Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 19:51, контрольная работа
Краткое описание
Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами (зрительным, слуховым и т. д.); сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. В процессе обучения ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом-числительным. Сначала у него формируется представление о неопределенном количестве элементов, а затем о множестве как целостном единстве.
Содержание
Введение. Значение использования различных анализаторов в работе по формированию числовых и количественных представлений дошкольников. Методика обучения счёту с участием различных анализаторов: « на ощупь», « на слух», «счёт движений» в разных возрастных группах. Практическая работа. Список литературы.
Значение
использования различных анализаторов
в работе по формированию числовых и количественных
представлений дошкольников.
Методика
обучения счёту с участием различных анализаторов:
« на ощупь», « на слух», «счёт движений»
в разных возрастных группах.
Практическая
работа.
Список
литературы.
Введение.
«…Математика
- это цепь понятий: выпадает одно звёнышко
- и непонятно будет дальнейшее».
Н.К. Крупская.
Уже в раннем детстве ребенок знакомится
с совокупностями предметов, множеством
звуков, движений, воспринимая их разными
анализаторами (зрительным, слуховым и
т. д.); сравнивает эти совокупности, различает
их по количеству. В процессе обучения
ребенок овладевает способами устанавливать
равенство и неравенство множеств, учится
называть количества словом-числительным.
Сначала у него формируется представление
о неопределенном количестве элементов,
а затем о множестве как целостном единстве.
На этой основе развивается интерес к
сравнению множеств и к более точному
определению в них количества элементов;
со временем ребенок овладевает навыками
счета и понятием числа. Все это происходит
в практической деятельности, руководимой
взрослыми и имеющей своеобразный учебно-игровой
характер.
Ребенок рано также начинает различать
предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному
расположению и по другим признакам. Подражая
взрослым, он пытается примитивно измерять
предметы, сначала накладывая одни на
другие, затем на глаз и с помощью условных
общепринятых мер измерения.
Таким образом, создаются все предпосылки
для того, чтобы, опираясь на чувственно-действенные
восприятия, дети научились не только
распознавать различные величины, но и
правильно отражать свои восприятия и
представления в слове, пользуясь соответствующими
обозначениями, например, больше -- меньше
(по количеству), шире -- уже, выше -- ниже,
толще -- тоньше и т.д., отличая эти линейные
изменения от изменений общего объема
(больше -- меньше, большой -- маленький).
Такая дифференцировка, как показали исследования
Р.Л. Березиной, В.К. Котырло, Т.В. Лаврентьевой,
3.Е. Лебедевой, Е.В. Проскура и др., вполне
доступна для детей дошкольного возраста
при условии надлежащего руководства
взрослыми.
Как только ребенок сам начинает передвигаться,
он действенно знакомится с пространством
и пространственны м и отношениями между
вещами: он то приближается (не без труда)
к интересующим его вещам, то удаляется
от них. Оказывается, одни предметы находятся
перед ребенком, другие--сзади него или
справа, слева. Обучение позволяет малышу
рано усвоить значение таких слов, как
ближе --дальше и др. Ребенок практически
и сам ориентируется в пространственном
расположении предметов, а под руководством
взрослого учится и словесно определять
их местоположение сначала по отношению
к себе, а затем и по отношению к другим
предметам (справа от куклы -- мишка, а слева
от нее -- зайчик).
Со временем у ребенка создается элементарное
представление о близком и далеком пространстве,
хотя еще весьма конкретное (сад, в котором
он гуляет,-- близко, а работа папы -- очень
далеко). Опираясь на подобные конкретные
представления, в результате личного опыта
и обучения взрослыми, ребенок постепенно
приходит к более широким обобщениям;
в старшем дошкольном возрасте мерилом
пространства становится время («Черное
море так далеко, что надо ехать поездом
или лететь самолетом»).
Действуя с предметами, маленький ребенок
рано начинает понимать и их пространственные
соотношения: платочек он убрал в карман,
куклу посадил за стол, мишку положил на
диван, сам сел между папой и мамой, пальто
снял с вешалки и др. Дети заимствуют из
речи окружающих предлоги и наречия, отражающие
пространственные отношения между вещами,
по обобщенное значение этих предлогов
и наречий становится предметом их особого
внимания и осмысливания только в результате
обучения.
Весь распорядок жизни детей и взрослых
является предпосылкой для формирования
у ребенка чувства времени и умения пользоваться
соответствующими словами: пора, рано,
сейчас, потом.
Этот словарь временных обозначений
интенсивно развивается в процессе общения
и деятельности ребенка на протяжении
раннего и дошкольного возраста. Малыш
начинает интересоваться значением слов
вчера, сегодня, завтра, что позволяет
взрослому познакомить его с текучестью,
длительностью, периодичностью времени,
т. е. развивать «чувство времени».
Усвоение значения слов способствует
умению детей обобщать свойства вещей
-- ведь всякое слово уже в известной мере
является обобщением.
Кроме того, ребенок не пассивно воспринимает
вещи с их свойствами, отношениями, а активно
воздействует на них, преобразует их, распоряжается
ими во времени и в пространстве.
Таким образом, источником элементарных
математических представлений является
окружающая реальная действительность,
которую ребенок познает в процессе своей
разнообразной деятельности, в общении
со взрослыми и под их обучающим руководством.
Без обучения многие факты и явления,
свойства предметов остались бы вне поля
зрения и восприятия ребенка. Но обучение
в повседневной жизни носит эпизодический
характер и не может одновременно охватить
всех детей. К тому же оно не обеспечивает
систематизации приобретаемых знаний.
Для математического же развития детей
очень важно, чтобы все представления
и понятия детей о множестве и числе, представления
о величине, форме, о времени и пространстве
давались в определенной системе и последовательности.
Н.К. Крупская говорила: «... математика
-- это цепь понятий: выпадет одно звенышко
-- и непонятно будет дальнейшее» ». И как
бы ни были малы знания из области математики,
которые приобретают дети до школы, они
должны усложняться постепенно, с учетом
того, что можно и необходимо дать именно
на данном этапе развития детей.
Вот почему обучение на занятиях является
основной, ведущей формой развития у детей
математических представлений. А упорядоченные
представления и правильно сформированные
первые понятия так же, как вовремя развитые
мыслительные способности, служат залогом
дальнейшей успешной работы детей в школе.
1. Значение использования
различных анализаторов в работе по формированию
числовых и количественных представлений
дошкольников.
Полноценное математическое развитие
обеспечивает организованная, целенаправленная
деятельность, в ходе которой воспитатель
продуманно ставит перед детьми познавательные
задачи, помогает найти адекватные пути
и способы их решения. Специально организованная
деятельность обучающего и обучаемых,
протекающая по установленному порядку
и в определенном режиме, называется формой
обучения.
Формирование элементарных
математических представлений у дошкольников
осуществляется на занятиях и вне их, в
детском саду и дома. Занятия являются
основной формой развития элементарных
математических представлений в детском
саду. На них возлагается ведущая роль
в решении задач общего умственного и
математического развития ребенка и подготовки
его к школе. С помощью занятий удается
вооружить детей знаниями второй категории
(по определению А.П. Усовой), повышенной
трудности, достаточно обобщенными, лежащими
в "зоне ближайшего развития". Самостоятельно
приобрести их ребенок не в состоянии.
На занятиях реализуются практически
все программные требования: осуществление
образовательных, воспитательных и развивающих
задач происходит комплексно; математические
представления формируются и развиваются
в определенной системе.
Занятия по формированию элементарных
математических представлений у детей,
или занятия по математике в детском саду
(как они названы в последних программных
документах), строятся с учетом общедидактических
принципов: научности, системности и последовательности,
доступности, наглядности, связи с жизнью,
индивидуального подхода к детям и др.
Во всех возрастных группах занятия проводятся
фронтально, т. е. одновременно со всеми
детьми. Лишь во второй младшей группе
в сентябре рекомендуется проводить занятия
по подгруппам (6-8 человек), охватывая всех
детей, чтобы постепенно приучить их заниматься
вместе. Количество занятий определено
в так называемом "Перечне занятий на
неделю", содержащемся в программе детского
сада. Оно относительно невелико: одно
(два в подготовительной к школе группе)
занятие в неделю. С возрастом детей увеличивается
длительность занятий: от 15 минут во второй
младшей группе до 25-30 минут в подготовительной
к школе группе. Поскольку занятия математикой
требуют умственного напряжения, их рекомендуют
проводить в середине недели в первую
половину дня, сочетать с более подвижными
физкультурными, музыкальными занятиями
или занятиями по изобразительному искусству.
