Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - систематизация и апробация дидактических игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить возможности дидактической игры и лексического упражнения как средства развития словаря детей-дошкольников;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

§ 1. Психолого-лингвистические основы словарной работы 6

§ 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме 9
§ 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития

словаря детей дошкольного возраста12





ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного
возраста 16
§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии
словаря детей старшего дошкольного возраста 22




Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Если игра проходит во время занятия и, значит, в ней принимают участие все дети группы, длительность ее будет 20—25 минут.

Магазин игрушек

Дидактическая задача. Учить детей описывать предмет, находить его

существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило. Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал

покупатель.

Игровые действия. Считалочкой выбирают продавца. Играют купленными игрушками.

Ход игры

Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит:

— У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.

Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры:

—Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.

Продавец подает покупателю мяч.

—Спасибо, какой красивый мяч! — говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки:

—А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая,

у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки.

Продавец подает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место.

Найди точное слово Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Ход игры

  • Узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный... еще какой? Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная)».
  • Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

- Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).

 

 

Запрещенные слова Дидактическая задача: учить детей произвольно и осознанно выбирать подходящие слова в предложение.

Игровое правило: составлять предложения, не употребляя «запрещенные слова».

Ход игры: детям предлагается ответить на вопросы воспитателя предложением, не употребляя «запрещенные слова» (самые частотные). Выигрывает тот, кто придумает большее количество предложений без «запрещенных слов».

  1. Что делает котенок? (запрещенные слова: котенок, играет),
  2. Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковка).
  3. Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая).
  4. Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает).
  5. Какая зима? (запрещенные слова: зима, холодная).

Дидактические игры и упражнения

 

на подбор слов антонимов и синонимов

Слова - неприятели Цель: подбирать слова, противоположные по смыслу.

Ход игры

- Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко, А ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь... (близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты... (храбрец). Теперь начало я скажу. Ну, отвечай... (конец).

- Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.

 

 

Найди другое слово Цель: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

Ход игры

  • Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку, «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)
  • Качели папа делал летом. Но вот наступила... (зима). Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).

 

- Как вы понимаете выражение крепкий орешек? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: крепкий духом (значит — сильный, стойкий человек).

  • Объясните, что значат слова: крепкая ткань (прочная), крепкий сон (глубокий), крепкий чай (очень крепкий, неразбавленный кипятком). Какие выражения со словом крепкий вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
  • Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

 

Наоборот

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу. Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры

Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над — под, внутри — снаружи, дальше — ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий — близкий, верхний — нижний, правый — левый, завязать — развязать, намочить — высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

Скажи наоборот Цель: найти действия противоположные по значению.

Ход игры

Детям называются слова по очереди: таять, засыпать, подниматься, нырять, нагревать, рисовать, пачкать, чинить, поджигать, вытаскивать, разрезать, приглашать.

Как вариант игры можно называть слова, относящиеся ко времени. Например: утро - вечер, день - ночь, закат-рассвет, часто - редко, закат-рассвет.

 

 

Противодействия

Цель: учить детей находить противоположные действия в одном предмете (антонимы).

Ход игры

Воспитатель  называет     или     показывает     предметы,     которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций. Дети называют эти функции. Дверь - она закрывает и открывает; Выключатель - включает и выключает свет; Водопроводный кран - подаёт воду и выключает её подачу; Рука- гладит и бьет; Ребёнок- ломает и строит; Мама - ругает и жалеет.

В последующие моменты игры предлагать детям самостоятельно найти предметы с противоположными действиями.

Лексические упражнения на подбор антонимов, синонимов:

1. Подбор антонима к заданному слову:

тихо —    трудно — ..

2. Закончить предложение, начатое педагогом:

Дождик вымочит, а солнышко... (высушит). Один теряет, а другой... (находит).

Если что-нибудь забудешь, то потом может быть, и ... (вспомнишь).

3. Отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках:

«Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку» (из рассказа Л. Н. Толстого);

«Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»

4. Договаривание предложения с антонимами: 
Летом жарко, а зимой... (холодно, студено, морозно).

Все люди радовались весне, а Снегурочка... (грустила, печалилась).

5. Составление предложений и связных высказываний с заданной 
парой антонимов

умный — глупый, весело — скучно....

6. Найти синонимы к глаголам:

отыскать - найти, зябнуть - мерзнуть, шалить - баловаться и т.д.

7. Закончить    предложение,    выбрав    близкое   по    значению 
прилагательное:

Мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ... (жаркий).

8. Подобрать синонимы к прилагательным в словосочетаниях: 
искусный мастер (хороший, умелый); отважный солдат (храбрый, смелый); 
верный друг (преданный).

9. Подобрать синонимы к многозначным словам (прилагательным 
и глаголам) и словам с переносным значением:

мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит;

горячая вода, горячий привет, горячее время; жаркий день, жаркий спор.

Дидактические игры и упражнения для работы над смысловой стороной слова и многозначными словами

 

 

Это правда или нет? Цель: учить находить неточности в стихотворном тексте.

Ход игры

- Послушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. - Быстро дайте мне ответ -Это правда или нет?

- Послушайте, как говорили другие дети. Подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно. «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика: один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

- А сейчас вы сами придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их распутывать.

 

 

Назови одним словом Цель: учить находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Ход игры

  • Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное). - Как вы понимаете выражения трудная работа (она требует большого труда), трудный день (нелегкий), трудный ребенок (с трудом поддающийся воспитанию)! Какие еще выражения с этим словом вы слышали?
  • Послушайте стихотворение Е. Серовой «Подскажи словечко». Вы будете мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает -Слова не хватает. Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко. Говорю я брату: —Ох! С неба сыплется горох! Вот чудак, — смеется брат, -Твой горох — ведь это... (град). От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит... (тень).

Придумай рифму

Дидактические задачи: активизировать словарь детей рифмованными словами; воспитывать чутье к благозвучности родного языка. Игровые правила: играющие делятся на две команды. Нужно назвать как можно больше слов, близких по звучанию. Нельзя повторять сказанное слово. Выигрывает команда, назвавшая больше рифмованных слов (получившая больше фишек).

Игровые  действия.  Ведущий  называет  слова,   команды  по  очереди продолжают ряд рифмованных слов. Та команда, которая назвала больше слов, получает фишку. Игра завершается по звуковому сигналу. Примерный набор слов: птица, соловушка, молодец, лягушка и др.

 

 

Лексические упражнения для работы над смысловой стороной слова, с

многозначными словами

  1. Сопоставление слова с другими словами — надевать — что?; одевать — кого?.
  2. Составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом.
  3. Объяснение значения слова через его определение:

герой — человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги; березняк — березовый лес;

  1. Сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.
  2. Объяснение   и   сравнение   значений   многозначных   слов   в контексте:

Ушко ребенка (зайчика), ушко иголки;

«Ослик черный, беломордый, ослик — ушки на макушке»,

«Потянуло солнышко спящее зерно за ушко на солнышко — и взошло оно»;

«Топай, топай ножками, новыми сапожками...»;

«Я — капелька лета на тоненькой ножке» — в стихотворении о землянике; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»;

6. Подбор близких по смыслу слов к каждому значению 
многозначного слова:

острый перец — горький, жгучий;

острая иголка — колючая, остроконечная (палка);

7. Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: 
острый — сладкий (сахар), острая — тупая (иголка) и др.

  1. Составление предложений с многозначными словами.
  2. Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях — сказках, стихах, рассказах.

Дидактические игры и упражнения

на классификацию Отвечай быстро

Цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей