Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:09, дипломная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия дифференциации обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в образовательной школе.
Предмет исследования: дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, социологическую литературу по теме исследования.
2. Произвести историографический анализ становления педагогической теории гендерного подхода.
3. Провести диагностику знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода.
4. Выявить педагогические условия применения гендерного подхода при дифференциации обучения иностранному языку.
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы гендерного подхода при дифференциации обучения 6
1.1. Междисциплинарный анализ категорий «обучение», «дифференциация», «гендер» 6
1.2. Гендерный подход при дифференциации обучения 12
1.3. Историографический анализ становления педагогической теории гендерного подхода при дифференциации обучения 17
Выводы по главе 1 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по дифференцированному обучению иностранному языку на основе гендерного подхода 29
2.1. Основные принципы гендерного подхода в обучении иностранному языку 29
2.2. Диагностика знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода 37
2.3. Педагогические условия применения гендерного подхода при дифференцированном обучении иностранному языку 45
Выводы по главе 2 51
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 61
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
факультет лингвистики и словесности
отделение иностранных языков
кафедра
педагогики
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ)
РАБОТА
«Дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода»
специальность
- 031201 «Теория и методика
преподавания иностранных
языков и культур»
Исполнитель:
студентка 5 курса стационара
факультета лингвистики и словесности отделения ин. языков, 5 англ. Б
Кондрашова
Анна Геннадьевна
Научный руководитель:
канд.пед.наук, доцент
Рецензент:
канд.пед.наук, доцент
Малащенко
Алла Ивановна
Ростов-на-Дону
2007 год
Оглавление
Гендерный вопрос является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в политической, социальной и экономической сферах общества. Активизация гендерных исследований в гуманитарных науках имеет глобальный характер. Не случайно эта тема обсуждалась на специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчиной и женщиной, развитие и мир в ХХI веке».
Без учета гендерных особенностей мужчин и женщин не представляется возможным построение подлинно демократического общества, которое по определению должно основываться на принципах приоритетности прав личности. Но «личности» – это не абстрактные сущности, а, прежде всего, женщины и мужчины. Преимущество гендерного подхода в целом состоит в том, что он позволяет учитывать интересы, возможности, способности, особенности обоих социально-половых групп общества.
Развитие современного общества в сторону демократических ценностей не представляется возможным без применения гендерного подхода в обучении. Необходимость активизации гендерных исследований в педагогике получила обоснование в приказе Министерства образования от 17.10.03 «Об освещении гендерных вопросов в системе образования».
К 2000 году определились два направления внедрения гендерного подхода в образование: одно из них – высшая школа, а второе – «всё остальное», куда относятся общеобразовательная школа с вариантами типов учреждений (лицей, гимназия и пр.), учреждения начального и среднего профессионального образования.
Необходимость построения образовательного процесса на разных ступенях школы в соответствии с возрастным этапом психофизиологического и социального развития мальчиков и девочек также связана с возрастающей сложностью и интенсивностью обучения (в частности, обучения иностранным языкам). Многие исследователи (М. Александровская, А. В. Безрукова, Г. М. Бреслав, В. Д. Еремеева, В. Е. Каган, Б. И. Хасан, Т. П. Хризман и др.) подчеркивают необходимость подбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями школьников. Как отмечает Ж. А. Корнеева, приведение образования в соответствие с индивидуальными и гендерными особенностями учащихся способствует формированию детской личности с максимальным развертыванием и реализацией её задатков и способностей.
Для этого педагогический коллектив должен обладать гендерной чувствительностью, владеть методикой гендерного подхода.
Применение гендеризации создает дополнительные возможности повышения мотивации учащихся. Гендерный подход к формированию личности ребенка открывает широкие возможности новых педагогических технологий, по-новому раскрываются традиционные методы и формы обучения и воспитания. На сегодняшний день существует противоречие между современными требованиями к учителю иностранного языка с одной стороны, и недостаточной подготовкой его в области современных подходов – с другой. Эти и другие причины обусловили выбор темы нашего исследования: «Дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода».
Цель исследования: выявить педагогические условия дифференциации обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в образовательной школе.
Предмет исследования: дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, социологическую литературу по теме исследования.
2. Произвести историографический анализ становления педагогической теории гендерного подхода.
3. Провести диагностику знаний иностранного языка учащимися на основе гендерного подхода.
4. Выявить педагогические условия применения гендерного подхода при дифференциации обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: процесс обучения иностранному языку будет проходить успешнее если:
- учитывать гендерные отличия в обучении (в частности, специфику функциональной асимметрии полушарий мозга у девочек и мальчиков в учебном процессе);
-
использовать современные
- выявлять стиль преподавания учителя (феминный, маскулинный, нейтральный) и его соответствие особенностям учащихся;
Практическая значимость исследования заключается в выявлении гендерных различий учащихся в стиле учебной деятельности, в выработке на основе гендерных различий педагогических условий максимального развития способностей мальчиков и девочек. Учителя английского языка в своей педагогической деятельности могут использовать уроки, разработанные автором с учетом гендерных особенностей учащихся.
База исследования: МОУ СОШ № 52 г. Ростова – на – Дону, где автор проходил преддипломную практику.
Методы исследования: историографический анализ, обобщение и классификация научных трудов, анализ и синтез, изучение психолого-педагогической литературы, анкетный опрос, педагогическое наблюдение, методы психолого-педагогического исследования, методы санитарно-гигиенической оценки, статистический сбор данных, развивающий и констатирующий этапы педагогического эксперимента, математический анализ.
Инновационное реформирование отечественной школы во многом зависит от оптимального выбора учителем средств и способов своей педагогической деятельности, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям учащихся. На наш взгляд, именно дифференциация обучения, использование гендерного подхода могут способствовать повышению мотивации учения, созданию условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.
Прежде всего, раскроем содержание понятий «обучение», «дифференциация» и «гендер». В разных науках, как, впрочем, и в самой педагогике можно встретить разные толкования данных понятий.
Итак, в социологии и философии под обучением понимается «целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека» [33, 1]. Обучение также трактуется в этих науках как «относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта» [33, 1].
Точные науки стремятся внедрить в теорию обучения понятия кибернетики, математической логики и, в частности, понятия алгоритма [33, 1].
По-разному подходят к понятию «обучение» психология и педагогика. В психологии это понятие трактуется в свете «теории умственных действий», согласно которой знания могут быть усвоены только в результате осуществления определенной системы действий, выполняемых вначале в материальной, затем «материализованной» форме и постепенно преобразующихся в действия внутренние, умственные [33, 1]. Несмотря на то, что в учебниках педагогики различных авторов понятие «обучение» определяется по-разному, все же в большинстве случаев оно правомерно определяется через два вида деятельности: преподавание и учение [4, 19].
Многие теории обучения, распространенные зарубежом, исходят из ложных представлений о взаимодействии объекта и субъекта. Выделяются две основные группы теории: 1) теории, трактующие обучение как связь между стимулом и реакцией, и 2) так называемые познавательные теории. Первые сводят обучение к накоплению специфических навыков и, рассматривая обучение как тренировку, фактически отождествляют обучение животных и человека. Вторые трактуют обучение как формирование «познавательных структур», считая это специфическим для человека и подчеркивая качественную модификацию сложных форм поведения [33, 1].
На наш взгляд, наиболее полно суть этого понятия отражает определение, данное В. И. Андреевой в учебнике «Педагогика»: «Обучение – это два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению» [4, 19].
Что касается понятия «дифференциация», то анализ соответствующей литературы показывает, что более точное его содержание в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят о дифференциации [46, 6].
В биологии под дифференциацией понимают постепенное распадание и расчленение однородного целого в неоднородный и сложный состав, постепенное возрастание различий между частями и элементами бывшего целого, которые становятся все более независимыми [32, 1].
В экономике данное понятие трактуется как расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени [16, 219].
Дифференциация в социологии – это различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям [40, 130].
В педагогике под дифференциацией понимается такая форма организации учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком [22, 39].
Таким образом, дифференцированное обучение – это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные (относительно однородные) группы (либо в малые группы внутри класса – внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы – внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам [27, 176].
Понятие «дифференциация» не следует отождествлять с понятием «индивидуализация». Дифференциация – это организация учебного процесса с учетом особенностей групп учащихся, а индивидуализация – это организация учебного процесса с учетом личностных особенностей каждого ученика. В первом случае в расчет берутся групповые, а во втором – индивидуальные особенности. Таким образом, дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации [1, 61].
Информация о работе Дифференциация обучения иностранному языку на основе гендерного подхода