказания и приказы
относятся к негативным способам
контролирования поведения
Медлительные: Здесь нервные процессы тоже сильные, но преобладает не процесс возбуждения, а процесс торможения. Дети такого типа отличаются спокойным поведением, им несвойственно бурное выражение эмоций. Плачут они редко, радость выражают умеренно, как правило, не смехом, а улыбкой.
Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот, но их медлительность может раздражать взрослых. Воспитателю надо постараться помочь ребенку преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться на него за медлительность. Для того чтобы дети овладели всеми необходимыми для их возраста умениями и навыками, от взрослых требуется изрядное терпение.
Медлительные дети обычно отдают предпочтение спокойным занятиям. Они чаще всего равнодушны к подвижным играм. Поэтому воспитателю необходимо привлекать их к играм, требующим движения.
Малоподвижным,
инертным детям взрослые должны помочь
стать более активными, подвижными.
Если специально не позаботиться об этом,
они могут расти
Гиперактивные: Такие дети слишком чувствительны к различным раздражителям. Ребенка невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. Для гиперактивных детей всевозможные аллергии - не редкость.
Помимо избыточной
двигательной активности, гиперактивность
характеризуется еще и
Наряду
с трудностями концентрации
В воспитании таких детей необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
Ребенка нужно
хвалить в каждом случае, когда
ему удалось довести начатое
дело до конца. Это помогает укрепить
уверенность ребенка в
Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений.
Нужно давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Поддерживать дома четкий распорядок дня.
Психотерапия и обучение помогают детям и их семьям освоить методы, способствующие уменьшению и контролированию симптомов, связанных с этим заболеванием. На сеансах психотерапии дети учатся таким социальным навыкам, как умение ждать своего хода, просить помощи или делиться игрушками. Дети также учатся контролировать такие эмоции как злость, гнев и становятся более организованными. Семейная терапия или обучение родителей помогает семье приобрести навыки воспитания, способствующие развитию у ребенка правильного поведения.
52. Общая характеристика педагогический деятельности
Педагогическая деятельность
относится к одному из сложных
и своеобразных видов. Она
То же
можно сказать о связи всех
видов деятельности, по Р.С. Немову,
с педагогической
различные
виды общения — это основной
метод взаимодействия педагога
с объектами и субъектами
В педагогической
литературе часто говорится о
педагогическом процессе и
”Педагогическая деятельность” — понятие более широкое, чем “педагогический процесс”. Так, например, в педагогической деятельности есть мотив, а в процессе его нет. Частный вид процесса сам может быть предметом деятельности.