Значение образных игрушек в жизни детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:48, реферат

Краткое описание

Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания детей является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребёнка. Важнейшей составной частью такой образовательной среды является игра и игрушка. Они, по мнению учёных, — значимые составляющие любой культуры. Какова культура — таковы и игрушки. Игрушка — тот предмет, посредством которого в особой «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры (цивилизации), направление движения к процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению.

Вложенные файлы: 1 файл

образные игрушки.docx

— 86.40 Кб (Скачать файл)

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗНЫХ ИГРУШЕК В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В огромном и малознакомом мире дети не одиноки, потому что у них есть игрушки — партнёры, друзья, соучастники постижения этого мира, его красок, звуков, вещественных форм, через них в основном общество поддерживает и культивирует детскую игру

 

  1. Значение образной игрушки в развитии ребенка

Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания детей является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребёнка. Важнейшей составной частью такой образовательной среды является игра и игрушка. Они, по мнению учёных, — значимые составляющие любой культуры. Какова культура — таковы и игрушки. Игрушка — тот предмет, посредством которого в особой «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры (цивилизации), направление движения к процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению.

Игрушка, игра с ней — специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Она — духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре и зле.

Игрушки для ребёнка — своеобразные обобщённые эталоны окружающей материальной действительности, с помощью которых он воссоздаёт картины реальной жизни и ему передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Мир игрушек трансформирует, переводит слова и понятия, пока ещё не доступные ребёнку, на прекрасный и образный язык ощущений и эмоций. Малыш, берущий игрушку в руки, — уже творец, созидатель, режиссёр и главный герой тех жизненных ситуаций, что сейчас разыграет с неподдельным пафосом и силой перевоплощения...

МНОГООБРАЗНЫЙ материальный мир, представленный в игрушечных образах, позволяет удовлетворить познавательные потребности ребёнка, ввести его в мир людей и человеческих отношений, мир природы, науки, техники и культуры. Образы игрушек оживляют детские представления, вызывают различные ассоциации, пробуждают настоящие чувства, активизируют деятельность. Единство познавательного, эмоционального и деятельностного компонентов, заключённых в образных игрушках, позволяет без особых усилий приобщить ребёнка к художественным и духовным ценностям жизни. Тематическое разнообразие образных игрушек даёт возможность активизировать индивидуальные интересы, склонности и способности детей.

Образные игрушки необходимы ребёнку на протяжении всего дошкольного детства, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в его психическом развитии. У ребёнка младенческого возраста эти игрушки вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем возрасте образная игрушка активно включена в сюжетно-отобразительную игру, в дошкольном возрасте — в разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, строительные, режиссёрские, игры-драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

Часто образная игрушка не только участвует в детских играх, но и выступает идеальным партнёром по общению, товарищем, с которым можно поговорить, поделиться радостями, огорчениями, заботами. В зависимости от своего настроения ребёнок наделяет игрушку (куклу, мишку и др.) мыслями, чувствами. Игрушка в руках малыша действует так, как он этого хочет в данный момент, т.е. выполняет, например, в отношении к кукле, те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. Такая позиция является ещё одной причиной неизменной привлекательности для ребёнка игр с куклой. Оценивая поведение куклы, он передаёт ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его, проигрывая и оценивая всевозможные формы поведения. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества. Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается на выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверушки, они совершают с ними различные действия (обнимают, гладят) и верят, что игрушка тоже отвечает взаимностью.

В то же время игры с образными игрушками помогают ребёнку защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

ИГРУШКУ в качестве предмета, специально созданного взрослым для детей, можно рассматривать как своеобразное (и, пожалуй, самое распространённое) средство развития. Она должна стимулировать осмысленную активность ребёнка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Игрушка активизирует такую деятельность.

Среди всех видов деятельности детей психологи выделяют две группы. В первую входят те виды, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми и на этой основе — социальное и личностное развитие ребёнка, т.е. его желания, интересы и чувства. Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит усвоение интеллектуальных, познавательных способностей детей, их технических возможностей. Исходя из этого общепринятого разделения имеющийся массив можно условно разделить на две группы:

  1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
  2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.

Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется, прежде всего, характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект должен отчётливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребёнок будет с ней делать, и покупать не просто игрушку-новинку, а такую, которая нужна ему в данный момент, в данном возрасте.

Что же является главным для родителей, педагогов при оценке и выборе детской игрушки? Главное — её игровые качества, то, к каким играм она зовёт, каково будет содержание игры, в которой ребёнок будет претворять свой маленький жизненный опыт. Подумайте, что даст игрушка малышу, о чём расскажет, с чем познакомит?

Игрушка многофункциональна (функция — назначение, роль). Она участвует в религиозных и бытовых праздниках, реализуя при этом обрядовую функцию. Одна из древнейших её функций — магическая, роль талисмана — оберега человека — или символа для выполнения сакральных и колдовских действий. Повсеместно самой сильной магической игрушкой считается кукла. По своей эстетической функции игрушка близка произведению искусства, она украшает и наполняет наш дом радостью.

Наиболее поздней функцией игрушки является педагогическая, или социализирующая. Эта функция — самая сложная, развивающая, включает в себя ряд подфункций: развлекательную, информационную, функциональную, технологическую, коммуникативную, терапевтическую, культурологическую.

«Большая часть игрушек — это так называемые образные игрушки. Это не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие, часто условно, яркие обобщённые образы реальной действительности или сказочные, фантастические образы».

Несколько слов о категории «образ». Словарная литература трактует его как вид, облик, как то, что наглядно представляется в чьём-то сознании, воображении, памяти.

Образ есть результат и идеальная форма отражения предметов и явлений. На чувственной ступени познания образ — ощущения, представления, восприятия; на уровне мышления образ — понятия, суждения, умозаключения; на уровне конкретики образ — адекватное, художественное или символическое отражение объекта или индивида.

Игрушки образные — игрушки, которые во многом определяют сюжет игры, развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

К НИМ ОТНОСЯТСЯ:

  • Куклы; фигурки, изображающие людей и животных;
  • Предметы для игр с ними (предметы игрового обихода: мебель, посуда, одежда и тд.);
  • Театральные и празднично-карнавальные игрушки (различные виды кукол и кукольных театров, театральные костюмы и их элементы, маски театральных персонажей, элементы декораций);

• Технические игрушки отображают средства передвижения (автомашины, корабли, самолёты, поезда и т.п.); средства связи и информации (телефоны и телевизоры и тд.); некоторые виды игровых орудий труда (лопатки, совочки, формочки и тд.).

Образные игрушки различаются:

  • По своей тематике (кого или что она изображает). По способу, которым представлены в ней реальные предметы и образы: полно или фрагментарно, в общих чертах или детально. Образные игрушки воспроизводят образ реального прототипа.
  • По характеру воспроизведения этого образа игрушки подразделяются на реалистические (точные копии настоящих предметов) и прототипические (имитирующие реальные предметы особым образом — через обозначение и даже преувеличение основных, главных деталей, связанных со специфическими функциями предмета, и игнорирование его второстепенных деталей).
  • По тематической направленности (условно) можно выделить политематические игрушки, которые используются в разных по содержанию играх. Например, игрушечный компьютер, телефон, фотоаппарат, часы, телевизор могут использоваться в играх с различным сюжетом: «Библиотека», «Детский сад», «Школа», «Семья», «Магазин».

Есть игрушки, которые более тесно связаны с тем или иным содержанием игры. Например, копии инструментов, которыми взрослые пользуются в своей работе (шприц, фонендоскоп, жезл регулировщика, руль и т.п.). Они помогают воспроизводить действия, присущие носителям этих профессий. Эти игрушки можно назвать монотематическими или ключевыми (определяющими тематику сюжета).

Н.Я. Михайленко предлагает различать игрушки по их функциям в игре. В соответствии с сюжетообразую-щими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

  • предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечный утюг, молоток, руль и т.п.);
  • игрушки-персонажи — разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, каска пожарника, белая шапочка врача и т.п.;
  • маркеры (знаки) игрового пространства — игрушки (игровой материал), указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, терем-теремок, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

ДЛЯ РЕБЁНКА, вступающего в ролевую игру, чрезвычайно важны внешние знаки, помогающие вообразить себя тем или иным взрослым профессионалом (врачом, шофёром, моряком), войти в его образ и удержаться в нём какое-то время. В качестве таких знаков, выразительно и однозначно характеризующих носителя определённой профессии, могут выступать элементы форменной одежды (белый халат, элементы милицейской формы, клоунский колпак и др.) Они помогают ему войти в роль какого-нибудь профессионала.

Ребёнок никогда не откажется ни от одного атрибута. Однако необходимо соблюдать разумную меру. Для одной профессии вполне достаточно одного-двух атрибутов (например, милиционеру нужен жезл, фуражка; капитану корабля — бинокль, якорь и т.п.). В большинстве случаев можно ограничиться головным убором.

В играх дети также используют материал, который нельзя назвать собственно игрушками. В психологии и педагогике его называют предметами-заместителями: диванные подушки для устройства дома, коробки для конструирования пульта управления полётом, жёлуди вместо конфет и т.п. Включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно-действенного мышления к образному; у старших дошкольников они содействуют активизации воображения, фантазии, творчества.

В игре детей раннего возраста игрушки определяют тему и характер игровых действий. Прототипические игрушки наиболее важны для усвоения ребёнком элементарных игровых действий, т.к. они ярко выделяют основные функции предметов, направляя ребёнка на развёртывание элементарного сюжета. Малышу можно предложить куклу с нарисованным лицом, изображающую сверстника, и предметы обихода для игры с ней.

Для игры ребёнка дошкольного возраста необходимы уже и реалистические игрушки, которые были бы похожи на настоящую вещь. Например, если это фотоаппарат или телефон, то с разнообразными приспособлениями для неограниченных возможностей манипулирования. Если куклы, то с различными устройствами, шарнирные, заводные, озвученные, в разных костюмах.

Разновидностью сюжетных игр являются режиссёрские игры, атрибутами для игры которых часто являются мелкие игрушки (фигурки людей, животных, технические игрушки), которые помогают развернуть сюжет игры и открывают неисчерпаемые возможности для развития фантазии и воображения. Изображаемый мир населяется образами, для которых придумываются различные сюжетные линии, создаются сцены, в которых ребёнок ведёт роль игрушечных персонажей, действуя за них, изображая их интонацией, движением фигурок. В этой игре ребёнок выступает в нескольких ипостасях, совмещая несколько позиций — режиссёра, драматурга, актёра. Носителями в игре выступают игрушки и другие предметы; содержанием игр является опосредованный социальный опыт. В старшем дошкольном возрасте ребёнок сам конструирует предметно-игровую среду в зависимости от выбранной темы, организовывает игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом он учится смотреть на события с разных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персонажа.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в педагогическом процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, образные игрушки используются очень широко: и как наглядное пособие для различных видов деятельности, и как предмет забавы детей. Но основное назначение образной игрушки — использование в игровой деятельности.

Информация о работе Значение образных игрушек в жизни детей дошкольного возраста