Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством общения и как средством выражения мысли.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры ………………………7
1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………12
1.3.Содержание развития связной речи и его реализация с помощью дидактической игры………………………………………………………………17
2.Экспереминтальное исследование развития связной речи посредством дидактических игр…………………………………………………………………21
2.1.Диагностика развития связной речи…………………………………………………………………………………18
2.2.Подбор и систематизация дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников…………………………………………………….23
2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи………………………………
Заключение
Список используемой литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Анастасии.docx

— 591.19 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Марийский Государственный Университет»

Институт  педагогики и психологии

Кафедра дошкольной и социальной педагогики

Направление подготовки:050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и педагогика дошкольного  образования

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему: «Дидактическая игра как средство развития связной речи

у детей  старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ДП-23 ,о/о

Кудряшова А.Ю.

 

 

Научный руководитель:

Ст. преподаватель 

Калиничева  Л.А.

 

 

 

Йошкар-Ола,2013

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….3

1.Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры ………………………7

1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………………………………………7

1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………12

1.3.Содержание развития связной речи и его реализация с помощью дидактической игры………………………………………………………………17

2.Экспереминтальное  исследование развития связной речи посредством дидактических игр…………………………………………………………………21

2.1.Диагностика развития связной речи…………………………………………………………………………………18

          2.2.Подбор и систематизация дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников…………………………………………………….23

2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи………………………………

Заключение

Список  используемой литературы и источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Игра - это искра,  зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

 

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

Речь  представляет собой сложную психологическую  деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством общения и как средством выражения мысли. Чтобы выразить свои мысли, чтобы слушатели могли понять эти мысли, нужно владеть нормами данного языка, то есть умением правильно произносить, употреблять нужные слова, строить из слов словосочетания и предложения, из предложений - связную (контекстную) речь. Всему этому ребёнок начинает учиться ещё до школы.

Развитие  речи тесно связано с развитием  мышления. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются задачи нравственного, эстетического воспитания.

Развитие  связной речи детей старшего дошкольного  возраста направлено на достижение целей  развивающего, познавательного, воспитательного и учебного аспектов.

Развивающий аспект.

Целенаправленному формированию и развитию подлежат: - речевые способности (чувство языка; способность к догадке, к логическому изложению; способность к использованию речи как средству разностороннего анализа предметов, явлений и ситуаций действительности, их синтеза, объединение в группы и классы);

-коммуникативные способности (способность к сотрудничеству, к диалогу; способность к выражению собственной позиции; способность к сопереживанию, эмоциональность);

-психические функции, связанные с речевой деятельностью (устойчивое произвольное внимание; память во, всех её видах; слуховое и зрительное восприятие; творческое воображение; осмысленное, целенаправленное, продуктивное мышление);

- такие черты характера, как трудолюбие, воля, активность, 
самостоятельность.

Познавательный  аспект. Задачами данного аспекта являются:

  • формирование представлений о нормах поведения, характере общения между людьми; о различных формах этикета;
  • формирование представлений о правилах дорожного движения и поведения на улице и в общественном транспорте;
  • знакомство с истоками русской культуры и культуры других народов на основе наиболее известных народных сказок;
  • знакомство с произведениями детских поэтов и писателей.

Воспитательный  аспект. Задачами данного аспекта являются:

-воспитание чувства дружбы, товарищества, стремление прийти на помощь в трудной ситуации;

- воспитание любви, уважения и привязанности к родителям, благодарности за их заботу;

- воспитание заботливого отношения к младшим;

-воспитание  чувства справедливости, собственного  достоинства;

  • воспитание чувства долга и ответственности за свои слова и поступки;
  • воспитание положительного отношения к труду и потребности в труде;
  • воспитание чувства прекрасного, стремления к красоте;
  • воспитание бережного отношения к живой и неживой природе;
  • формирование навыков культурного поведения.

Учебный аспект.

Задачами  данного аспекта являются:

  • формирование элементарных навыков аудирования и говорения;
  • практическое овладение определённым лексическим запасом;
  • обучение рассказыванию, пересказу, составлению небольших текстов;

- практическое    овладение    наиболее    употребительными грамматическими явлениями русского языка.

Объект исследования – связная  речь детей в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования – процесс развития связной речи у дошкольников средствами дидактической игры.

Цель  исследования – показать особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей-дошкольников.

Задачи  исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей.

3. Подобрать  и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей в старшей группе дошкольного учреждения.

4. Разработать рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр для развития связной речи детей.

Гипотеза  исследования: дидактические игры являются эффективным средством развития связной речи дошкольников (5-6 л)

Практическая  значимость состоит в том, что была разработана система дидактических игр по развитию связной речи дошкольников.

База  исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ №58 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Чехова, 38. в старшей группе: экспериментальная №1, констатирующая №2, возраст детей 5-6 лет, в течение 2012/2013 учебного года. Количество детей и в той и в другой группе составило по 20 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры.

 

1.1Связная речь как предмет психолого –

педагогического исследования.

 

Формирование  устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Характеристика  связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной  методической литературе. Применительно  к различным видам развернутых  высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Так же можно  сказать, что связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Особенности развития связной речи изучались  Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими учеными.

По определению  С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. [24 ]

Ф.А.Сохин  полагает, что: «В формировании связной  речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного  развития детей, развитие их мышления, восприятия и наблюдательности». [ 26 ]

«В овладении  речью, - считает Л.С. Выготский, - ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений». [ 12 ]

Психологически  в известном смысле, прежде всего  для самого говорящего, всякая подлинная  речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью, но формы  связности в ходе развития изменились. Связной, в специфическом, терминологическом  смысле слова, называется такая речь, которая отражает в речевом плане  все существенные связи своего предметного  содержания.

С.Л.Рубинштейн пишет: «Связность – означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или  читателя… Связная речь – это  такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания». [2 ]

Е.И. Тихеева считает: «Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития». [ 25 ]

А.А. Леонтьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить». [19 ]

Ф.А. Сохин считает, что в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия и наблюдательности. [26 ]

По мнению А.В.Текучева, под связной речью  в широком смысле слова следует  понимать любую единицу речи, основные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи». [ 27 ]

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Независимо  от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

По мнению А.А. Леонтьева термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

В специальной  литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего.

В современной  лингвистической литературе для  характеристики связной развернутой  речи применяется категория «текст». К основным его признакам, «осмысление которых важно для разработки методики развития связной речи», относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность. Т.А. Ладыженская в своих трудах выделяет такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы в следующих друг за другом фрагментах текста, взаимосвязь тематических и рематических элементов (данное и новое) внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста В синтаксической организации сообщения как единого целого главную роль играют различные средства межфразовой и внутрифразовой связи (лексический и синонимический повтор, местоимения, слова с обстоятельственным значением, служебные слова и др.). [20 ]

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста