Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективность влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников второй младшей группы.
Отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
2. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика сенсорного развития младшего дошкольного возраста……………………………………………………………5
1.2. Развивающий потенциал дидактической игры……………………………...13
1.3. Методические приемы организации дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….19
Глава 2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………………………………..27
2.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (диагностика)……………………………………………………………………..27
2.2. Методы и приемы организации дидактической игры для сенсорного развития младших дошкольников………………………………………………37
2.3. Динамика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………53
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.doc

— 8.71 Мб (Скачать файл)
  • при включении в педагогический процесс интересных по содержанию дидактических игр;

  • при использовании материала для дидактических игр различной текстуры;

  • при использовании методов и приемов, стимулирующих эмоциональную и познавательную активность детей.

При контрольном обследовании детей выяснилось, что к концу года они приобрели необходимые знания и показали более высокие результаты.

 

 

 

Заключение

 

Выпускная квалификационная работа по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» завершена. Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

В связи с этим было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54 «Искорка» г. Набережные Челны, целью которого являлось определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.

В ходе исследования выяснилось: формирование представлений о цвете, форме и величине предметов является значимой частью воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста, так как это составляющая часть сенсорного воспитания, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов. Для того чтобы ребенок мог в полном объеме освоить систему сенсорных эталонов, необходимо в раннем детстве научить детей выделять цвета, сравнивать величины и различать формы. Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. Для успешного формирования данных навыков используются дидактические игры, основной особенностью которых является обучение посредством активной и интересной для детей игровой деятельности.

В процессе исследования выяснилось, что основная часть детей испытывает трудности при назывании сенсорных эталонов цвета, формы и величины предмета. Реже затрудняются выбрать цвет, форму и величину при назывании его взрослым. У незначительной части детей встречаются ошибки при соотнесении предметов по цвету, форме и величине.

Экспериментальное исследование, проведённое во второй младшей группе №3, показало, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников. Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что включение дидактических игр в непосредственную образовательную деятельность, на основе обогащения предметной среды в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений, использования пособий различной текстуры, использования методов и приемов, стимулирующих познавательную и эмоциональную активность, существенно повлияло на формирование представлений в области сенсорных эталонах цвета, формы и величины. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины очень велика. Из всего вышесказанного следует, что гипотеза подтвердилась.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991.
  2. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  3. Андриенко Н.К. Игра дошкольника: проблема педагогической компетентности // Журнал Игра и дети. – 2007, № 3. – С. 2 - 3.
  4. Бейлина А., Ф. Фребель: Игры и игровые средства:/ А. Бейлина //Журнал Дошкольное воспитание. – 1995, № 3. – С. 56 - 59.
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
  7. Важова С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе // Журнал Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008, № 11. – С. 51-58.
  8. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988. – 144с.
  9. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1973. – 110с.
  10. Венгер Л. А., Морозова Е.И. От погремушки до конструктора //Журнал Игра и дети. – 2002, № 5. – С. 14 - 15.
  11. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Бардина Р.И. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.
  12. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Журнал Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 24
  13. Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий / авт.-сост. Т.П. Высокова. – Волгоград: Учитель,2011. – 79 с.
  14. Гришаева Н. Игра, которая лечит//Журнал Игра и дети. – 2005, № 4. – С. 8-9
  15. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд.3-е, испр. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с.
  16. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315.
  17. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное воспитание» / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978.–416 с.
  18. Жорняк Е. Просто ли играть?// Журнал Игра и дети. – 2001, № 0. – С. 1 - 3.
  19. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
  20. Менджерицкая Д.В., Татищева Е.Д. Воспитание детей в игре – Москва: Учпедгиз, 1958. – 192 с.
  21. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
  22. Нечаева И.Ю., Яровая Н.Е. Система сенсорного развития детей //Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010, № 1. – С. 58 - 69.
  23. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию: Пособие для воспитателя детского сада / Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  24. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1983.– 96с.
  25. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258.
  26. Поддъяков. Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста: Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др./ Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А. Сохина. 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 192с.
  27. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 208 с.
  28. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  29. Тверитина Е.Н., Барсукова Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Сост. Е.Н. Тверитина, Л.С. Барсукова; Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
  30. Усова А.П. Роль игры в детском саду; Под ред. А.П. Усовой. – Издательство Академии педагогических наук РСФСР. – Москва, 1961. – 152 с.
  31. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания / Н. М. Щелованов// Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. -М: Просвещение, 1960.- 112 с.
  32. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 72 с.
  33. http://www.allbest.ru
  34. http://www. BiblioFond.ru
  35. http://www. festival.1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Дидактические игры по изучению цвета

 

1. «Спрячь зайчат»

Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 – 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисован зайчик (домик зайчат), квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – лиса.

Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям подобрать зайчатам окошки определённого цвета и объясняет, что лиса не найдет зайчат только тогда, когда окошко будет подобрано правильно.

2. «У кого  какое платье»

Дидактическая задача: учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет; группировать оттенки одного цветового тона. Материал: куклы, вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья); фланелеграф; магниты.

Ход игры:

1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.

2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.

3. Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают, какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

 

 

 

3. «Подбери кораблику парус»

Дидактическая задача: учить находить предмет соответствующего цвета, закреплять различение цвета.

Оборудование: карточка с изображением корабликов 6 основных цветов и паруса таких же цветовых оттенков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать кораблику парус определённого цвета и объясняет, что кораблик поплывёт только тогда, когда парус будет подобран правильно.

4. «Собери капельки в стакан»

Дидактическая задача: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Материал: цветные стаканчики 6 основных цветов, кружочки разного цвета.

Ход игры: Играют 2 - 4 ребенка. Попросить детей собрать капельки в стакан: «Наберем целый стакан одинаковых капелек». Выигрывает тот, кто быстрее соберет все капельки одного цвета в стаканчик.

5. «Собери лепесточки»

Дидактическая задача: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Материал: Карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки.

Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как можно на рисунок наложить лепесточки одного цвета вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки по цвету серединки цветка. 

Приложение № 3

Дидактические игры на определение формы

 

1. «Подбери фигуру»

Дидактическая задача: закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры  по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 4 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры:

1. Посадить младших дошкольников за стол и вынести из раздевалки большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.

2. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.

3. Заключение. « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.  

2. «Кому какая форма»

Дидактическая задача: научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (квадрат и прямоугольник) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наглядный материал: большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал: по 3 квадрата и прямоугольника разных  цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Сейчас я вам расскажу одну историю про игрушки. Жили – были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как-то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить квадрат от прямоугольника. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам прямоугольники и квадраты.  

2. Воспитатель демонстрирует прямоугольник и квадрат, просит младших дошкольников вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. «А теперь все квадраты положите на один поднос – матрешке, а все прямоугольники на другой поднос – мишке». Наблюдает, как дети выполняет задание, в случае затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

3. Заключение. «Мы сегодня научились отличать квадраты от прямоугольников. Мишка все квадраты отнесет в лес, а матрешка – заберет прямоугольники домой. Принесите подносы с прямоугольниками и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с квадратами, отдадим их мишке. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются».

 

3. «Геометрическое лото»

Дидактическая задача: научить младших дошкольников сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 4 карточки и изображениями геометрических фигур: по 1кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику; по 4 карточки с изображениями предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Ход игры:

1. Ребята, нас окружают геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото», и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы.

2. В игре принимает участие 6 младших дошкольников. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

4. «Собери машину»

Дидактическая задача: учить собирать целое из частей геометрических фигур.

Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста