Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы контроля результатов обучения, функции, виды и формы контроля, дается краткая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта. Во второй главе изложены вопросы, касающиеся аудирования как вида речевой деятельности, механизмы аудирования, цели и содержание обучения аудированию, трудности аудирования, а также ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования. В третьей главе дается информация о Лицее №6 г.Уфа, где проходила учебно-исследовательская практика, о преподавании иностранного языка в данном ОУ и анализ УМК, используемого в учебном процессе в данном лицее.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации контроля по иностранному языку………………………………………………….…………………………...5
1.1. Понятие контроля……………………………………...………………5
1.2. Функции контроля……………………………...……………..……...10
1.3. Виды и формы контроля……………………...………….……..........14
Выводы по главе 1……………………………...………………….……...19
Глава 2. Методика формирования умений аудирования иноязычной речи……………………………………………………………………………….22
2.1.Аудирование как вид речевой деятельности…………………..……22
2.2. Механизмы аудирования. Цели и содержание обучения аудированию……………………………………………………………………..25
2.3.Трудности аудирования………………………...…………………….30
2.4. ЕГЭ как средство контроля сформированности умений аудирования иноязычной речи…………………………………….……………34
Выводы по главе 2…………………………..…………………………….38
Глава 3. Анализ педагогической деятельности в МАОУ Лицей №6 г. Уфа …………………………………………………………..……………………...…41
3.1. Информация о МАОУ Лицей №6 г.Уфа……………………………41
3.2. Место дисциплины «Иностранный язык» в учебном плане ОУ…44
3.3.Анализ УМК. Учебник “Spotlight” для 11 класса под ред. О.В.Афанасьевой, Дж.Дули, Б.Оби, В.Эванс………………………………….48
Выводы по главе 3………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………...55
Список использованной литературы
Лицей № 6 г.Уфа имеет свою символику, герб, гимн. Ежегодно проводятся традиционные праздники: «День знаний», «День Учителя», «День Республики», «День матери», «Неделя лицеиста», «Посвящение в лицеисты», “Подарки детскому дому—к Новому году», «Лучший класс года», "Лучший ученик года", «День Защитника Отечества», «Вахта памяти (9 мая)», праздник «Последнего звонка».
3.2. Место дисциплины «Иностранный язык» в учебном плане ОУ
Иностранный язык в этом лицее изучается со второго класса. Классов с углубленным изучением иностранного языка в данном лицее нет, так как профиль обучения изменился. Сейчас лицей работает по профилю естественнонаучного образования. Английский язык преподается в лицее 2-4 часа в зависимости от ступени обучения: как правило, в начальной школе – это 3 часа в неделю, а в основной и общей – 4 часа.
В данном лицее имеются кабинеты иностранного языка. Кабинеты соответствуют современным требованиям оформления: полный комплект учебников для курса обучения иностранного языка, словари, имеется классная доска, на боковой стене размещаются стенды с временной и постоянной информацией, на полках размещены вспомогательные средства обучения, в частности, игрушки, вспомогательные таблицы. Классы оборудованы магнитофоном, телевизором, DVD-проигрывателем, в одном из классов имеется компьютер и принтер.
Базовый учебник по иностранному языку на всех этапах обучения – “ Spotlight”.[1] В качестве дополнительных учебников используются “ Way Ahead” ( под ред. Printha Ellis, Mary Bowen), “ Round up” ( под ред. Verginia Evans, Jenny Dooley). Для подготовки к ЕГЭ учитель использует учебник «Оксфордские тесты для подготовки к единому государственному экзамену» под ред. Марка Харисона. (Задания к аудированию см. в Приложении.) Также Наталия Александровна, учитель иностранного языка, использует учебник “FCE” на дополнительных занятиях по подготовке к Единому Государственному Экзамену.
Из беседы с учителями мы выяснили, что аудированию уделяется меньше внимания, нежели другим видам речевой деятельности. Учителя объясняли это тем, что часов на иностранный язык на данном этапе выделено немного, да и согласно требованиям программы, ведущим видом речевой деятельности на старшем этапе обучения, считается чтение, так что на аудирование времени практически не остается. Одна из преподавательниц, например, считает, что: “...если ученик научится говорить на английском языке, то понимать его он будет в любом случае”. Однако неправильность этой точки зрения доказана как теорией, так и практикой. Так, в 11а классе, где в основном велось наблюдение, ученики действительно “говорят” на английском языке (скорее, на русском языке, переведенным на английский, то есть характерные для английского языка грамматические структуры и современные разговорные клише практически не употребляются). Но после однократного прослушивания аутентичного текста-диалога из их же учебника, со знакомой лексикой, пройденными грамматическими структурами, большинство учащихся не смогли ответить на ряд элементарных вопросов по содержанию этого текста, так как они его просто не поняли. Причины этой неудачи, на наш взгляд, заключаются в следующем: во-первых, в недооценке важности аудирования как вида речевой деятельности, и, во-вторых, в том, что при работе с аутентичными материалами данного УМК преподаватели используют традиционную методику обучения аудированию, разработанную на базе учебных текстов. При обучении аудированию отечественные методисты советуют пользоваться следующей методикой, включающей 3 этапа.
1. Дотекстовый этап. Предварительная инструкция создает мотивационную и организационную установку, мобилизует на активную работу. Она включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания.
2. Этап собственного слушания текста. Учащиеся слушают текст.
3. Послетекстовый этап. Прослушав текста и выполнив ряд упражнений к нему, можно и дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.
Предъявляя текст для восприятия на слух, учитель интересуется, понял или не понял ученик смысл текста (в целом или детально). Иногда, кроме того, контролируется и понимание отдельных языковых явлений. Крайне редко уточняется, кто и к кому обращается, в каких условиях происходит акт общения, и, самое главное, с какой целью. Учителя не пытаются поставить своих учеников на место тех или того слушающего, к которому обращена речь говорящего и поэтому не интересуется, удалось ли этому последнему реализовать свое коммуникативное намерение.
Для контроля понимания текста используются тесты на восстановление, ответы на вопросы, пересказы отдельных эпизодов.
Здесь необходимо отметить и то, что текст разделяется преподавателями на составные части самостоятельно таким образом, чтобы время звучания ограничивалось 1-3 минутами, что не предполагается самим УМК (при этом нарушаются содержательная целостность и логические связи между его составляющими), а также многократное предъявление одного и того же текста не сопровождается новой речевой задачей.
В 2011-2012 учебном году в МАОУ лицей № 6 обучается 65 выпускников 11-х классов. Подготовка обучающихся к экзаменам организована с начала учебного года. На уроках выпускники выполняют задания аналогичные заданиям из КИМов. На элективах проводятся занятия по следующим темам: математика «Уравнения. Неравенства. Системы уравнений. Системы неравенств», «Методы решения задач повышенной сложности», русский язык «Сочинение-рассуждение как учебная задача» (11а), «Комплексный анализ текста как один из способов формирований тестовой компетенции» (11б), «Языковедческий анализ текста» (11в), обществознание «Современный мир: социальная политика», информатика и ИКТ «Практическая информатика», химия «Решение задач повышенной сложности», биология «Уровни организации живой материи», право «Основы правоведения», английский язык «Обучение письму при подготовке к ЕГЭ». Организованы дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ по следующему расписанию. (Расписание занятий см. в Приложении№1). По особому расписанию проводятся занятия по программе РОСТ (см. Приложение№2) Ответственный за проведение занятий по программе РОСТ Худякова Е.П.
С целью выявления уровня подготовки выпускников к экзаменам были проведены пробные экзамены по экзаменам по выбору в период зимних каникул.( График проведения пробного ЕГЭ по предметам по выбору см. в Приложении №3.)
3.3.Анализ УМК. Учебник “Spotlight” для 11 класса под ред. О.В.Афанасьевой, Дж.Дули, Б.Оби, В.Эванс.
УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) – совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing” , в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку.
Вся линейка включена в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ.
УМК «Английский в фокусе»
(Spotlight) отвечает требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта
общего образования и соответствует общеевропейским
компетенциям владения иностранным языком
(Common European Framework of Reference).
УМК «Английский в фокусе» также
соответствует стандартам Совета Европы.
Авторы УМК «Английский в фокусе» (Spotlight):
Для начальной школы общеобразовательных
учреждений (2-4 классы) – Н.И. Быкова, Д.
Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.
Для основной школы общеобразовательных
учреждений (5-9 классы) – Ю.Е. Ваулина, Д.
Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.
Для старшей школы общеобразовательных
учреждений (10-11 классы) – О.В. Афанасьева,
Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс
УМК «Английский в фокусе» для 10–11 классов состоит из следующих компонентов:
В основу учебника “Spotlight” положен личностно-ориентированный подход, который позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Книга содержит тексты про спорт ( стр. 64), про медицину ( стр. 40), про экологию ( стр. 41), про музыку и эстраду ( стр. 25) и многое другое. Таким образом, данный УМК воспитывает еще и всесторонне развитую личность. Что касается учета уровня обученности учащихся, степень трудности учебника соответствует уровню языковой подготовки учащихся.
Диалог культур представлен с первых же страниц учебника, где даны тексты об отношениях в семье в Италии, Англии, России, Китае, Японии [1,9]В книге есть рубрика “Culture corner”,где ярко прослеживается диалог культур. Вот одно из заданий из данной рубрики: “A British school magazine has asked for some information about homes in your country/ Write a short article…” [1,95].
В данном учебнике, на мой взгляд, учитываются возрастные особенности учащихся и профиль обучения. В учебнике представлены такие темы как: “Where there is a will, there is a way”, “Who are you?”, “Communication”, “In days to come”, что, по моему мнению, будет интересно и полезно для учащихся 11 класса, так как они вступают во взрослую жизнь. Профиль обучения также учитывается, в УМК представлены упражнения различной степени сложности и направленности.
“Spotlight” обеспечивает овладение школьниками иноязычным общением в познавательной (“Look at the picture and listen to the rhyme. What do they tell us about the Great Fire of London?”- 78), регулятивной( “You are going to buy a present to your mother for International Women’s Day on the 8th of March. Discuss with your brother/sister what gift you would like to buy and decide on one thing that you both agree on”- 96), ценностно-ориентационной (“What is your opinion? Should we have to pay for medical care, or should it be free?”- 81) функциях. К сожалению, я не нашла ни одного упражнения для обеспечения овладения иноязычным общением в этикетной функции.
За структурированность данный учебник мог бы удостоиться пальмовой ветви. В УМК ярко представлено распределение по темам (Module 1-8), урокам( 1a,1b,1c,1d,1e) [1].
Нужно отметить также видовое и жанровое разнообразие текстов, представленных в данном учебнике. В настоящем УМК имеются классические тексты английских писателей (к примеру, стр. 126), отрывки публицистических статей из газет и журналов (стр. 78), тексты медицинского характера (стр.40), формальные и неформальные письма (стр. 37), фрагменты электронной переписки (стр.38), тексты с различных веб-сайтов (стр. 39).
Что касается соотношения различных типов и видов упражнений, то речевые и неречевые упражнения имею место в данном пособии. На речевые упражнения указывает наличие ситуации общения, которая дается уже в самом задании, и коммуникативная задача. К примеру, вот одно из речевых упражнений. “ You have a problem with your new neighbor. Try to solve them correctly”. В данном задании есть ситуация – наличие проблемы с новым соседом и речевая задача – необходимо решить все проблемы с соседом в корректной форме. Примером неречевого упражнения может служить задание следующего содержания: “Use the expressions below to complete the text”). Речевые упражнения условно-речевого характера(“Use the phrase to discuss your relationships with various members, friends and neighbors”) встречаются в УМК чаще, чем подлинно речевые упражнения. Неречевые упражнения чаще всего представлены подготовительными упражнениями ( “Read the examples. Then make sentences using them”). Однако, неречевые языковые упражнения имеют место в данном учебнике: “Explain the meaning of underlined sections of the text in your own words”).
К сожалению, не все упражнения речевого характера сопровождаются ситуацией. Но, тем не менее, в рубрике “Listening and speaking” можно встретить очень интересные задания, сопровождаемые ситуацией. “A British school magazine has asked for some information about homes in your country/ Write a short article…” [1,95].
УМК наполнен очень яркими рисунками, фотографиями людей, зданий и различных предметов; даются также опоры в виде схем и таблиц (стр.31). В конце учебника есть грамматический справочник, главным образом, представленный в виде таблиц. Что еще примечательно, в учебнике используются специальные символы для аудирования, игры, парной работы, которые указывают на вид задания и упражнения.
В данном УМК выполняется преемственность учебной программы, УМК ориентирован на углубление тех знаний, которые были получены в предыдущих классах. Родной язык уже не используется при объяснении грамматического материала в учебнике, однако, темы проходятся по мере прохождения этих тем в родном языке. В этом плане делается опора на родной язык учащихся.
Нужно отметить, что данный учебник кроме всего остального создал превосходные условия для самостоятельной работы учащихся как в плане интересных заданий, так и технически. УМК содержит “Language portfolio” для написания индивидуальных работ: писем, коротких сообщений, сочинений и рассказов.
В учебнике “Spotlight” четко представлен деятельностный характер обучения. Имеются проектные задания для индивидуального выполнения и в группах. К примеру, “Write a short text about a famous monument in your country” или “You are conducting a survey in order to evaluate how “green” students in your school are. Interview your classmates and make an article for newspaper”.
Учебник сочетает в себе различные формы работы. Представлены упражнения для парной (“Work in pairs. Read the rubrics, underline the key words and answer the questions” – 112), групповой (“Do you agree with this statements. Discuss in groups” – 103), фронтальной (“ What does the proverb mean? Do you agree with it? Why/ why not?”) и индивидуальной (“ Portfolio: Write a short text about a famous monument in your country. Include: what, where the monument is, what it means, what a visitor can see/ do there” – 57) работ.
На мой взгляд, взаимосвязное обучение различным видам речевой деятельности также представлено в настоящем УМК. Перед тем, как прочитать текст, предлагается его прослушать, затем следует обсуждение содержания текста в классе со всеми или в группе и, напоследок, выполнение письменных упражнений по тексту. Приведу один яркий пример: “Listen and read. Write down five new things you have learnt about the brain and nervous system. Tell your partner”.
В учебнике представлены задания и упражнения, которые повышают мотивацию к выполнению этих заданий, а, следовательно, мотивацию учения в целом. (“Describe someone you admire and win a ticket to a club”).
В настоящее время данный учебно-методический комплект используется во многих школах России при изучении иностранного языка. В целом, учителя и сами учащиеся положительно отзываются об этом комплекте, хотя некоторые резко критикуют его за недочеты. Несомненно, авторам есть еще над чем работать для усовершенствования данного учебника. Можно заметить положительные результаты в этом направлении: данный учебно-методический комплект переиздается через каждые несколько лет, вносятся поправки в его содержание. В частности, УМК для 11 класса переиздавался уже 3 раза.