Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:20, реферат
Цель работы: роль интегративных качеств в развитии дошкольника и как на их формирование оказывают влияние дидактические игры.
Задачами работы являются:
рассмотреть в целом систему дошкольного образования;
изучить проблемы дошкольного образования на современном этапе;
рассмотреть новые требования к процессу дошкольного образования;
выявить роль дидактической игры в процессе развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Дошкольное образование: проблемы и перспективы 5
1.1. Проблемы дошкольного образования на современном этапе 5
1.2. Готовность к школе как объект образовательной политики 10
1.3. ФГТ – принципиально новые требования к процессу дошкольного образования 11
ГЛАВА 2. Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры 20
2.1. Обеспечение качества и условий – задача ДОУ 20
2.2. Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ 22
2.3. Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 41
Приложение 45
Согласно требованиям основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе «Примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования». Основной программой, используемой в большинстве ДОУ, является «Программа воспитания и обучения в детском саду»7. На сегодняшний день, в связи с изменением процедуры экспертизы программ дошкольного образования на соответствие федеральным государственным требованиям, она, как и все существующие программы, не имеет грифа Министерства образования и науки РФ. Таким образом, учреждению очень сложно определиться с выбором образовательных программ, методических пособий, технологий, составляющих инвариантную часть программы.
В требованиях зафиксировано осуществление образовательной деятельности в процессе совместной деятельности взрослого и детей и свободной самостоятельной деятельности самих детей. Специально организованные занятия, в общепринятом смысле, возможны только при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет. Положителен факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, так как в настоящее время на первом месте по времени и по значимости стоит занятие. В детском саду, к сожалению, имеет место предметность, вносимая учителями-предметниками, которые принимаются на должность воспитателя в связи с нехваткой педагогов дошкольного образования. В результате мы имеем урок, облегченный его вариант, с использованием игровой ситуации, но все-таки урок.
Положительным моментом является наличие в ФГТ раздела «Содержание коррекционной работы», который раскрывает специфику организации деятельности с отдельными категориями детей. Тогда как до августа 2010 года не были сформулированы даже санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в ДОУ компенсирующего вида.
Игра декларируется как самая важная деятельность, через которую авторы хотели бы, чтобы решались все образовательные задачи, в том числе и обучение. В ФГТ нет возрастной специфики, выделения ведущих деятельностей, отсутствует материал по областям знаний, - все это вызывает трудности у педагогов с распределением программного материала.
Отсутствие занятий как формы работы по обучению детей вызывает вопросы в плане подготовки детей к обучению в школе.
Все выше перечисленное требует организации многоплановой работы с педагогами по полноценному внедрению ФГТ в работу, в частности проведения курсов переподготовки воспитателей детских садов.
Китайская пословица гласит: «не дай вам бог жить в эпоху перемен». В России перемены - жизненная необходимость. Приказ № 655 издан. Содержание его нацеливает на изменения в деятельности ДОУ. Необходимость в переменах работы ДОУ есть, и связана она прежде всего с тем, что реализуемую комплексную программу «Развитие»8 нужно дополнить актуальным на данный момент содержанием по образовательным областям «труд» и «безопасность». Акцент на эти области в приказе очень своевременный.
Педагоги знакомы с проектной деятельностью, в коррекционных группах используют блочное планирование по лексическим темам, поэтому им несложно будет ориентироваться и в комплексно-целевом планировании, которое рекомендуют ФГТ. В практике работы с детьми многие воспитатели использовали интегрированные занятия, поэтому знание принципов и основных подходов к их организации поможет им использовать интегративный подход к работе по образовательным областям.
Система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения детьми прослеживается в программе «Развитие» по всем видам деятельности, имеются рекомендации и материалы для проведения диагностики в каждой возрастной группе. Изданы две книги «Педагогическая диагностика по программе “Развитие”» для младших и старших дошкольников. Диагностика критериальная имеет комментарии по определению высокого, среднего и низкого уровня. Мониторинг проводится в течение восьми лет работы по программе, и педагоги успешно используют промежуточные результаты, постоянно корректируют на их основе образовательный процесс, данная система мониторинга полностью соответствует ФГТ.
Хотелось бы, чтобы разработанная программа не стала еще одним подготовленным документом, а была востребована педагогами и приносила результаты в работе с детьми, стала общей программой деятельности не только администрации, но и педагогов.
На выходе из детского сада дети находятся на разном уровне психического и физиологического развития, и это нормально. В связи с этим возникает вопрос: должен ли детский сад стремиться нивелировать эти отличия и путем специальных, так называемых развивающих, программ. Пытаться искусственно ускорить развитие у детей, если оно происходит медленнее, чем у их сверстников? Не нанесем ли мы ребенку скорее вред, чем пользу? Ведь сегодня никто уже не переучивает леворукого ребенка на правую руку (общий норматив), так как доказано, что это может нанести ребенку существенный ущерб.
В настоящее время данные, полученные в ходе длительных наблюдений за развитием детей, говорят о том, что «медленные дети» становясь взрослыми, ничуть не уступают своим «быстрым» товарищам. То, что раньше зачастую рассматривалось как отставание в развитии, является просто характеристикой индивидуального медленного темпа развития. Дети развиваются и учатся с разной скоростью, и это должно каким-то образом учитываться в системе образования.
Именно потому, что «отставание» многих детей в развитии в раннем возрасте никак не сказывается на уровне их развития во взрослом возрасте, и делается вывод о том, что это отставание не является патологией, но становится индивидуальной нормой. Для того чтобы отличить нарушение в развитии от индивидуальных особенностей здорового развития требуется специальная диагностика.
Задача детского сада не может состоять в том, чтобы все дети «на выходе» достигали бы какого-то единого высокого уровня, подходящего для школы.
Задача в том, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для развития каждого ребенка, то есть обеспечить качество условий и процессов. Реальный же уровень развития определяется многими независимыми факторами, главным образом качеством воспитания в семье и индивидуальными особенностями. Поэтому стандарты качества для дошкольных учреждений за рубежом определяются как стандарты условий и процессов, но не как отечественные стандарты уровня развития или тем более уровня образования.
Если на выходе из детского сада наблюдается широкий разброс показателей по всем значимым параметрам развития, то тогда какую позитивную роль играет понятие «готовность к школе»? Детей, не имеющих тех или иных трудностей, насчитывается всего около 20%.
В связи со сказанным выше обсуждается вопрос о том, чтобы вообще отказаться от понятия «готовность к школе», так как оно:
• внушает общественности ложное представление, что именно детский сад и раннее детство ответственны за то, чтобы ребенок «был готов» к школе; сама же школа как бы не нуждается в переменах и не должна быть «готовой к детям».
Однако большинство экспертов выступают за сохранение понятия «готовность к школе», которое должно изменить свое значение. Готовность к школе - не состояние ребенка, но цель усилий всех участников: детского сада, семьи и начальной школы (экологически-системное понимание готовности к школе). Необходима кооперация и преемственность, а также индивидуализация обучения в начальной школе. Школа должна организовать учебный процесс так, чтобы в ней могли успешно учиться дети с разным уровнем и профилем способностей. В этом направлении в целом и идет развитие современной дидактики начальной школы за рубежом.
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.
Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер, статья 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО был проведен анализ существующего содержания дошкольного образования по традиционно выделяемым направлениям:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Анализ вариативных программ проводился с точки зрения того, насколько они направлены на развитие ребенка и реализуют принцип преемственности с начальным общим образованием.
Проведенный анализ содержания оздоровительной и развивающей составляющих комплексных образовательных программ для ДОУ показал, что их авторы видят цели физического воспитания в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья ребенка, развитии у него двигательной активности, позволяющей свободно ставить и самостоятельно решать двигательные задачи различного рода. Успешное освоение двигательной деятельности авторы различных программ связывают с включением ребенка в более широкий контекст развития, предполагающий решение не только собственно двигательных задач, но и задач в сфере познания, общения и регуляции.
В современных дошкольных образовательных программах большое внимание уделяется познавательному развитию ребенка. При этом наблюдаются существенные расхождения по вопросу о механизмах познавательного развития и его месте в педагогическом процессе. В ряде программ освоение способов и средств познавательной деятельности происходит в результате развития познавательной активности ребенка в игре, общении, продуктивных видах деятельности. Реализация данных программ предполагает также организацию специальной предметно-развивающей среды. Кроме того, существуют программы, которые прямо направлены на обеспечение усвоения средств и способов познавательной деятельности, лежащих в основе развития познавательных способностей.
В большинстве образовательных программ в том или ином виде рассматривается также развитие общения и взаимодействия детей. В них предусматривается специальная работа по обеспечению взаимодействия «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок»; детей знакомят с общечеловеческими, этически значимыми ценностями с учетом преемственности общения и взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Дошкольные образовательные программы направлены на создание ситуаций многопланового общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Существенным компонентом содержания дошкольного образования являются детские виды деятельности, которые определяют возникновение и формирование основных психических новообразований. Дошкольные образовательные программы используют прежде всего игру и продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование) для расширения представлений детей, обогащения их опыта, формирования различных умений и навыков, а также как основу для развития познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.
В проанализированных программах детские деятельности занимают разное место в структуре образовательного процесса:
Авторы программ подчеркивают роль детских видов деятельности в познавательном, социальном и эмоционально-личностном развитии ребенка.
Все образовательные программы уделяют большое внимание содержанию дошкольного образования, в которое включаются знания, умения, навыки. Несмотря на разнообразие образовательных подходов, в содержательной части программ выделяются следующие направления работы:
В содержание программ включены сведения, отражающие свойства объектов и явлений окружающей действительности; нормы и правила поведения людей, особенности их общения и взаимодействия друг с другом.
Анализ образовательной работы по развитию речи в дошкольных программах показал наличие двух направлений: