Познавательная деятельность
начинается с ориентировочно-исследовательской
деятельности, основное значение которой
заключается в обследовании изучаемого
предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для
существования человека в среде обитания
и решения различных практических задач,
которые он ставит перед собой. Можно сказать,
что ориентировочно исследовательская
деятельность есть первое проявление
познавательного интереса индивида, его
попытка взаимодействовать с окружающим
миром [28; с. 38 - 42].
Проведенный
анализ научной литературы свидетельствует,
что вопросам формирования и развития
познавательного интереса посвящено значительное
количество исследований. Так, ученые
рассматривают данную категорию в аспекте
активной умственной деятельности (Л.И.Божович,
П.И.Груздева, Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская
и др.), как синтетическое образование,
включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные,
волевые факторы (А.Г.Архипов, М.Б.Беляев,
Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн и др.), в связи
с избирательной направленностью личности
(В.Б.Бондаревский, Л.М.Матюшкин, Н.К.Постникова,
Г.И.Щукина, и др.); в качестве выражения
потребности индивида (Б.А.Ананьев, Л.И.Божович,
А.Н.Леонтьев, Ю.А.Шаров и др.); в контексте
мотивационной сферы личности (А.К.Маркова,
Н.Г.Морозова, Л.М.Фридман и др.) и т.д.
Во многих
исследованиях развитие познавательных
интересов связывается с наблюдательностью,
памятью, вниманием, любознательностью
и т.д., то есть интерес предстает как синтез
сложных личностных процессов (Л.И.Божович,
В.Г.Леонтьев, Н.Г.Морозова, К.М.Романова
и др.) [30].
Интерес,
как сложное и очень значимое для человека
образование, имеет множество трактовок
в своих психологических определениях.
Разными авторами он рассматривается
как:
- избирательная направленность
внимания человека (Н.Ф Добрынин,
Т.Рибо) [29];
- проявление его умственной
и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн)
[47];
- специфическое отношение
личности к объекту, вызванное
сознанием его жизненного значения
и эмоциональной привлекательностью
(А.Г. Ковалев) [15].
В общепедагогическом
смысле интерес определяется (от лат. interests
– имеет значение, важно) как стремление
к познанию объекта или явления, к овладению
тем или иным видом деятельности [60; с.
12].
Г.И.Щукина
считает, что в действительности интерес
выступает перед нами:
- и как избирательная
направленность психических процессов
человека на объекты и явления
окружающего мира;
- и как тенденция, стремление,
потребность личности заниматься
именно данной областью явлений,
данной деятельностью, которая приносит
удовлетворение;
- и как мощный побудитель
активности личности;
- и, наконец, как особое
избирательное отношение к окружающему
миру, к его объектам, явлениям, процессам
[62; с. 133-134].
По А.Н.
Леонтьеву интерес характеризуется:
- направленностью (выделяют
общественные, спортивные, профессиональные,
материальные и духовные интересы);
- избирательностью (например,
из всех видов деятельности или из сфер
профессий человека предпочитает только
профессию учителя);
- широтой (например, ко
многим видам деятельности), оценка широты
или узости в конечном счете определяется
его содержательностью и значимостью
для личности;
- устойчивостью (длительность
сохранения и его интенсивности), об устойчивости
свидетельствует преодоление трудностей
в осуществлении деятельности, которая
сама по себе интереса не вызывает, но
выполнение, которой является условием
осуществления интересующей человека
деятельности;
- действенностью (проявляет
человек активность для удовлетворения
интереса или он пассивен) и глубиной [30;
с. 125-126].
С.Л. Рубинштейн выделял два вида интересов:
1. Непосредственный интерес,
вызываемый привлекательностью объекта.
2. Опосредованный интерес к
объекту как средству достижения целей
деятельности.
Первоначально интерес может
возникнуть стихийно и не совсем осознанно.
В виде влечения, когда человек не может
понять, чем этот объект его заинтересовал
[47; с. 87].
Г.И.Щукина выдвигает три группы
интересов:
1) аморфные интересы –
характеризуются отсутствием познавательной
активности, проявляются только
при внешней стимуляции, поэтому
интересы не стойкие и требуют
постоянного подкрепления. Такие
дети утверждают, что им все
интересно, а на самом деле
не доводят начатое дело до
конца, у них нет стремления
к преодолению трудностей, они
проявляет неуверенность в своих
возможностях. Это интерес на уровне любопытства;
2) многосторонние познавательные
интересы – именно такие интересы
побуждают детей к поиску нового
во всех областях предметного
мира. Дети часто обращаются к
взрослому с вопросами, делятся
своими знаниями, корректируют знания
сверстников, но часто такой интерес
граничит с любознательностью, так
как он не достаточно глубокий;
3) стержневой интерес
– характеризуется познавательной
практической деятельностью и
носит узкий, локальный характер.
Как правило, он лежит в
основе склонностей, способностей и впоследствии
может определять профессию человека
[62; с. 134 - 136].
Анализ психолого-педагогической
литературы дает возможность охарактеризовать
интерес как сложное психологическое
образование с присущими ему чертами:
избирательной направленностью, органическим
единством интеллектуальных, эмоциональных
и волевых компонентов. Такая же сложная
структура присуща и разновидности интереса
– познавательному интересу.
Познавательный интерес – важнейшее
образование личности, которое складывается
в процессе жизнедеятельности человека,
формируется в социальных условиях его
существования и никоим образом не является
имманентно присущим человеку от рождения
(Морозова Н.Г.) [35].
По мнению
Т.А.Куликовой познавательный интерес
– это стремление к знанию, которое соединяется
с радостью познания и побуждает человека
как можно больше узнать нового, выяснить
непонятное о качествах, свойствах предметов,
явлений действительности, в желании проникнуть
в сущность, найти имеющиеся между ними
связи и отношения [29].
С точки
зрения Г.И. Щукиной познавательный
интерес - это "избирательная направленность
личности, обращенная к области познания,
к ее предметной стороне и самому процессу
овладения знаниями". Развитие познавательного
интереса непрерывно побуждается вопросами,
задачами, активные поиски ответов на
которые и составляют проникновение вглубь
предмета. Другая характерная особенность
познавательного интереса заключается
в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную,
интеллектуальную деятельность. Познавательный
интерес обязательно связан с волевой
устремленностью личности к продуктивной
деятельности [61; 124-128].
Познавательный
интерес выражен в своем развитии различными
состояниями. Условно различают последовательные
стадии его развития: любопытство, любознательность,
познавательный интерес. И хотя эти стадии
выделяются чисто условно, наиболее характерные
их признаки являются общепризнанными.
Любопытство
– элементарная стадия избирательного
отношения, которая обусловлена чисто
внешними, часто неожиданными обстоятельствами,
привлекающими внимание человека. Для
человека эта элементарная ориентировка,
связанная с новизной ситуации, может
и не иметь особой значимости.
На стадии любопытства ребенок
довольствуется лишь ориентировкой, связанной
с занимательностью того или иного
предмета, той или иной ситуации. Эта стадия
еще не обнаруживает подлинного стремления
к познанию. И, тем не менее, занимательность
как фактор выявления познавательного
интереса может служить его начальным
толчком [4; с. 61].
Удовлетворение любопытства
приводит к его исчезновению. Что отличает
любопытство от познавательного интереса,
который может укрепляться, развиваться,
становиться более глубоким и разносторонним.
Интерес является постоянным катализатором
(усилителем) энергии человека: он либо
облегчает выполнение деятельности (когда
интересно, не надо заставлять себя напрягаться),
либо, наоборот, стимулирует волевое усилие
человека, помогает проявлять терпение,
упорство, настойчивость, поддерживает
целеустремленность [21; с. 67 - 68].
Любознательность – ценное
состояние личности. Она характеризуется
стремлением человека проникнуть за пределы
увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются
достаточно сильные выражения эмоций
удивления, радости познания, удовлетворенностью
деятельностью. В возникновении загадок
и их расшифровке и заключается сущность
любознательности, как активного видения
мира, которое развивается не только на
занятиях, но и в труде, когда человек отрешен
от простого исполнительства и пассивного
запоминания. Любознательность, становясь
устойчивой чертой характера, имеет значимую
ценность в развитии личности [14; с. 34].
Морозова
Н.Г. считает, что любознательность
близка к интересу, но она «диффузна, не
сосредоточена на определенном предмете
или деятельности» [35].
Щукина
Г.И. рассматривает любознательность как
ступень развития интереса, отражающую
состояние избирательного отношения ребенка
к предмету познания и степень влияния
его на личность [61].
Романова
К.М. подчеркивает то, что любознательность
является своеобразной формой активности,
отличающейся рядом особенностей:
- любознательность –
первоначальный этап формирования
устойчивой познавательной направленности,
связана с ориентировочным рефлексом
и ориентировочной деятельностью;
- выступает как первоначальная
форма познавательного интереса
и представляет собой непосредственное
и познавательное недифференцированное
отношение;
- является условием успешной
умственной деятельности, которая
проходит с наименьшим утомлением
и затратной энергии;
- развитие любознательности
происходит при условии демонстрации
ребенку противоречивых фактов,
побуждающих выявить причины
явлений [46; с. 17].
Обобщая
вышесказанное, можно отметить, что понятия
любознательности и познавательного интереса
имеют общую основу – познавательное
отношение к окружающему миру. Отличие
этих понятий состоит в том что, во-первых,
любознательность и познавательный интерес
различны по глубине вызываемой ими у
субъекта потребности проникнуть в суть
явления, познавательный интерес характеризуется
сосредоточенностью субъекта на определенных
объектах и представляет собой более сложный
феномен, чем любознательность. Во-вторых,
любознательность и познавательный интерес
различны по широте вызываемой у субъекта
необходимости охвата предметных областей
знаний об окружающем мире, любознательность
– понятие более объемное, в этом плане,
чем интерес. В-третьих, познавательный
интерес носит строго избирательный характер,
в отличие от любознательности. В-четвертых,
познавательный интерес более успешно
активизирует волю, внимание, и другие
психологические процессы, чем любознательность
[29; с. 134].
Таким образом,
при всем многообразии процессов, включенных
в познавательный интерес, они не изолированы,
и их наличие является условием интеллектуально-творческого
развития личности. Рассматривая весь
воспитательно - образовательный процесс,
как единство внутреннего и внешнего,
важно развивать такие процессы, как интеллектуальные
(способность к анализу, синтезу, сравнению,
обобщению, установлению причинно – следственных
связей), эмоциональные, волевые (развитие
целенаправленности, формирование действий
по планированию), творческие (развитие
вариативности и гипотетичности) - все,
что в органичном сцеплении и составляет
основу развития познавательного интереса.
- Специфика
познавательных интересов в старшем дошкольном
возрасте
Многолетние
исследования Н.Г.Морозовой (1955), Г.И.Щукиной
(1975), Т.А.Куликовой (1976) доказали, что познавательный
интерес не присущ человеку с рождения,
он складывается в процессе жизнедеятельности
человека, формируется в социальных условиях
его существования. При этом путь развития
интереса в дошкольном возрасте проходит
несколько качественных этапов: от интереса
к внешним качествам, свойствам предметов
и явлений окружающего мира к проникновению
их в сущность, к обнаружению связей и
отношений, существующих между ними [32].
В развитии
познавательных интересов дошкольников
существуют две основные линии: