Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:56, дипломная работа
Цель: разработка дидактических средств развития пространственных представлений младшего школьника.
Для достижения цели данного исследования нами были
поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования;
выявить сущность, особенности пространственных представлений младших школьников;
Инструкция: «Несколько гномов нарисовали на картоне свои домики, раскрасили и вырезали их, а затем положили в стопку на стол. Сколько рисунков на столе? Какой формы фигуры? Раскрась фигуры таким образом, чтобы сверху лежал красный треугольник, а зеленый овал был под желтым квадратом».
Верный ответ:
Примечание: Задание предполагает мысленное манипулирование плоскими объектами в трехмерном пространстве. Объекты непрозрачные (вырезаны из картона), поэтому при раскрашивании их цвета не смешиваются.
Оценка результатов: Верно передано расположение 1 фигуры (треугольника) или отсутствие ответа – 1 балл. Верно передано расположение 2 фигур – 2 балла. Верно передано расположение всех фигур – 3 балла.
Задание 15
Задача 1. Выявить особенности умений ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном пространственном направлении, устанавливать закономерности чередования на основе принципа переносной симметрии.
Задача
2. Выявить особенности умений строить
графическое изображение
Содержание: Ребенку предлагается лист бумаги в клетку. Требуется построить изображение, следуя инструкции, а затем продолжить его самостоятельно, выделив закономерность, по своему образцу. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх.
Инструкция: «Гномы хотят построить забор вокруг своих домиков. Но, прежде чем строить, Белоснежка посоветовала им изобразить свой замысел. Помоги гномам».
Верный ответ:
Оценка результатов: Ошибки в пространственном направлении уже на 2–3-м шаге – 1 балл. Ошибки в пространственном направлении на 5–8-м шаге – 2 балла. Изображение без ошибок – 3 балла.
Обработка результатов диагностики
Результаты выполнения задач каждого типа в баллах суммируются, затем вычисляется средний оценочный балл, по которому определяются уровни развития пространственных представлений и уровни развития графических умений детей.
Средний оценочный балл |
Уровни развития |
1–1,6 балла |
Низкий уровень |
1,7–2,3 балла |
Средний уровень |
2,4–3 балла |
Высокий уровень |
Характеристика уровней развития пространственных представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Низкий уровень – ребенок затрудняется в определении, различении и назывании основных пространственных направлений, местоположения объектов относительно других объектов в трехмерном и двухмерном реальном пространстве; испытывает трудности при определении и назывании формы объектов и их частей; не обобщает объекты по наличию/отсутствию пространственных признаков, не выделяет закономерности в пространственном расположении объектов; не отражает последовательность своих действий и их результаты в речи.
Средний уровень – ребенок определяет и называет форму объектов и их частей, расчленяет реальные объекты и образы на части и воссоздает их с незначительными затруднениями; обобщает объекты по признакам формы, структуры, пространственного расположения; испытывает некоторые трудности при оперировании объектами в воображаемом трехмерном и двухмерном пространстве, в реальном не затрудняется; способен выразить словесно результат своих действий, но испытывает затруднения в отражении способов достижения результата, в доказательстве суждений.
Высокий уровень – ребенок определяет и называет пространственные направления, отношения между объектами как в реальном, так и в воображаемом трехмерном и двухмерном пространстве; не испытывает трудностей в определении и назывании формы объектов и их частей, в расчленении объектов и воссоздании их из частей в реальном и мысленном плане, в обобщении объектов по форме и пространственному расположению; свободно выражает в речи результаты деятельности и способы их достижения, доказывает свои суждения, использует геометрическую терминологию.
Мы получили следующие результаты, которые занесли в таблицу.
Таблица 1
Уровень развития пространственных представлений учащихся 1Б класса (на констатирующем этапе эксперимента)
№ |
Ф.И. Учащегося |
Задание |
Общее кол-во баллов |
Средний балл |
уровень
| ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | |||||
1 |
Полина Б. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
26 |
1,7 |
С.У |
2 |
Анастасия Б. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
20 |
1,3 |
Н.У |
3 |
Максим В. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
36 |
2,4 |
В.У. |
4 |
Ангелина В. |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
22 |
1,5 |
Н.У |
5 |
Ольга Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
23 |
1,5 |
Н.У |
6 |
Кирилл Г. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
19 |
1,3 |
Н.У |
7 |
Александр Г. |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
25 |
1,7 |
С.У |
8 |
Анастасия Г. |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
22 |
1,5 |
Н.У |
9 |
Анна Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
22 |
1,5 |
Н.У |
10 |
Андрей Д. |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
38 |
2,5 |
В.У. |
11 |
Эмма З. |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
25 |
1,7 |
С.У |
12 |
Александр К. |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
<p class="Table_0020Gri |