Каждое занятие занимает свое,
строго определенное место в системе занятий
по изучению данной программной задачи,
темы, раздела, способствуя усвоению программы
развития элементарных математических
представлений в полном объеме и всеми
детьми. В работе с дошкольниками новые
знания даются небольшими частями, строго
дозированными "порциями". Поэтому
общую программную задачу или тему обычно
делят на ряд более мелких задач - "шагов"
и последовательно реализуют их на протяжении
нескольких занятий. Например, вначале
дети знакомятся с длиной, затем шириной
и, наконец, высотой предметов. Для того
чтобы они научились безошибочно определять
длину, ставится задача распознавания
длинной и короткой полосок путем их сравнения
приложением и наложением, затем подбирается
из ряда полосок разной длины такая, которая
соответствует предъявленному образцу;
далее на глаз выбирается полоска самая
длинная (или самая короткая) и одна за
другой укладываются в ряд. Так, длинная
полоска на глазах самого ребенка становится
более короткой по сравнению с предыдущей,
а это раскрывает относительность смысла
слов длинный, короткий. Такие упражнения
постепенно развивают глазомер ребенка,
приучают видеть отношения между размерами
полосок, вооружают детей приемом сериации
(укладывание полосок по возрастающей
или убывающей длине). Постепенность в
усложнении программного материала и
методических приемов, направленных на
усвоение знаний и умений, позволяет детям
почувствовать успехи в своей работе,
свой рост, а это в свою очередь способствует
развитию у них все большего интереса
к занятиям математикой. Решению каждой
программной задачи посвящается несколько
занятий, и затем в целях закрепления к
ней неоднократно возвращаются в течение
года. Количество занятий по изучению
каждой темы зависит от степени ее трудности
и успешности овладения ею детьми. Поквартальное
распределение материала в программе
каждой возрастной группы на протяжении
учебного года позволяет полнее реализовать
принцип системности и последовательности.
В летние месяцы (V квартал) занятия по
обучению математике ни в одной из возрастных
групп не проводятся. Полученные детьми
знания и умения закрепляются в повседневной
жизни: в играх, игровых упражнениях, на
прогулках и т.д. Нарушение принципа системности
и последовательности в работе по развитию
математических представлений недопустимо.
Н.К. Крупская говорила: "...математика
- это цепь понятий: выпадает одно звенышко
- и непонятно будет дальнейшее".
На основе программы формирования
элементарных математических представлений
с учетом особенностей детей и уровня
их развития воспитатель определяет содержание
каждого конкретного занятия, четко и
лаконично формулирует его задачи, например:
"Учить детей устанавливать соотношения
между тремя предметами по длине и раскладывать
предметы в ряд в порядке возрастания
длины, ориентируясь на образец; обозначать
соотношения по длине словами самый длинный,
самый короткий, длиннее, короче; закрепить
умение устанавливать равенство групп
предметов при условии различных интервалов
между предметами в каждой из них; упражнять
в счете в пределах б". На занятиях, кроме
"чисто" образовательных, ставятся
также и задачи по развитию речи, мышления,
воспитанию качеств личности и черт характера,
т. е. разнообразные воспитательные и развивающие
задачи.
Программное содержание занятия
обусловливает его структуру. В структуре
занятия выделяются отдельные части: от
одной до четырех-пяти в зависимости от
количества, объема, характера задач и
возраста детей. Часть занятия как его
структурная единица включает упражнения
и другие методы и приемы, разнообразные
дидактические средства, направленные
на реализацию конкретной программной
задачи. Общая тенденция такова: чем старше
дети, тем больше частей в занятиях. В самом
начале обучения (во второй младшей группе)
занятия состоят из одной части. Однако
не исключается возможность проведения
занятий с одной программной задачей и
в старшем дошкольном возрасте (новая
сложная тема и т. д.). Структура таких занятий
определяется чередованием разных видов
деятельности детей, сменой методических
приемов и дидактических средств.
Все части занятия (если их несколько)
достаточно самостоятельны, равнозначны
и вместе с тем связаны друг с другом.
Структура занятия обеспечивает
сочетание и успешную реализацию задач
из разных разделов программы (изучение
разных тем), активность как отдельных
детей, так и всей группы в целом, использование
разнообразных методов и дидактических
средств, усвоение и закрепление нового
материала, повторение пройденного. Новый
материал дается в первой или первых частях
занятия, по мере усвоения он перемещается
в другие части. Последние части занятия
обычно проводятся в форме дидактической
игры, одной из функций которой является
закрепление и применение знаний детей
в новых условиях.
В процессе занятий, обычно
после первой или второй части, проводятся
физкультминутки - кратковременные физические
упражнения для снятия утомления и восстановления
работоспособности у ребят. Показателем
необходимости физкультминутки является
так называемое двигательное беспокойство,
ослабление внимания, отвлечение и т. д.
В физкультминутку рекомендуется включать
2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей
(движение рук, наклоны, прыжки и т. д.).
Наибольшее эмоциональное воздействие
на ребят оказывают физкультурные минутки,
в которых движения сопровождаются стихотворным
текстом, песней, музыкой. Возможно связывать
их содержание с формированием элементарных
математических представлений: сделать
столько и таких движений, сколько скажет
воспитатель, подпрыгнуть на месте на
один раз больше (меньше), чем кружков на
карточке; поднять вверх правую руку, топнуть
левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная
минутка становится самостоятельной частью
занятия, занимает больше времени, так
как она выполняет, помимо обычной, еще
и дополнительную функцию - обучающую.
Дидактические игры разной
степени подвижности также могут успешно
выступать в качестве физкультминутки.