Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:18, курсовая работа
Цель исследования - выявление особенностей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактическую игру.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу исследования.
2. Выявить уровень интеллектуального развития старших дошкольников.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования дидактических игр в целях интеллектуального развития старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3-5
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в дидактической игре
1.1. Проблема дидактической игры в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………...............5-9
1.2. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………….........................................................9-12
1.3. Роль дидактической игры в интеллектуальном развитии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………...............12-19
ГЛАВА 2. Условия использования дидактических игр как средства интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня интеллектуального развития старших дошкольников………………………………………………….........................20-27
2.2. Методика включения в образовательный процесс дидактических игр………………………………………………………………………..……28-30
2.3. Обсуждение результатов опытно - экспериментальной работы……………………………………………………………………..........30-37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........38-39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……..40
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет дошкольного образования
Кафедра общей дошкольной педагогики
Курсовая работа
«Дидактическая игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
студентка 3 курса, 305 гр.
Зелёная Наталья Григорьевна
Научный руководитель:
Митрош Ольга Иосифовна,
кандидат педагогических наук, доцент
Минск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в дидактической игре
ГЛАВА 2. Условия использования дидактических игр как средства интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня интеллектуального
развития старших дошкольников………………………………………………
2.2. Методика включения в образовательный
процесс дидактических игр………………………………………………………………………
2.3. Обсуждение результатов опытно - экспериментальной
работы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Игра-это не
просто развлечение, это
Игра способствует
формированию самооценки
Роль игры
в становлении личности
В любой деятельности следует ориентироваться на интерес ребёнка. А самым интересным для него является игра. В игре взрослому легче «замаскировать» мотивы выполнения того или иного задания.
Для обучения
через игру и созданы
Анализ научных
исследований (В.Н.Аванесова, Ф.Н.Блехер,
Р.И.Жуковская, Л.И.Инякина и
Вопросы теории
и практики дидактической игры
разрабатывались и
Интеллектуальный
труд-это сложный процесс, и
учитывая возрастные
Цель исследования - выявление особенностей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактическую игру.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу исследования.
2. Выявить уровень интеллектуального развития старших дошкольников.
3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования дидактических игр в целях интеллектуального развития старших дошкольников.
Объект исследования - интеллектуальное развитие старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в целях интеллектуального развития дошкольников, обучающихся в старшей группе, будет эффективным при следующих условиях:
- применении дидактической
игры как самостоятельного
- подборе игр с опорой на следующие принципы: целевая направленность игры, возможности использования и модификации в старшей группе, новизна и привлекательность для детей, возможности для самостоятельного применения детьми;
- осуществлении индивидуально-
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, научной периодики по изучаемой проблеме, психолого-педагогическая диагностика, педагогический эксперимент.
Исследование
проводилось на базе
Глава 1. Теоретические основы проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в дидактической игре
1.1. Проблема
дидактической игры в
Специфическим методом обучения детей старшего дошкольного возраста являются дидактические игры и упражнения. По мнению Е.И.Удальцовой особенность дидактической игры состоит в том, что «…они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в дидактических целях они остаются играми» [25,стр.4]. Именно эта особенность дидактических игр обуславливает их ценность как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [24,стр.104].
Идея обучать детей
посредством игры привлекала
многих педагогов и
через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Ш.А.Амонашвили играет, общаясь со своими учениками, и вот это драгоценное умение взрослого человека стать, как бы на один уровень с ребенком с лихвой вознаграждается - блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к учителю [2,стр.3].
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры [6,стр.7]. Поэтому, используя дидактические игры, следует опираться на интерес ребенка, на его предпочтения, что позволит добиться желаемого результата.
В дидактической игре, у детей, формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Такое влияние дидактических игр отмечала еще Н.К.Крупская.
Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений [5,стр.13].
Игра- это сложное
социально-психологическое
Содержание дидактических
игр формирует у детей
Игра- это «волшебная
палочка», с помощью которой можно
научить ребенка всему. Шиллер
считал игру основой всякого
искусства. Г.В.Плеханов
Игра- это не просто
развлечение, это творческий
С трудом игру
связывал также Плеханов, который
проанализировал содержание
П.Ф.Лесгафт понимал
игру, как упражнения при посредстве
которого ребенок готовиться
к жизни, он считал, что необходимо
использовать игры, как дидактический
материал для всестороннего
Множество ученых говорили о важности игр для всестороннего развития ребенка. Например, Мария Монтессори рассматривала игровую деятельность ребенка с точки зрения врача- антрополога и психолога как деятельность, которая является работой по перестройке психики ребенка. «Если мы пронаблюдаем за трехлетним ребенком, то мы увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это означает, что он исследует предметы с помощью рук.… Через этот опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Через работу он становиться сознательным и строит свою личность [16,стр.1]. О взаимосвязи игры и работы над самим собой, о самостоятельном становлении личности ребенка, говорил также Е.В.Субботский: «Творческую свободную деятельность ребенка мы называем игрой… Продуктом этой игры всегда является сам ребенок. Иначе говоря, игра- это работа ребенка над самим собой» [23,стр.178].
В книге «Креативный ребенок» М.Монтессори писала: «Можно было бы сказать, что во всех своих упражнениях ребенок играет, но посредством этих игр он приобретает способности и силы, которые требуются ему для формирования и развития» [16,стр.3].
Е.И.Тихеева отводила особое место играм. В ее детском саду, под ее руководством использовались 2 вида игр: свободные игр и игры организованные педагогом (игры с правилами). Причем играм с правилами она придавала большее значение. Е.И.Тихеева заявляла о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в обучении детей она напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Содержанием её дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
В советской педагогике
система дидактических игр
Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников