Дидактическая игра, как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – показать роль дидактической игры в совершенствовании процесса обучения грамоте младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Определить средства развития творческих способностей младших школьников.
Проанализировать УМК для 1 класса с целью выявления возможности использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников.
Провести опытно-педагогическую работу по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей на уроках обучения грамоте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………
с.
Глава 1.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников………………………...
с.
1.1
Сущность понятия «творческие способности». Современное состояние и проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………...
с.
1.2
Средства развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………..
с.
Глава 2.
Методические основы использования дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте……………………………………………………….
с.
2.1
Анализ УМК для 1 класса по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………………………………
с.
2.2
Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте………………………………..
с.
Заключение
………………………………………………………………..
с.
Библиография
………………………………………………………………..
с.
Приложения
………………………………………………………………..
с.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл Сукман исправл.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Опыт показал, что использование  данного приема заметно стимулировало  общую,  речевую и игровую творческую активность детей.

На третьем этапе нашей работы (контрольный эксперимент) мы подвели  итоги проделанной работы по развитию творческого начала посредством дидактических игр.

Тестирование проводилось с  помощью контрольного теста. Состоящего из трех заданий.

1 задание:     «Волшебная цепочка». Дается слово. Необходимо изменять по одной букве в слове и получить целую цепочку новых слов.

Высокий уровень – 6 и более слов – 2 очка.

Средний уровень – 3-4 слова – 1 очко.

Низкий уровень – 0-2 слова – 0 очков.

2 задание:   «Наборщик». Учитель читает стихотворение:

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Дается слово «Грамотей». Задание составить 10 слов из данного  слова.

Высокий уровень – 8-10 слов – 2 очка;

Средний уровень – 5-7 слов –1 очко;

Низкий уровень – 0-4 слова – 0 очков;

3 задание «Расскажи сказку».

Детям дается два несвязанных друг с другом персонажа (Айболит и солдат). Требуется за 1 минуту придумать сказку с указанными героями.

В ходе рассказа творчество ребенка  оценивается по следующим признакам:

    1. скорость процессов воображения;
    2. необычность, оригинальность образов;
    3. богатство фантазии;
    4. глубина и проработанность (детализированность) образов;
    5. впечатлительность, эмоциональность образов;

По каждому из этих признаков  рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный признак  в рассказе отсутствует;

1 балл – данный признак есть, но выражен слабо;

2 балла – соответствующий признак  выражен достаточно сильно;

Данные по уровню развития творческих способностей младших школьников посредством  дидактической игры отображены в  сводной таблице 2.

Таблица 2. Сопоставление уровней развития творческих способностей младших школьников на конец года.

Класс  уровень

Экспериментальный класс  1 «Г» класс   24 чел.

Контрольный класс

1 «В» класс  26 чел.

Кол-во уч.

%

Кол-во уч.

%

Высокий уровень

 

      8

 

32

 

      5

 

20

Средний уровень

 

    12

 

48

 

    11

 

44

Низкий уровень

 

      5

 

20

 

      9

 

36


 

Диаграмма 2.  Уровень развития творческих способностей экспериментального и  контрольного классов на конец года

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были  зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это составило – 32 % от предыдущих показателей (12 % ) в констатирующем эксперименте.

Данные исследования частично подтвердили  предположение о том, что развитие творческих способностей младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

 

Заключение.

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы нами сделан вывод о том, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из  главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует  творческие способности и само регуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся в незнакомых ситуациях.

Применение в практической деятельности разработанных нами игр и игровых  упражнений, а также анализ результатов  опытно-педагогической работы, позволил нам сделать вывод о том, что использование игры эффективно при следующих условиях:

  • систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
  • учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
  • создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

  

   Также необходимо  отменить, что при чётком продумывании, правильной разработке и правильной  организации игровых форм обучения, результаты поставленных целей бывают достаточно высокие.

Игровой метод включения  школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог  ориентирован на личностный подход в  целом, а не только на его функции  как ученика. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для  научной мысли, еще много предстоит  открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует  неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

                                      Список литературы

 

  1. Абдильдин Ж.М., Абишев К.А.  Формирование логического строя мышления в процессе практической деятельности. – Алма-ата, 1981. – с.70
  2. Аймауытов Ж. Психология. Кызылорда –Ташкент, 1926. – с. 8-21.
  3. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. – Алма-Ата, 1973. – с.7, 19.
  4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1979. – с. 148-149.
  5. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973. – с. 92.
  6. Алтынсарин И. Изб. Произведения (Вступ. Ст. Б.С. Сулейменова), - Алма-Ата, 1957. – с.46-53.
  7. Амонашвили Ш.А. Игра в учебно-познавательной деятельности младших школьников. Перспективы. Вопросы образования. N1, ЮНЕСКО, 1987. – с. 82-93.
  8. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. – Л.: Газет.-жур. И книж. Изд.-во, 1945. – с. 127.
  9. Ананьев С. Семинар по Вальфдорской педагогике. //Наука Казахстана, N 3 (39), 1-15 февраля, 1995 г.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967. – с.7, 32.
  11. Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте. Собр. Сочин., т.4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. – с. 6.
  12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. –1966. – N6. – с. 40.
  13. Гаазман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
  14. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника. //Советская педагогика. –1982. N 9/ - c.60-64.
  15. Давыдов В.П. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. //Возрастная и педагогическая психология/. Под ред. А.П. Петровского. – М., 1973. – с.83.
  16. Дулатов М. Шыгамалары. – Алматы: Жазушы, 1991. – 239 б.
  17. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.
  18. Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании. Автореф. дис. …канд. Философ. Наук. Алматы, 1993. – с. 9.
  19. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей //Вопр. Психологии. – 1975. – N5. – с.166-170.
  20. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей //Вопр. Психологии. – 1977. – N4. – с.74-83.
  21. Игровая деятельность как средство формирования всесторонне развитой личности школьника. //Программа лаборатории игровой деятельности школьников. НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. – М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1986 (рукопись).
  22. Ильина Т.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984, с 39-42.
  23. Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. Для учителя /Под ред. О.С. Газмана, - М.: Просвещение, 1988. – с.13-15.
  24. Левшин Л.А. Педагогика и современность. – М.: Просвещение, 1964. – с.22.
  25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – с.48-56.
  26. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1972. – с.279.
  27. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. – с.14-79.
  28. Лук А.Н.  Учить мыслить.- М.: Знание, 1975. – с.48-78.
  29. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. – с. 204.
  30. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – с. 300.
  31. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд-во АН СССР, 1958 – с. 76.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. М.: Учпедгиз, 1946. –  с.520, 590, 592, 640,
  33. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Педагогика, 1975. – с. 83, 239.
  34. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969. – с.157.
  35. Творчество //Большая Советская энциклопедия. – М., 1979. – Т.42. – с.54.
  36. Творчество //Советский энциклопедический словарь. – М., 1983. – с. 1306.
  37. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – с.17.
  38. Тупичкина Е.А. Интеллектуально-развивающие игры как средство формирования способности младших школьников к творчеству: Автореф. дис. …канд. Пед. Наук. – М., 1989. – 19 с.
  39. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучениидошкольников. – Минск: Нар. Асвета, 1976. – 128 с.
  40. Устиненко В.И. М есто и роль игрового феномена в культуре // Философские науки, 1980. – N2. – c.71.
  41. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987.
  42. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сборник статей /Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. – М.: Изд.-во Моск. Ун-та, 1968. – 135с.
  43. Хромова И.В. Изучение состояния личночти школьника в процессе игры. //Педагогика и психология игры. – Новосибирск, 1985. – 76 с.
  44. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Просвещение, 1968. – с. 3-90.
  45. Шацкий С.Т. Пед. Соч. В 4-х т. Т.-1. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – с.21, 360-402.
  46. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическим исследования игры //Психология и педагогика игры дошкольника. – М,: Педагогика, 1966. – с.92-94.
  47. Щукана Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. – с.351.
  48. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.
  49. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960. – с 156.
  50. Эльконин Д.Б. Психология младшего школьника. – М.: Знание, 1974. – с.63.
  51. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – с.31, 150, 288.
  52. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978. – с.93.
  53. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. – М.: Знание, 1985. – 78с.
  54. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974. – с. 9, 18-27.
  55. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. /Под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997,
  56. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопросы психологии. – 1994. - №5.
  57. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. - №3.

 

  

 

 

 

 

 

 

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                                      Приложение А.

                                 Игра «Составилка» 1.

 

Дидактическая задача – развить речь, технику чтения, грамотное письмо, умение работать в коллективе; развивать умение писать с комментированием; словарный запас;

Игровые правила. Составить слова. Записать в тетрадь. Проставить ударение.

Игровые действия. Быстро составить слова (как можно больше слов). Проставить ударение.

Ход игры.  Учитель выставляет на доске слоги. Дает задание составить из данных слогов как можно больше слов. Записать в тетрадках. Проставить ударение. Дается время 1-3 минуты. Проводится проверка выполненного задания. Самые интересные слова записываются в тетрадках с комментированием.

 

НАПРИМЕР:  СА-, КО-, ЛО-, РЕ-, НИ-, МА-, НА-, СО-, КЕ-, КИ.-, ШИ-, КА-, ЛИ-, и т.д.

Составленные слова: коса, соло, река, Нина, малина, машина, соки и т.д.

 

 

 

 

Игра «Составилка» 2.

 

Дидактическая задача – развивать речь, технику чтения, грамотное письмо, умение работать самостоятельно; развивать умение писать с комментированием;

Игровые правила – составить из данных слов предложение. Проставить в словах ударение. Запись предложения в тетрадях и на доске с комментированием.

Игровые действия – быстрое составление из данных слов предложений. Проставление ударения.

Ход игры:  На доске учитель помещает отдельные слова. Дается задание составить из данных слов предложение. Проставить в словах из предложения ударение. На всю работу дается время 2-3 минуты. Затем проверяем составленные предложения. Самое лучшее предложение записываем в тетради и на доске с комментированием. Можно дать задание составить из данных предложений рассказ.

 

Например: Одуванчик, лучи, солнышко, золото. Шарик, рядом, пушистый, ножке, белеет, зеленый.

Варианты составленных предложений. Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. Рядом белеет пушистый шарик на зеленой ножке.

 

 

 

Игра «Диафильм»

 

Дидактические задачи:  развивать словарный запас, умение пересказывать текст; развивать фантазию; развивать умение рисовать и составлять диафильм; развивать умение слушать, выделять главное; развивать умение анализировать и синтезировать материал;

Игровые правила:  1. пересказать текст;

                                         2. выделить основные моменты сказки;

                                        составить и нарисовать диафильм ;

Ход игры:

На уроке изучения новой буквы  учитель читает сказку или рассказ, в котором использованы слова  с данной буквой. Предварительно дав  задание внимательно слушать  сказку и запоминать слова с новой буковкой. По окончании чтения рассказа или сказки ведется беседа о содержании прочитанного.

  • Как называется данная сказка?
  • Какие персонажи вы встретили в данной сказке?
  • Кто из них вам понравился больше всего?
  • Кого из персонажей сказки вы хотели бы сыграть?
  • О чем говорится в сказке?
  • Какие слова с новой буквой вы запомнили?

После анализа сказки учитель просит попробовать пересказать ее. В  конце урока учитель дает задание  на дом. Пересказать сказку родителям. С их помощью составить план сказки. Составить диафильм.

                                          Нелетающий зонт.

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

З-з-западня, - затрясся заяц, - убегать  поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под  зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится.

А волк потихоньку сзади подходит…

И тут, на зайцево счастье, подул  сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.

Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

- Давай, давай! Нажимай! –  кричит заяц. – Зарядкой надо  заниматься – быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.

 Побежал в магазин, купил  у козла зонт, встал на пенек  и ждет, когда же и он взлетит,  как заяц.

Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

  • Ах, козел! – рычит. – Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

                                                                                       (Г. Юдин).

 

 

 

 

Игра «Наборщик».

Информация о работе Дидактическая игра, как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения