Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21

Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиография………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бурыкина.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

        - Одну из задач, которую ставит перед собой ДОУ в рамках федеральных государственных требований – это воспитание и обучение у воспитанника такого интегративного качества, как «Активность, любознательность». Параметры, характеризующие данное интегративное качество отвечают понятию «познавательный интерес». Поэтому развивая познавательный интерес у дошкольников, мы реализуем одну из главных задач современных требований содержащиеся в Программе ДОУ.

       - Изучая значение дидактический игры можно сделать вывод, что она является средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, а так же способствуют развитию у них познавательного интереса, что отвечает Программному содержанию в рамках федеральных государственных требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития

 

2.1.   Организация  и методики исследования

       Для выявления особенности сформированности познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимся сверстниками нами было проведено специальное экспериментальное исследование на базе МБДОУ № 334  «Березка» комбинированного вида Октябрьского района г.о.Самара в течение 2 недель в апреле 2012 года.

       В эксперименте приняли участие две группы испытуемых.

       В экспериментальную группу вошли 12 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Среди обследуемых 10 мальчиков и 2 девочки. Все дети имели заключение ПМПК: задержка психического развития. Из них у 8 детей диагностировалась задержка психического развития церебрально-органического генеза; у 4 детей –задержка психического развития смешанного генеза и  у 2 из этих детей основной дефект осложнялся СДВГ. Кроме того, все дети имели сопутствующие нарушения речи: 1 ребенок – ОНР I уровня,  3 ребенка – ОНР II, 6 детей – ОНР II-III уровня; 2 ребенка – ОНР III уровня (см. Приложение 1а).

       Контрольную группу составили 20 воспитанников старшей общеобразовательной группы ДОУ. Среди обследуемых 12 мальчиков и 8 девочек (см. Приложение 1б).

       Условия проведения экспериментального исследования:

Форма обследования - индивидуальная.

Время проведения – первая половина дня.

Процедура обследования детей потребовала пяти встреч.

       Экспериментальное исследование было осуществлено в 3 этапа:

1.Целью подготовительного этапа явилось знакомство с детьми, сбор данных о них, отбор методов диагностики, подготовка протоколов исследования.

2. Основной этап, на котором было проведено педагогическое исследование сформированности познавательных интересов у детей старшей экспериментальной и контрольной групп.

3.На заключительном этапе проводилась обработка полученных результатов и их сравнение (количественный и качественный анализ).

         Для проведения исследования были использованы следующие методы:

  1. Анализ документации (заключения ПМПК и психолого-педагогические характеристики детей).
  2. Констатирующий эксперимент.
  3. Наблюдение.

       Констатирующий эксперимент проводился по следующим методикам:

Методика 1. «Сказка» (Н.И.Ганошенко, В.С.Юркевич)

Цель. Выявить степень выраженности любознательности у дошкольников.

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

Обработка данных. Фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, пусть даже и не желая послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес  к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.

Уровни сформированности любознательности:

- высокий уровень - дети выбирают сказку с незнакомым объектом  (про манго);

- средний уровень - дети выбирают знакомый объект, но при этом спрашивают о незнакомом объекте (Что такое манго?);

- низкий уровень - дети выбирают сказку про знакомый объект (про яблоко, грушу или сливу).

Методика 2.  «Выбор сюжетно – тематических картинок» (Н.В. Пророк)

Цель. Выявление направленности интересов детей.

Материал: Набор из 28 сюжетно – тематических картинок – 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к четырем видам деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой.

Ход проведения. Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше семи) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти карточки.

Обработка данных. Оценка направленности интересов производится на основании предпочитаемых видов деятельности.

       Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.

Уровни сформированности направленности интересов детей:

- высокий уровень – дети делают выбор по 4 видам деятельности, по 4 и более картинки на каждый вид деятельности;

- средний уровень – дети делают выбор по 2-3 видам деятельности, по 3-4 картинки на каждый вид деятельности;

- низкий уровень –  дети делают выбор 1-2 видов деятельности, не менее 3 картинок на каждый вид деятельности.

       Наблюдение  за детьми с целью изучения  познавательной активности проводилось по методике «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.М. Серебряковой).

Цель. Изучение познавательно активности детей в различных условиях жизнедеятельности ребенка.

Ход проведения. Наблюдение проводилось во время непосредственной образовательной деятельности  по «Формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей» и  во время прогулки, в процессе которых фиксировались вопросы, задаваемые воспитанниками в течение 1недели.

Обработка данных. Уровень познавательной активности определяется путем суммирования баллов.

Уровни познавательной активности:

- высокий уровень (16 - 26 баллов) - ребенок в течение часа задает 5 и более вопросов; использует вопросы-рассуждения и вопросы, направленные на выявление причинно-следственных связей и взаимосвязей. Вопросы состоят из 2-3 цепочек. Ребенок активно вступает в обсуждение вопроса, наблюдается речевое проявление по содержанию проблемы. В ходе взаимодействия с взрослым у ребенка наблюдается  ряд вопросов по содержанию интересующей его информации, проявляется настойчивость в разрешении поставленной проблемы. Получив необходимую информацию, ребенок проговаривает ее вслух и соотносит с уже имеющейся информацией. При обсуждении вопроса ребенок проявляет яркие эмоции, сопряженной мимической реакцией и возгласами.

- средний уровень (10 - 15 баллов) - ребенок в течение часа задает 2-4 вопроса, направленные на выяснение качественных характеристик предмета и на достижение результатов деятельности. Вопросы состоят из 1-2 цепочек. Ребенок  вступает в обсуждение интересующего его вопроса, реагируя на ответ взрослого односложными репликами «да», «нет».  Однако, задавая вопросы взрослому, ребенок не проявляет настойчивости в получении ответа. При получении ответа на вопрос ребенок спокойно слушает взрослого, но ярких эмоций не проявляет.  Восприняв ответ взрослого, ребенок не стимулирует его к дальнейшим рассуждениям. 

-  низкий  уровень  (до 10 баллов) – ребенок в течение часа задает менее 2 вопросов. Вопросы направлены на выяснение названия предмета. Активности во взаимодействии с взрослым не наблюдается, ребенок задает вопрос ради вопроса. Настойчивости в получении ответа не проявляет. Ответ взрослого ребенок выслушивает равнодушно. Стремление к дальнейшему взаимоотношению с взрослым нет.

     

       Тема недели, в течение которой проводилось наблюдение в экспериментальной группе: «Цветы», в контрольной группе: «Беседа о цветах».

       Цель: Сообщение, обобщение и систематизация знаний детей о полевых и садовых цветах».

      Протокол наблюдения представлен в Таблице1.

Таблица1

Протокол наблюдения  по методике «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.М. Серебряковой).

 

Группы

парамет-ров

 

Возможные проявления

Условные баллы

Количественные показатели

Количество заданных вопросов

- 5 и более в течение часа

- 4 в течение часа

- 3 в течение часа

менее двух в течение часа

 

3

2

1

0

Качественные показатели

Содержание вопросительных проявлений

- вопросы-рассуждения

вопросы, направленные на:

- установление  причинно-следственных

связей и зависимостей

- качественных  характеристик предметов

- достижение  результата деятельности

- выяснения  названия предмета

Цепочки

-из 2-3-х вопросов

- из1-2-х  вопросов

- не  зафиксировано

Познавательная активность и самостоятельность

при решении вопроса

- Высокая  (ребенок вступает в активное

  обсуждение вопроса, наблюдаются  его

  речевые проявления по содержанию  проблемы)

- Средняя  (ребенок ярко, эмоционально

  реагирует на обсуждение взрослыми  вопроса, яркие мимические реакции,

однословные реплики «да», «нет»)

- Низкая  (ребенок с интересом слушает взрослого, но сам активности не проявляет)

 

5

 

4

 

3

2

1

 

2

1

0

 

 

3

 

 

 

 

2

 

1

Показатели, характеризующие потребность ребенка в воспитательно-познавательном взаимодействии

Наличие эмоциональной реакции на познавательное взаимодействие

- яркие  эмоциональные проявления, сопровождающиеся  мимическими реакциями и возгласами

- ребенок  спокойно слушает ответ взрослого, но ярких эмоций нет

- ребенок  равнодушен к ответу на свой  вопрос

Наличие стремления к получению ответа

-ребенок  настойчиво добивается разрешения  поставленной проблемы

-ребенок  задал вопрос, но настойчивости  в получении ответа не проявляет

-ребенок  задает вопрос ради вопроса, ответа  от взрослого не добивается

Осмысление ребенком полученного ответа

-ребенок  соотносит полученную информацию  с уже имеющейся, проговаривает вслух новую информацию

- воспринимает  ответ взрослого заинтересованно, но он не стимулирует его  к дальнейшим рассуждениям

- ответ  ребенок выслушивает равнодушно, последующих вопросов и высказываний  не наблюдается

Наличие у ребенка стремления к продолжению познавательного взаимодействия со взрослым

-наблюдается  ряд вопросов по содержанию  интересующей ребенка информации

-наблюдается  личностное взаимодействие ребенка  со взрослым

-стремление  к последующему взаимодействию  нет.

 

 

3

 

 

2

 

1

 

2

 

1

 

0

 

 

 

2

 

1

 

 

 

0

 

 

 

2

 

1

 

0


 

 

       Также нами было проведено экспериментальное исследование деятельности учителя-дефектолога по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития. В ходе исследования нами были использованы следующие методы:

  1. Анализ документации (Основная общеобразовательная программа

ДОУ; тематическое и перспективное планирование, конспекты по реализации образовательной области «Познание», направленной на формирование целостной картины мира).

  1. Наблюдение.

        Наблюдение за деятельностью учителя-дефектолога осуществлялось в процессе реализации образовательной области «Познание», направленной  на «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей», в течение 2 недель.

        Результаты наблюдения оцениваются по 3-х бальной системе. Каждое из параметров оценивается отдельно. Критерии по баллам:

1 балл – не используются;

2 балла – редко используются;

3 балла – используются.

Оценка по представленным параметрам:

Низкий уровень – 1-5 баллов;

Средний уровень – 6-10 балла;

Высокий уровень –11-15 баллов.

        Протокол наблюдения представлен в Таблице 2.

Таблица 2

Протокол наблюдения за деятельностью учителя-дефектолога

Наблюдаемые параметры

Результаты наблюдения

1.Занимательность изложения материала (нетрадиционная форма преподнесения материала, эмоциональность речи педагога, игры, занимательные примеры и опыты).

 

2.Использование дидактических игр.

 

3.Соответствие используемых дидактических  игр возрастным, индивидуальным, психологическим, интеллектуальным возможностям детей.

 

4.Поощрение познавательной активности воспитанников.

 

5.Усвоение детьми программного  содержания.

 

 

 

 

 

2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития